Сравнительный анализ подхода к менеджменту российских и китайских управленцев
В данном разделе автором будет проведен сравнительный анализ китайского и российского менеджмента по нескольким критериям.
Данный анализ приведен в таблице 1.
Таблица 1.Сравнение китайской и российской модели менеджмента
Критерий | Китай | Россия |
1.Философия ведения бизнеса | Человек — основа. Китайский менеджмент выступает за долгосрочное развитие предприятия, а создание прибыли контролирует человек, поскольку именно он занимается делами. | Получение максимальной прибыли всеми возможными способами. |
2.Организационная структура управления | Семейная структура предприятия. (рис.1) | Иерархические (бюрократические) структуры управления являются первыми систематически разработанными моделями организационных структур и остаются пока основными и доминирующими формами |
3.Стиль управления | Китайский стиль управления часто называют персонализированным. Руководитель единолично принимает практически все решения, касающиеся организации и деятельности его предприятия. Он как, добрый и строгий отец. Вместо того чтобы полагаться на объективные показатели, решения принимаются на основании личных отношений руководителя с подчиненными, даже если они не его родственники. Так же стоит отметить предельную сдержанность китайских служащих. | Жесткий руководитель, задача которого решать все самому, и заставить всех сделать так, как он считает нужным. Руководитель всегда знает все лучше всех, альтернативные мнения не допускаются |
4.Система оплаты труда, гарантии занятости | Заработная плата работников устанавливается на основе сдельных ставок и зависит от качества выполненной работы. Оценка работников осуществляется на индивидуальной, постоянной, количественной, денежной, конкурентной и открытой основе. При этом у менеджеров и линейных руководителей практически нет возможности произвольно оценивать труд работников. | Нет гарантии занятости, нет гарантии, что за выслугу лет будут надбавки к заработной плате, оплата либо сдельная, либо повременная |
5.Внутрифирменное планирование | Специфика внутрифирменного планирования на китайских предприятиях состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. | В России все стратегические решения принимаются только руководством компании и доводятся в виде факта до остальных сотрудников |
6.Зависимость возраста от повышения на работе | Повышение зависит от родственных связей и решения главы предприятия - «главы семьи». | Предпочтение чаще отдается более молодому и перспективному поколению, нежели чем более опытному |
7. Отношения руководителя с подчиненными | Руководитель китайского предприятия жестко контролирует своих подчиненных. Не дает возможности развитию инициативы работников. Но отношения между ними всегда вежливые и учительные. Соблюдается негласный этикет. | Руководитель российского предприятия в большинстве случаев не считается с мнением подчиненных, и принятые решения доносит до сведения сотрудников уже, как факт. Этикет отношений между ним и работниками часто нарушается. |
Рис. 1. Культура китайского семейного предприятия
Рассмотрим подробнее данную схему:
1.Идея человека — основа.
В книге «Военные стратегии Сунь Бинь — Лунная война» записано: «На свете и небе нет ничего важнее человека». Мэн Цзы говорил: «Время не лучше рельефа, рельеф не лучше дружбы» . Все это доказывает, что человек играет важную роль в конкуренции, со стороны современного менеджмента, скопировать железо предприятиям легко, а скопировать ресурсы кадров и культуру трудно.
2.Гуманность.
Гуманность — руководящий принцип для нормального налаживания отношений между людьми. При установлении нормальных отношений человеческое общество может быть гармоничным. Мэн Цзы говорил, что умный человек уважает мнение другого человека [6]. Предприятие предлагает качественную продукцию и услуги, которые зависят от работы персонала. Предприятие, распространяющее понятие «гуманность», процветает.
2.Честность.
В Китае традиционно высоко ценят честность, еe ценят выше прибыли. В Китае есть поговорки: «Одно слово тяжелее целого воза», «Одно слово дороже тонны золота» и так далее. Для развития рыночной экономики необходима честность, потому что она основывается на договоре и надежности; честность значительно снижает себестоимость сделки, приносит людям пользу.
3.Гармоничная идея.
Стремление к гармонии является еще одной идеей традиционной культуры, поскольку «гармония превыше всего». В книге «Лицзи — Чжуюн» сказано: «Гармония будет владеть миром». Здесь под «Гармонией» имеется в виду сочетание противоречий. Для создания внутренней и внешней обстановки за развитием предприятия существуют определенные правила. Но и они меняются в зависимости от обстановки на предприятии, уменьшая негативные факторы в компании. [10]
Исходя из данных таблицы 1, можно сделать однозначный вывод: у России и Китая практически нет схожих критериев. Понимание управления предприятием в этих странах различны, как и отношение к труду и сотрудникам.
Главной отличительной особенностью Китая и России, по мнению автора, является философия бизнеса и значение в нём семьи. В Китае человека рассматривают, как основу, и семья является неотъемлемой частью бизнеса. А в России на первое место ставят получение прибыли.
Таким образом, определенно можно сказать, что Китай - страна, которая владеет не самым эффективным менеджментом в мире, но идеи создания бизнеса и отношениям руководителя с работниками стоит поучиться именно у этой страны. Россия, в свою очередь, сейчас находится только в погоне за прибылью, и это является одной из причин высокой текучести кадров, что неблагоприятно влияет на занятость населения в стране.
Заключение
Изучения различий идеологий, культур и ведения бизнеса государств, в условиях глобализации, очень необходимы.
В данной курсовой работе был проведен сравнительный анализ моделей менеджмента России и Китая.
Таким образом, было рассмотрено экономико-географического положения в Китае и выявлено, что Китай – страна, богатая природными ресурсами и находящаяся на выгодной территории с точки зрения экономики. Так же, был описан политический режим в стране и проведен демографический анализ ситуации в Китае. Исходя из этого, можно сказать, что политический режим в стране эффективный, а вот слишком большой прирост населения является проблемой.
Были выявлены особенностей ведения бизнеса в Китае, исходя из чего, автор пришел к выводу, что методы и способы ведения и видения бизнеса отличаются от российского представления работы.
Из описания роль менеджера в Китае, можно сделать вывод, что в некотором роде она перекликается с ролью менеджера в России, но уровень образования китайского менеджера намного выше отечественного.
Были раскрыты главные особенности китайского менеджмента, в основу которого ставится человек и семья.
А также, был проведен сравнительный анализ подходов к менеджменту российских и китайских управленцев.
Таким образом, можно сделать вывод, что российским менеджерам, есть чему поучится у китайских. Ведь в Китае не гоняться за максимальной прибылью, а ставят в основу человека, семью и стабильность предприятия, и большое значение придают этикету и хорошим отношениям в коллективе. Для того, что бы изменить положение российского бизнеса, необходимо изменить структуру организации, стиль управления и отношение к бизнесу в целом.
Список используемой литературы
1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента" Москва, издательство "Дело", 2000.
2. Наумов Александр "Качества менеджмента XXI века" // Менеджмент сегодня, №6, 2003, стр. 19.
3. Семенова И.И. "История менеджмента: Учебное пособие для вузов". Москва, издательство "ЮНИТИ-ДАНА", 2000.
4. Шелдрейк Джон "Теория менеджмента от тейлоризма до японизации". Санкт-петербург, издательство "Питер", 2001.
5. Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке. – М: Вильямс, 2003.
6. Булатов, Мировая экономика, Москва, 2003
7. Колесов, Мировая экономика. Экономика зарубежных стран, Москва,2000
8. Лавров С.Б., Экономическая социальная и политическая география мира. Регионы и страны, Москва, 2002.
9. Николаев, Мировая экономика, Москва, 2000.
10. Рыбалкина В.Е., Международные экономические отношения, Москва, 2000
11. Юксаков В, Лидеры мировой экономики, Москва, 1998
12. Статистические данные по Китаю. «Большая энциклопедия Кирилла и МефодияТМ»,20011г.
13. В. Гельбрас, В. Кузнецова «КНР: Год суровых испытаний» МЭ и МО-2000-№8
14. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2005 г.
15. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 2004 г.
16. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
17. Михалева Е. П. Менеджмент: Пособие для сдачи экзаменов – 2005 г.
18. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 2004 г.
19. В. Анташов, Г.Уварова Основы менеджмента. 2006 г.
20. Н. И. Кабушкин. Основы менеджмента. Учебное пособие. Новое издание 2005 г.