Концепция правление по целям (результатам): общая концепция

Концепция управления по целям:

Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому руководители на всех уровнях управления должны иметь четкие цели в рамках возложенных на них обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения менеджер должен обеспечивать в течение планового периода времени. Цели и задачи менеджмента доводятся и согласуются с менеджерами всех уровней, которые на­правляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение

Этапы процесса управления по целям

• определяется круг полно­мочий и обязанностей менед­жеров всех уровней;

• осуществляется разра­ботка и согласование целей и задач управления в рам­ках установленных обязан­ностей;

• составляются реальные планы достижения постав­ленных целей;

• производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым менед­жером показателей и по ка­налам обратной связи - кор­ректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.

Достоинства концепции:

• повышение эффективно­сти работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации;

• усиление мотивации к работе в результате непос­редственного участия всех руководителей в установле­нии и согласовании целей;

• возможность продвиже­ния к конечному результа­ту малыми шагами, так как планами сформулирован конкретный результат и ус­тановлены временные рамки;

• улучшение взаимоотноше­ний между руководителями и подчиненными, совершенство­вание систем контроля и оцен­ки работы каждого члена орга­низации.

Ограничения и недостатки концепции

• система не приносит ус­пеха на плохо организован­ном и плохо управляемом предприятии, где принято за правило «спускать» цели сверху, не привлекая к их согласованию руководите­лей других уровней;

• систему трудно исполь­зовать, если отсутствует личная мотивация и необ­ходимая для управления информация, а также при неудовлетворительной орга­низации контроля;

• внимание руководителей концентрируется на дости­жении текущих и краткос­рочных результатов, неред­ко в ущерб долгосрочным целям;

• при отсутствии соответ­ствующих условий исполь­зование концепции может подавлять творчество и ини­циативу.

Функции управления

Планирование как основная функция менеджмента означает выработку и принятие определенного постановления, письменного пли устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управлен­ческое решение.

Планирование - это один из способов, с помощью которого руковод­ство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достиже­нию ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации

Вопросы, на которые призвана ответить функция планирования:

• Где мы находимся в настоящее время? Ме­неджеры должны оце­нить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добить­ся организация.

Куда мы хотим двигаться?Менедже­ры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организа­цию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать дости­жению этих целей.

Как мы собираемся сделать это?Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.

Классификация решений, вырабатываемых и принимаемых при планировании:

По длительности действия:

• долгосрочные;

• краткосрочные;

• разовые.

По степени обязательности:

•носящие категоричес­кий характер;

• носящие характер реко­мендаций.

По содержанию:

• экономические;

• социальные;

• организационные;

• научные.

По степени структурированности:

• запрограммированные;

• незапрограммированные.

По лицу, принимающему решение:

• индивидуальные;

•групповые.

По направлению решения:

• внутрь организации;

• за ее пределы.

По уровню принятия решения:

• организация в целом;

• структурные подраз­деления;

• функциональные службы;

• отдельные работники.

По глубине воздействия:

• одноуровневые;

• многоуровневые.

По количеству целей:

• одноцелевые;

• многоцелевые.

Организация реализации принятых решений как основная функция менеджмента состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной сто­роны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Организовать – значит разделить на части и делегировать выполнение обшей уп­равленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Содержание функции:

• доведение решения до ис­полнителя;

• приспособление организа­ционной структуры фирмы к задачам намечаемой деятель­ности;

• подборка людей для кон­кретной работы и делегиро­вание им полномочий, прав использования ресурсов орга­низации.

Локальные принципы организации, которые необходимо учитывать для успешной реализации данной функции:

• цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения обшей цели;

• эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и администра­тивными предписаниями;

• устойчивости. Систему управления необходимо стро­ить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;

• непрерывного совершенствования. Предполагает необхо­димость систематической организационной работы по со­вершенствованию процесса организации и реализации решений;

• прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;

• объема контроля. Менеджер в состоянии квалифициро­ванно обеспечить и проконтролировать работу ограничен­ного числа подчиненных;

• безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;

• соразмерности ответственности данным полномочиям;

• исключения. Решения повторяющегося характера низво­дятся до рутинных, выполнение которых поручается ниже­стоящим управленческим звеньям;

• приоритета функций. Управленческая функция рожда­ет орган управления, а не наоборот;

• комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.

Мотивация персонала как основная функция менеджментазаключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

В общем смысле мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.

Содержательные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом.

Процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения

Контролькак основная функция менеджмента – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему на­блюдения и проверки соответствия процесса функционирования управ­ляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определен­ных действий.

Три аспекта управленческого контроля:

• установление стандар­тов – точное определение целей, которые должны быть достигнуты в опреде­ленный отрезок времени. Оно основывается на пла­нах, разработанных в про­цессе планирования;

• измерение того, что было достигнуто за пери­од, и сравнение достигну­того с ожидаемыми ре­зультатами;

• подготовка необходи­мых корректирующих дей­ствий. Менеджер должен выбрать одну из трех ли­ний поведения; ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмот­реть стандарт.

Виды контроля:

предварительный контроль.Осуществляется до фактичес­кого начала работ. Средства осу­ществления - реализация опре­деленных правил, процедур и линий поведения. Использует­ся по отношению к человечес­ким (анализ профессиональных знаний и навыков, необходи­мых для выполнения должно­стных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюд­жета) и материальным ресур­сам (выработка стандартов ми­нимально допустимых уровней качества, проведение прове­рок);

– текущий контроль.Осуще­ствляется непосредственно в ходе проведения работ. Бази­руется на измерении факти­ческих результатов, получен­ных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необхо­дима обратная связь;

– заключительный контроль.Одна из функций состоит в том, что контроль дает руко­водству информацию, необхо­димую для планирования, если аналогичные работы предпола­гается проводить в будущем. Также способствует мотива­ции, так как измеряет достиг­нутую результативность.

Технология контроля:

выбор концепцииконтро­ля (система, процесс, част­ная проверка);

определение целейконт­роля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);

• установление нормконт­роля(этические, производ­ственные, правовые);

выбор методовконтроля (диагностический, терапев­тический, предваритель­ный, текущий, заключи­тельный);

определение объема и об­ластиконтроля (сплошной, эпизодический, финансо­вый, качества продукции).

Наши рекомендации