Тема 2. Эволюция науки управления

I. Задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать материалы по теме «Древняя практика – новая наука» [2] (стр. 64-67).

2. Рассмотреть основные подходы к управлению: с позиции выделения различных школ, процессный, системный, ситуационный.

3. Рассмотреть принципы производительности Х. Эмерсона.

4. Изучить возможности использования количественных методов в управлении.

5. Уяснить основы системного подхода в управленческой теории и практике.

6. Рассмотреть особенности российского менеджмента и формирование практической концепции менеджмента в России.

7. Изучить особенности зарубежного опыта менеджмента.

8. Дать анализ периодизации менеджмента и выразить свое отношение к проблемам менеджмента и подходам к их решению.

Подготовить обоснованные письменные ответы на следующие ситуации.

Ситуация 1. Вашему вниманию предлагается две наиболее распространенные и известные точки зрения на менеджмент как науку. Внимательно прочитайте и обоснуйте приведенные утверждения:

- теория менеджмента не имеет своих объективных законов, так как все знания об управлении включаются в состав «управленческих аспектов разных наук» или в состав «конкретных наук об управлении».

- теорию менеджмента невозможно было бы создать только за счет синтеза знаний других наук, так как в управлении есть нечто, чего нет и не может быть у составляющих это знание наук.

Постановка задачи.

1.Какую точку зрения вы считаете правильной? Существует ли такая самостоятельная наука, как менеджмент?

2.Что отличает предмет менеджмента от предмета «управленческих аспектов разных наук» и «конкретных наук об управлении»?

3.Каковы составляющие менеджмента как науки?

4.Какова роль менеджмента в современных рыночных условиях?

Ситуация 2. Вам предлагается рассмотреть две наиболее распространенные точки зрения на вклад различных научных школ в теорию менеджмента:

- все действующие научные школы образуют монистическую, единую, общепринятую и законченную модель теории менеджмента;

- создать такую теорию менеджмента невозможно, но нужно учитывать и использовать рациональное содержание позиций всех существующих школ.

Постановка задачи.

1.Какую точку зрения вы считаете правильной?

2.Опытный, преуспевающий менеджер часто любит повторять: «У меня своя концепция управления!». Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Из каких элементов известных теорий менеджмента вы планируете составить индивидуальную концепцию управления организацией и персоналом.

II. План семинарского занятия

Семинар 1 по теме 2«Эволюция науки управления»

1.История управленческой мысли и возникновения научного менеджмента.

2.Классическое направление в менеджменте.

3.Школа человеческих отношений в менеджменте.

Семинар 2 по теме 2 «Эволюция науки управления»

1.Системный подход к управлению.

2. Ситуационный подход к управлению. Концепции стратегического управления. Количественные теории управления.

3.Научные взгляды на управление в России.

III. Рекомендации по выполнению заданий

И подготовке к семинарскому занятию

Материал по истории науки и практики управления рекомендуется изучать по направлениям, «школам» и концепциям менеджмента. Важно учесть, что новые взгляды на проблемы управления производством возникают не стихийно, а вследствие изменений в общественном производстве, экономических отношениях и социальной среде. Эволюция взглядов на управление тесным образом связана с открытиями и изобретениями в области техники и технологии, использованием новых источников энергии, новыми сферами человеческой деятельности, расширением международных связей и т.д.

Конспектирование темы «Древняя практика – новая наука» требует акцентировать внимание на истории развития организации и управления и отличиях современной организации по сравнению со «старой» организацией.

При уяснении различных подходов к управлению следует определить предметные области каждого подхода и причины его возникновения.

При подготовке доклада, содержащего основные проблемные области российского менеджмента, необходимо сравнить их с аналогичными показателями наиболее успешно развивающихся стран.

Закономерности системного характера необходимо применить к анализу примера реально действующей системы.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо самостоятельно изучить отличия основных наиболее эффективно действующих систем управления – японской и американской и возможности применения зарубежного опыта в России.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005.

2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

Дополнительная литература

1.Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ВИЛЬЯМС, 2003.

2.Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984.

3.Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Попурри, 2005.

4.Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1999.

Тема 3. Организация

Наши рекомендации