Тема 2. Эволюция науки управления
I. Задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать материалы по теме «Древняя практика – новая наука» [2] (стр. 64-67).
2. Рассмотреть основные подходы к управлению: с позиции выделения различных школ, процессный, системный, ситуационный.
3. Рассмотреть принципы производительности Х. Эмерсона.
4. Изучить возможности использования количественных методов в управлении.
5. Уяснить основы системного подхода в управленческой теории и практике.
6. Рассмотреть особенности российского менеджмента и формирование практической концепции менеджмента в России.
7. Изучить особенности зарубежного опыта менеджмента.
8. Дать анализ периодизации менеджмента и выразить свое отношение к проблемам менеджмента и подходам к их решению.
Подготовить обоснованные письменные ответы на следующие ситуации.
Ситуация 1. Вашему вниманию предлагается две наиболее распространенные и известные точки зрения на менеджмент как науку. Внимательно прочитайте и обоснуйте приведенные утверждения:
- теория менеджмента не имеет своих объективных законов, так как все знания об управлении включаются в состав «управленческих аспектов разных наук» или в состав «конкретных наук об управлении».
- теорию менеджмента невозможно было бы создать только за счет синтеза знаний других наук, так как в управлении есть нечто, чего нет и не может быть у составляющих это знание наук.
Постановка задачи.
1.Какую точку зрения вы считаете правильной? Существует ли такая самостоятельная наука, как менеджмент?
2.Что отличает предмет менеджмента от предмета «управленческих аспектов разных наук» и «конкретных наук об управлении»?
3.Каковы составляющие менеджмента как науки?
4.Какова роль менеджмента в современных рыночных условиях?
Ситуация 2. Вам предлагается рассмотреть две наиболее распространенные точки зрения на вклад различных научных школ в теорию менеджмента:
- все действующие научные школы образуют монистическую, единую, общепринятую и законченную модель теории менеджмента;
- создать такую теорию менеджмента невозможно, но нужно учитывать и использовать рациональное содержание позиций всех существующих школ.
Постановка задачи.
1.Какую точку зрения вы считаете правильной?
2.Опытный, преуспевающий менеджер часто любит повторять: «У меня своя концепция управления!». Согласны ли вы с этим утверждением?
3. Из каких элементов известных теорий менеджмента вы планируете составить индивидуальную концепцию управления организацией и персоналом.
II. План семинарского занятия
Семинар 1 по теме 2«Эволюция науки управления»
1.История управленческой мысли и возникновения научного менеджмента.
2.Классическое направление в менеджменте.
3.Школа человеческих отношений в менеджменте.
Семинар 2 по теме 2 «Эволюция науки управления»
1.Системный подход к управлению.
2. Ситуационный подход к управлению. Концепции стратегического управления. Количественные теории управления.
3.Научные взгляды на управление в России.
III. Рекомендации по выполнению заданий
И подготовке к семинарскому занятию
Материал по истории науки и практики управления рекомендуется изучать по направлениям, «школам» и концепциям менеджмента. Важно учесть, что новые взгляды на проблемы управления производством возникают не стихийно, а вследствие изменений в общественном производстве, экономических отношениях и социальной среде. Эволюция взглядов на управление тесным образом связана с открытиями и изобретениями в области техники и технологии, использованием новых источников энергии, новыми сферами человеческой деятельности, расширением международных связей и т.д.
Конспектирование темы «Древняя практика – новая наука» требует акцентировать внимание на истории развития организации и управления и отличиях современной организации по сравнению со «старой» организацией.
При уяснении различных подходов к управлению следует определить предметные области каждого подхода и причины его возникновения.
При подготовке доклада, содержащего основные проблемные области российского менеджмента, необходимо сравнить их с аналогичными показателями наиболее успешно развивающихся стран.
Закономерности системного характера необходимо применить к анализу примера реально действующей системы.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо самостоятельно изучить отличия основных наиболее эффективно действующих систем управления – японской и американской и возможности применения зарубежного опыта в России.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005.
2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.
Дополнительная литература
1.Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ВИЛЬЯМС, 2003.
2.Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984.
3.Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Попурри, 2005.
4.Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1999.
Тема 3. Организация