Концепция правление по целям (результатам): общая концепция
Концепция управления по целям:
Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому руководители на всех уровнях управления должны иметь четкие цели в рамках возложенных на них обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения менеджер должен обеспечивать в течение планового периода времени. Цели и задачи менеджмента доводятся и согласуются с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение
Этапы процесса управления по целям
• определяется круг полномочий и обязанностей менеджеров всех уровней;
• осуществляется разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей;
• составляются реальные планы достижения поставленных целей;
• производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым менеджером показателей и по каналам обратной связи - корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.
Достоинства концепции:
• повышение эффективности работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации;
• усиление мотивации к работе в результате непосредственного участия всех руководителей в установлении и согласовании целей;
• возможность продвижения к конечному результату малыми шагами, так как планами сформулирован конкретный результат и установлены временные рамки;
• улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными, совершенствование систем контроля и оценки работы каждого члена организации.
Ограничения и недостатки концепции
• система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии, где принято за правило «спускать» цели сверху, не привлекая к их согласованию руководителей других уровней;
• систему трудно использовать, если отсутствует личная мотивация и необходимая для управления информация, а также при неудовлетворительной организации контроля;
• внимание руководителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных результатов, нередко в ущерб долгосрочным целям;
• при отсутствии соответствующих условий использование концепции может подавлять творчество и инициативу.
Функции управления
Планирование как основная функция менеджмента означает выработку и принятие определенного постановления, письменного пли устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управленческое решение.
Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации
Вопросы, на которые призвана ответить функция планирования:
• Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация.
• Куда мы хотим двигаться?Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.
• Как мы собираемся сделать это?Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.
Классификация решений, вырабатываемых и принимаемых при планировании:
По длительности действия:
• долгосрочные;
• краткосрочные;
• разовые.
По степени обязательности:
•носящие категорический характер;
• носящие характер рекомендаций.
По содержанию:
• экономические;
• социальные;
• организационные;
• научные.
По степени структурированности:
• запрограммированные;
• незапрограммированные.
По лицу, принимающему решение:
• индивидуальные;
•групповые.
По направлению решения:
• внутрь организации;
• за ее пределы.
По уровню принятия решения:
• организация в целом;
• структурные подразделения;
• функциональные службы;
• отдельные работники.
По глубине воздействия:
• одноуровневые;
• многоуровневые.
По количеству целей:
• одноцелевые;
• многоцелевые.
Организация реализации принятых решений как основная функция менеджмента состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать – значит разделить на части и делегировать выполнение обшей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Содержание функции:
• доведение решения до исполнителя;
• приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;
• подборка людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.
Локальные принципы организации, которые необходимо учитывать для успешной реализации данной функции:
• цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения обшей цели;
• эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;
• устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;
• непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;
• прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;
• объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
• безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;
• соразмерности ответственности данным полномочиям;
• исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;
• приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;
• комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.
Мотивация персонала как основная функция менеджментазаключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В общем смысле мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.
Содержательные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом.
Процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения
Контролькак основная функция менеджмента – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
Три аспекта управленческого контроля:
• установление стандартов – точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
• измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
• подготовка необходимых корректирующих действий. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения; ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.
Виды контроля:
– предварительный контроль.Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления - реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
– текущий контроль.Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;
– заключительный контроль.Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
Технология контроля:
• выбор концепцииконтроля (система, процесс, частная проверка);
• определение целейконтроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);
• установление нормконтроля(этические, производственные, правовые);
• выбор методовконтроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);
• определение объема и областиконтроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).