Общие закономерности и проблемы российского лидерства
Особенности российского лидерства во многом зависят от способа возникновения данной компании. Наемный генеральный директор, унаследовавший организацию от государственной формы собственности, в большей степени склонен сохранять былой иерархический порядок, удерживать большой объем собственности и штат сотрудников (рис. 9.2.1). Как правило, это сложившаяся ранее иерархическая культура претерпевает периодические реконструкции и усовершенствования в рамках изменяющихся требований бизнеса и необходимости совершенствования имиджа, представительности компании на рынке.
Рис. 9.2.1. Закономерности формирования российского лидерства
Индивидуальный создатель и владелец фирмы стремится минимизировать объем собственности и штат сотрудников, созда-вая оргкультуру самостоятельно в рамках своего собственного представления о миссии, целях и ценностях компании. Качество руководства и характер создаваемой культуры здесь обусловлены
личностными особенностями лидера, его культурой, воспитанием, образованием, жизненными ценностями.
Значительно усложняется формирование культуры, если ком пания создана группой учредителей, даже если они очень дружно и доверительно взаимодействуют на первоначальном этапе 64 становления. По мере развития бизнеса и роста численности со трудников требуются разделение функций и выделение долж ности главного руководителя, что при стартовом равенстве постепенно ведет к напряженности отношений в лидирующее группе, «выдавливанию» соучредителей, постоянной борьбе за расширение полномочий.
Российских бизнесменов отличают не только удивительная воля к победе и готовность добиваться ее любыми средствами, но и бо лее ярко выраженные, чем у многих западных коллег, вера в свои силы и желание действовать. Сдаваться, отступать перед сложностями или признавать, что «этого сделать нельзя», — не в характере российских бизнесменов. В отличие от многих западных бизнес-лидеров, российские бизнесмены часто являются и основным i акционерами возглавляемых ими компаний и потому искренне заинтересованы в инициативах по повышению стоимости бизнеса, в разного рода изменениях, улучшениях и экспериментах.
Существует, однако, ряд особенностей, осложняющих развитие лидерских качеств у широкого круга российских менеджеров, и их нельзя не учитывать при разработке соответствующих программ. Одни из этих особенностей объясняются культурной спецификой страны, другие скорее носят структурный характер и обусловлены недавним прошлым российских организаций и предприятий, третьи объясняются молодостью российского бизнеса:
• отношение к внешней среде. Внешняя среда оценивается как враждебная, затрудняющая и тормозящая созидательную деятельность. При этом в силу экономической и законодательной неразвитости она предоставляет огромные возможности предприимчивым и активным людям. Изменчивость и непредсказуемость внешней среды предопределяют гибкость в отношении сферы деятельности и краткосрочность временных ориентации;
• доминирование личных отношений над профессиональными. Личные отношения играют в российской организации гораздо более важную роль, чем в типичной западной. Такое положение можно было считать вполне нормальным на этапе формирования компании, когда преданность была важнее профессионализма, но характер личных отношений с при-
нимающими решения людьми, а не профессионализм или наличие лидерских качеств и по сей день остается во многих компаниях важнейшим фактором продвижения по карьерной лестнице. Во многих российских организациях фактически сложилась альтернативная иерархия, построенная на личных связях и зачастую противоречащая профессиональным требованиям организации;
• неумение работать в команде. Советская система управления держалась на строгой иерархии, поэтому многие российские бизнес-лидеры, несмотря на свои достоинства, не умеют работать в команде и налаживать командный подход в организации в целом. Западные же компании все больше осознают важность создания командной среды, в которой все руководители работают сообща и на равных, вносят особый вклад в общий успех компании. Командная работа и горизонтальное взаимодействие особенно важны в таких организациях, как юридические и консалтинговые фирмы, однако и в производственных компаниях некоторые вопросы под силу решить только команде — особенно те, которые требуют экспертизы специалистов разного профиля. В России такая практика приживается медленно. Поэтому достаточно часто стремление персонала перестраивать культуру в клановом направлении, прослеживающееся в большинстве исследований, наталкивается на нежелание и неспособность руководителя осуществить такую перестройку;
• отсутствие опыта и культуры развития персонала. Во многих российских компаниях пока не уделяется должного внимания развитию персонала, и их менеджеры не обладают современными знаниями и навыками в этой области, делая упор на финансовые способы стимулирования сотрудников, а не на другие, не менее действенные факторы мотивации — эмоциональная привязанность к работе или команде, образование и т.д. Причина этого — отсутствие у значительной части руководителей специального управленческого образования;
• бюрократический стиль руководства. Российские лидеры предпочитают не подстраиваться под существующие правила, а переписывать их в соответствии со своим видением. Отсюда неумение и нежелание четко ставить цели, неспособность сформулировать свою миссию и ценностные ориентиры для сотрудников, неграмотная мотивация персонала, основанная на постоянной угрозе увольнений, скупость на похвалы и заниженная оценка потенциала работников. Все это демо-
469
тивирует работников, снижает их удовлетворенность трудом заставляет относиться к работе как к каторге, повышает те кучесть кадров. Люди либо уходят, либо дружно саботирую указания лидера, который, пребывая в уверенности, что незаменимых нет, продолжает «кадровую чехарду», объясни» непослушание и незаинтересованность работников их глу постью, упрямством, ленью и равнодушием; • чрезмерный контроль и нечеткое распределение обязанностей Во многих российских компаниях отмечаются хищения и коррупция на разных уровнях, поэтому руководство внедряс механизмы тотального контроля. В то же время такие мерь часто препятствуют децентрализации и делегированию полномочий, необходимых для развития лидерства. Самые успешные международные компании, стимулируя развитие предпринимательского духа и лидерских качеств, предоставляют менеджерам среднего звена больше свободы и вместе с тем возлагают на них больше ответственности за работу их подразделений. При этом контролируются лишь заранее согласованные ключевые параметры. В результате многие компании существенно сократили количество уровней в своих структурах, повысили эффективность деятельности, стали более чутко реагировать на внешние изменения. У российских компаний, напротив, зачастую нет четко очерченных зон ответственности и эффективных процедур принятия решений. Результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в августе 2005 г., продемонстрировали, что нынешняя российская бизнес-элита вызывает у общества негативное отношение.
С точки зрения 26% россиян, элитой являются люди, которые сегодня обладают властью и влияют на власть, 25% считают элитой всех, «кто богат», 65% — тех, кто нами правит, и лишь 17% относят к числу элиты людей высшей квалификации и профессионализма, а 13% — тех, кто обладает духовным и нравственным влиянием в обществе. Элита, сформированная по принципу «кто богат и кто дорвался до власти», вряд ли может претендовать на высокую эффективность. На вопрос, соответствует ли нынешняя элита задачам, стоящим перед страной и обществом, только 3% опрошенных ответили положительно, 14% считают, что «скорее соответствует», и 70% придерживаются обратного мнения.
Показательно мнение россиян о том, что нужно человеку, чтобы оказаться в элите: 75% полагают, что деньги, 56% — связи во властных структурах, и лишь 20% считают, что необходимы энергичность, талант, высокая квалификация.
Современная российская бизнес-элита не имеет каких-то определенных ярко выраженных социальных корней, хотя, по мнению россиян, значительная ее часть — выходцы из старой партийной совет-
ской номенклатуры (37%), бывших комсомольских работников (25%), руководителей бывших госпредприятий и учреждений (20%), выходцы из криминальных структур (27%).
По мнению россиян, для элиты, существовавшей в советскую эпоху, были характерны озабоченность судьбой страны (57%), ответственность перед народом (39%), трудолюбие и работоспособность (34%), образованность и профессионализм (30%). А вот набор качеств, характерных, по их мнению, для нынешней элиты: корыстолюбие, склонность к корруп-i (ии (44%), безответственность, склонность ставить личные интересы выше общественных (41%), космополитизм, презрение к интересам своей страны (39%), лень, зазнайство (27%). Пожалуй, только одно позитивное качество развито у нынешней элиты больше, чем у советской, — энергичность, инициативность (соответственно 30 против 21%), которая, однако, судя но опросам, направлена отнюдь не во благо страны. Итак, нынешняя российская элита явно не соответствует задачам, стоящим перед страной, не обладает кредитом доверия со стороны общества1.
В ходе отбора персонала в компанию руководители по-прежнему ориентируются не на профессионализм, а на лояльность работника, поэтому так популярно привлечение родственников и близких друзей на руководящие должности. Существуют объективные причины этого явления: современный опыт нестабильности и кризисов заставляет проявлять осторожность и больше полагаться на кровно-родственные узы как более естественные и надежные пути получения лояльного работника.
Осторожностью обусловлена информационная закрытость управления. Многие руководители полагают, что подчиненным совсем необязательно знать, зачем и для чего они что-то делают, поэтому задачи ставятся весьма ограничено, не давая возможности человеку выбрать альтернативные решения для исполнения. Естественно, что в условиях информационного голода подчиненный лишь автоматически выполняет поручение, а поэтому слабо мотивирован улучшать показатели своей деятельности и стремиться к оптимальному результату.
Еще одна проблема — расхождение обещаний с делом и игнорирование интересов работников. Необязательность руководителей, обещавших повышение заработной платы, премии, служебный рост и не выполнивших этого, является причиной ухода многих сотрудников из компаний. Ссылки на объективные причины и обстоятельства мало убеждают российский персонал, свято верящий в сказочное спасение, счастливый исход и могущество своего руководителя. Отсутствие такого могущества — это еще
1 См.: Вызов Л. Кем богаты — тем не рады // Время новостей. — 2005. — № 154.
471
один недостаток, который работники не прощают своему лидеру. В толкование этого понятия также вкладывается свое наци ональное видение. С начала 90-х гг., когда многие предприятия просто остановились и работники перестали получать заработную плату, понятие «могущество» стало выражаться в способности лидера удержать организацию на плаву, получить госзаказ, обеспечить жизнь предприятия за счет своей инициативности, авторитета «наверху», наличия полезных связей. Такому лидеру прощаются любые недостатки и неблаговидные поступки — главным было и остается ощущение «сильной руки». Этот подход к лидерству характерен для большинства государственных предприятий с бюрократической культурой, а также для бывших государственных акционированных компаний, не успевших расстаться с бюрократическим наследством. Критерием могущественности лидера для частных компаний становится его реальный профессиональный авторитет в бизнесе.
К новому поколению руководителей предъявляется два главных требования: профессионализм и преданность. Авторитет силы заменяется авторитетом профессионализма, и это весьма позитивный для России и для ее лидерства процесс.
По отношению к российскому топ-менеджменту одним из критериев успешного лидерства можно считать изменение позиций — с «управления персоналом» на «управление человеческими ресурсами» — развитие и внедрение концепции эффективной организационной культуры.
Ответы руководителей на вопрос, для чего нужна их компании оргкультура, приведены в табл. 9.2.11.
В первую очередь культура для руководителей — это средство улучшения производственных показателей, т.е. культура по-су-ществу носит прикладной характер по отношению к производству. А вот культура в качестве имиджмейкерского средства как средство приобщения к передовым компаниям оказалась не востребована ни одним из руководителей. Главная забота — «о хлебе насущном». Интересна разница подходов к данному вопросу компаний с российским и иностранным менеджментом.
Если для российского менеджмента основной целью является формирование у сотрудников нужных ценностных ориентиров, то для иностранного менеджмента приоритетны получение большей отдачи от сотрудников и нужный позитивный имидж компании. Недооценка российским менеджментом имиджа компании вызывает определенные проблемы адаптации организации во внешней
' См.: Карьера-Форум. — 2002. — № 19. 472
среде. У российского потребителя издавна существует убежденность и том, что «импортное — это самое лучшее». Умение подать себя и свою продукцию является сейчас одним из определяющих факторов успешного бизнеса, и недопонимание этого губительным образом сказывается на развитии рынка российских товаров.
Таблица 9.2.1
Процесс изучения корпоративной культуры фармацевтических компаний России с российским и иностранным менеджментом i юказал, что 75% участников опроса занимались построением корпоративной культуры и при этом в 50% случаев отмечалась существенная разница между декларируемой и действительной культурой1.
1 См.: Корпоративная культура фармацевтических компаний: мода или необходимость? // Карьера-Форум. — 2002. — № 12. — С. 1-3.
Еще один интересный результат, связанный с обследован и ем фармацевтических компаний, — выделение факторов, спо собствующих развитию компании. Только 39% участников он роса решили, что эффективная корпоративная культура способствует развитию компании; формулирование миссии, целей и задач мало что дает компании, а влияние личности руководи теля вообще ничтожно. При этом более 50% руководителей, участвовавших в опросе, считают, что наличие/отсутствие корпоративной культуры никак не влияет на процессы найма и закрепления персонала в их компании. В то же время, по мнению 89% ЯЛ-менеджеров, наличие корпоративной культуры помогает им в работе по найму и закреплению персонала. Такие весьма парадоксальные данные, особенно столь сильная недооценка роли руководителя, весьма настораживают.
Рис. 9.2.2. Факторы, способствующие развитию компании |
По результатам наших исследований, 75% работников ценя: авторитет и силу власти, 77% считают, что хороший руководитель сам принимает решение, 87% — что их руководство авторитетно и уважаемо, для 53% руководитель — «отец родной». Поэтому было бы ошибкой преуменьшать роль руководителя в развитии компании. Неэффективным руководителям следуе i развивать те компетенции, которые востребованы внешним окружением и внутренней культурой компании, с тем, чтобы повышать значимость своего влияния на развитие компании. Сегодняшние приоритеты, которых придерживаются руководители, представлены на рис. 9.2.2.
Результаты изучения стиля управления, проведенного нами в 12 крупнейших российских компаниях, приведены в табл. 9.2.2.
Таблица 9.2.2
По мнению опрошенных, в компаниях преобладает демократический стиль, и большую часть сотрудников это, естественно, устраивает. Лишь 7% опрошенных выразили желание изменить существующий стиль лидерства, что, очевидно, связано с теми или иными проблемами, возникающими при общении с руководством (табл. 9.2.3).
Таблица 9.2.3
Больше всего проблем общения с руководством возникает, как 1 юказал опрос, в рыночных культурах, в которых от успешных коммуникаций с руководством зависит успех выполнения задания, а следовательно, гораздо выше требования персонала к этим коммуникациям, их скорости, качеству и этике. Недоступность руководства или взаимное непонимание могут существенно снизить эффективность работы компаний.
Подчиненные предпочитают кланового лидера — заботливою, ориентированного на людей и процессы, понимающего других и проявляющего о них заботу. Лидерство основано на взаимном уважении и доверии. Однако при этом лидер не должен терян и таких рыночных компетенций, как профессионализм, компетентность, организаторские способности, гибкость.
Возможен и вопрос о том, кто и как сегодня оценивает рабо ту персонала, поскольку основу материального вознаграждения при эффективной системе мотивации составляют именно резул1. таты оценки работы сотрудника (табл. 9.2.4).
Таблица 9.2.4
Как видим, абсолютно доминирует оценка результатов работы персонала непосредственным начальником по видимому результату
При такой системе оценки весьма часто возникают опасноеп, необъективности выставляемой оценки и несправедливости последующего стимулирования в соответствии с этой оценкой. Вероятно, данная система отражает тот идеальный образ руководителя, который был дан сотрудниками: человек справедливый, понимающий, объективный, добрый и отзывчивый. Однако такая система оценки способствует укреплению иерархической культуры и единоначалия руководителя, но никак не демократии и клановых параметров развития.
В конечном итоге она становится тормозом дальнейшего развития оргкультуры компании и может вызывать противоречия, конфликтные ситуации и нежелание работников в полной мере реализовывать свои способности.
Идеальный образ работника, описанный сотрудниками компаний, в наибольшей степени типичен для иерархической, бюрократической культуры, для которой главное — высокий уровень исполнения. Следовательно, сформировавшийся у персо-
476
пала образ идеального работника не соответствует реальной культуре компаний и для повышения эффективности работы персонала следует поработать над устранением этого несоответствия, формируя необходимые черты идеального образа и сам образ. Безусловно, положительные черты иерархического идеала — дисциплинированность, обязательность, порядок, контроль и т.п. — следует сохранить, добавив качества, характерные для рыночной (требовательность, конкурентность, соперничество, целеустремленность, ориентация на успех, агрессивность в достижении результата, лидерство и т.п.), клановой (общение, дружба, участие, поддержка и т.п.) и адхократической культур.
Еще один аспект эффективности формирования и развития культуры полезно рассмотреть, изучая отношение работников к деятельности администрации компании. Иногда многие начинания сильного и талантливого лидера, правильно мыслящего, обладающего хваткой и гибкостью, мудростью и знаниями, терпят крах, i гаталкиваясь на саботаж сотрудников, поскольку они ассоциируют его с администрацией, деятельностью которой недовольны.
Вот как, например, оценили деятельность администрации работники одной из ведущих московских компаний:
• могла бы делать больше, но многое не зависит от нее — 38%;
• могла бы делать больше, но не хватает компетентности и настойчивости —17%;
• администрация не заинтересована в улучшении дел — 15%;
• усилия администрации уже дают положительные результаты — 5%;
• затрудняюсь ответить — 25%.
И хотя большинство работников стиль лидерства в этой компании с иерархической культурой вполне устраивал, деятельность администрации i юлучила весьма низкую оценку. Может, деятельность администрации столь незаметна, что ее просто сложно выявить и оценить? Вызывает большие сомнения способность такой администрации формировать организационную культуру своей компании и выполнять функции проводника решений руководства и партнера по бизнесу.
Ситуации для обсуждения
Боб Маккьюри, возглавляющий с 1993 г. подразделение компании «Тойота» в США, обладает совершенно уникальным, отличающим его от других руководителей стилем руководства. Данный стиль не внушает никакой любви к Бобу со стороны подчиненных, тем не менее подразделение, возглавляемое им, работает успешно.
Он всегда приезжает в офис к 6 ч утра. По дороге на работу он успевает переговорить по телефону с несколькими менеджерами фирмы по интересующим его вопросам. В офисе он первым делом просматривает и анализирует подготовленные отчеты о продажах. Затем вызывает менеджеров тех подразделений, показатели которых снизились,
477
и предельно жестко выясняет причины, нередко прибегая к административным мерам. Его работа заканчивается поздно ночью.
Что же заставляет Боба работать так напряженно? Безусловно, это желание обойти успешно продвигающуюся вперед фирму-конкурент «Хонда» и довести объем продаж машин своей марки на рынке США до 10%. Боб убежден, что при существующей сейчас конкуренции на рынке управление компанией должно быть достаточно жестким.
Резкий и агрессивный стиль руководства Боб использует и при общении со своими японскими коллегами, часто вызывая их недоумение. Но результаты работы Боба ошеломляют.
Согласно основному критерию в оценке любого руководителя — спо собность получать максимальную отдачу от подчиненных, — Боб явля ется весьма успешным руководителем и, как отметил один из сотрудников, заставляет исполнителя превосходить собственные ожидания и представления о себе. Не является ли это тем, что мы называем лидерством?
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте стиль руководства Боба. Для какого типа куль туры такой стиль наиболее характерен?
2. Является ли данный стиль успешным? Обоснуйте свою позицию.
3. Хотели бы вы работать под руководством Боба? Каков его механизм мотивации своих служащих?
***
Типографию научно-производственного объединения уже пять лс1 возглавляет г-жа Писарева. Она очень активна и все силы отдает работе. Вот что она говорит: «С утра до вечера я на ногах. Я все должна делать сама, потому что даже незначительная ошибка обходится нам дорого. Иногда я очень устаю, но ведь работа доставляет радость! Мои сотрудницы отзывчивы и исполнительны, прекрасно информируют меня обо всех проблемах. Чтобы не допускать ошибок, они показывают мне все материалы, прежде чем отдать в печать. Перед версткой я проверяю сигнальный экземпляр. Сотрудницы постоянно уточняют у меня отдельные детали задания. Оригиналы изданий они отдают мне на хранение, чтобы они не пропали. В конечном счете, я ведь несу ответственность за все, что происходит в типографии.
Мой начальник, заместитель директора объединения, может быть уверен в продуктивной работе типографии. Он по мере возможностей заботится о нас, недавно приобрел новую печатную машинку, правда, гораздо важнее была бы покупка мощного ксерокса.
У него много работы, и мы здесь его не видим и не слышим. Раз в две недели он заглядывает и спрашивает, все ли в порядке, пьет с девочками чай с принесенными им конфетами и уходит. После таких встреч у меня и моих сотрудниц всегда поднимается настроение. Наш начальник очень обаятельный человек».
Вопросы для обсуждения
1. Что неправильно в действиях руководителя типографии г-жи Писаревой?
2. Действительно ли она должна отвечать за все, что происходит в типографии?
478
3. Как вы оцениваете покупку заместителем директора печатной машинки? Что вы скажете о его стиле руководства?
***
Г-н Рыков в течение года руководит заводом, входящим в состав крупного акционерного общества и насчитывающим около 1000 человек.
Руководство считает его прекрасным специалистом, он успешно претворяет в жизнь принимаемые управленческие решения, несмотря на возражения и сопротивление сотрудников.
Частое возникновение конфликтных ситуаций на заводе г-н Рыков объяснил руководству следующим образом: «Я не люблю, когда люди бездельничают и курят в рабочее время. Моя цель — установить полный порядок на заводе, я настаиваю на скором и неукоснительном исполнении моих указаний и приказов. Однако постоянно констатирую, что мастера не исполняют их должным образом. Я не оставляю это без внимания, ведь я сам работал мастером и досконально знаю эту работу. Я сам забочусь обо всем и все держу под контролем. Разве мои требования по укреплению дисциплины и порядка чрезмерны? Я думаю исключительно о благе наших сотрудников. Я не держусь за место управ-ияющего и имею мужество, чтобы не поступиться долгосрочными интересами нашего акционерного общества ради дешевой популярности».
Сотрудникам завода нравится готовность управляющего делиться своими знаниями и опытом. Однако они жалуются, что г-н Рыков буквально заваливает рабочие столы приказами и распоряжениями. Поэтому мастера не могут заняться конкретной работой, вынуждены постоянно перестраиваться, с ними не проводят совещаний, им не дают высказаться, даже когда речь идет о рационализаторских предложениях.
Начальник цеха говорит: «Г-н Рыков нас совершенно не слушает, И только благодаря нашему опыту нам в ряде случаев удалось избежать серьезных неприятностей и аварий. Многие люди ушли бы с завода, если бы он не проявлял личную заботу о сотрудниках. Он интересуется семейными делами, посещает тяжело больных, достает лекарства, беседует с врачами, обеспечивает финансирование праздничных массовых мероприятий на заводе».
Вопросы для обсуждения
1. Как бы вы назвали стиль управления г-на Рыкова? Каковы преимущества и недостатки этого стиля?
2. Как вы оцениваете реакцию сотрудников на стиль поведения начальника? По каким пунктам, на ваш взгляд, эта критика оправдана?
3. Какие выводы необходимо сделать руководству фирмы, что оно должно потребовать от г-на Рыкова?
4. Каковы важнейшие предпосылки создания хорошей деловой атмосферы во взаимоотношениях между начальником и подчиненными?
*## Тед Келли, вице-президент крупнейшей в регионе компании по переработке нефти, утверждает, что не принимает никаких решений и платит своим подчиненным за то, чтобы они сами это делали. Он лишь каждую неделю просматривает четыре-пять оперативных листов о работе компании.
479
Его сотрудники подтверждают, что Тед ни разу не принял какое либо решение. Они объясняют успех компании тем, что, во-первых, это одна из старейших компаний и, бесспорно, лучшая из существующих в этом регионе; во-вторых, несмотря на устаревшее оборудование, производительность труда сотрудников по-прежнему высока. Систсм;| управления предусматривает, что начальники отделов самостоятельно принимают все решения в течение всей недели, а в следующий понедельник на планерке подводятся итоги недели. Тед слушает, но участия в обсуждении не принимает. Если возникает сложная ситуация, к обсуждению и решению привлекаются все менеджеры, а если этою недостаточно, то обращаются к самому авторитетному из топ-менеджеров — лидеру в данной сфере, на которого впоследствии и возлагается ответственность за принятое решение.
Благодаря успешной работе безусловно талантливых и высококвалифицированных менеджеров компания преуспевает.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте стиль руководства, которого придерживается Т. Келли. Является ли данный стиль эффективным?
2. Каковы, по вашему мнению, позитивные и негативные моменты такого стиля руководства?
3. Хотели бы вы работать под руководством такого начальника?
4. Как бы вы отнеслись к тому, чтобы Тед Келли работал под ва
шим руководством?