Использование американского опыта и анализ проблем менеджмента в России

Одной из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование западного опыта менеджмента. Организация должна сама ощутить потребность в изменениях, необходимости формирования своей собственной системы управления. Ведущие российские фирмы не просто переняли опыт западных конкурентов, но осмыслили логику их действий, проанализировали свои неудачи, разработали собственный оригинальный путь. Задача российских руководителей заключается не в механическом перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых решений, практическом применении менеджмента в российских организациях. В России большинство руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта экономически развитых стран[39].

На данный момент можно выделить две тенденции. Часть фирм, как правило, крупные компании, придерживаются американской модели управления. Обычно это объясняется их происхождением. В России существует не так много крупных компаний, изначально построенных на российском капитале. Таким образом, в этих фирмах реализуется американская модель управления: каждый работник рассматривается как человек, способный занимать конкретное рабочее место. В таких фирмах работник может быстро сделать карьеру, однако он часто не имеет никаких гарантий своей занятости через некоторый промежуток времени. Отсутствие стабильности может отрицательно влиять на мотивацию работника (хотя бывает и наоборот).

В мелких фирмах один работник часто вынужден выполнять множество функций, часто ему не свойственных. В таких фирмах речь не идет о какой-либо модели управления. Существующая ситуация весьма далека от японской модели, хотя отдельные элементы присутствуют – медленное продвижение, например. При этом часто нестабильность положения работника такая же, как и в крупных компаниях.

Сеть супермаркетов «Кировский» придерживается американской модели управления, следовательно, эксплуатация работников значительно более жесткая, чем в аналогичных компаниях на Западе, а социальных гарантий меньше. Такой подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность управления фирмой. Рациональная организация управления является одним из основных факторов достижения фирмой успеха и реализации поставленных перед ней целей и задач. Такая структура позволяет избежать завышения расходов на оплату труда, тем самым, помогая снизить себестоимость продукции и получить большую прибыль. В сети супермаркетов «Кировский» широко применяется материальное и моральное поощрение работников, осознание работниками ответственности за порученное им дело, и, таким образом, улучшение социально-психологического климата в коллективе[40].

В идеале можно рекомендовать каждой организации использовать в своей деятельности индивидуальную модель управления, однако, в современных условиях немногие фирмы способны реально следовать подобной рекомендации. Многие элементы этой модели зависят от законодательной базы и от общеэкономической ситуации в стране, в общем, от внешних факторов, усложняющих развитие предприятия.

Во многих российских фирмах, вероятно, приемлема структура, имеющая широкое распространение в США, где не существует такой отдельной штатной единицы, как контроллер, а обязанности по руководству системой контроллинга возложены на коммерческого директора предприятия, который и является главным контроллером предприятия. Главный бухгалтер и руководители других функциональных подразделений непосредственно ему не подчиняются, хотя контроллер по рангу выше и имеет право давать рекомендации и принимать решения по более широкому кругу вопросов, чем каждый из них. Он несет ответственность за успешное функционирование всей системы и обязан с помощью системы внутрипроизводственной отчетности:

- снабжать информацией (показателями) отдельные подразделения организации;

- выявлять причины отклонений от плановых величин;

- предлагать соответствующие меры для их урегулирования.

Целесообразно было бы также поручить либо главным бухгалтерам либо заместителям директоров функции контроллеров в каждом из подразделений, поскольку объем работы, необходимой для внедрения новой системы управления затратами и прибылью, достаточно велик. А при отсутствии быстрой переработки информации, составления отчетов и своевременного внесения предложений теряется основное достоинство системы контроллинга - её оперативность[41].

Под контроллингом понимается система учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов и оперативного принятия на этой основе управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Концепция контроллинга предполагает ответственность каждого работника предприятия за результат своей деятельности. Основу контроллинга составляет сравнение фактических и запланированных показателей, с целью принятия управленческих решений на основании выявленных отклонений. Практика контроллинга получила распространение во всем мире.

В недалеком будущем контроллинг найдет себе применение и на предприятиях нашей страны. Уже сейчас во многих фирмах успешно функционируют отделы и службы контроллинга, создаются специализированные организации, осуществляющие разработку и внедрение систем контроллинга по заказам фирм. Главным достоинством контроллинга является способность на любые изменения, поэтому его внедрение особенно актуально в нашей стране[42].

В настоящее время под контроллингом понимается система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы.

Контроллер - это специалист по реализации идей, методов, приемов и в целом инструментария контроллинга. По профессиональной подготовке контроллеры должны быть обучены упорядочивать идеи и впечатления и формировать логические заключения. Их образование включает основы бухгалтерского учета, широкие академические знания других дисциплин управления, таких как маркетинг, обработка данных, планирование, управление производством, системный анализ.

Контроллеры выполняют свою часть обязанностей по управлению бизнесом, участвуют в совещаниях менеджеров, а также в принятии основных решений.

Создание на предприятии предпосылок для того, чтобы линейные менеджеры могли самостоятельно выполнять функции планирования, контроля и информирования - задача контроллера. Она состоит в обеспечении руководителей современными методами и инструментами для выполнения этих функций. В этом залог успеха внедрения контроллинга.

В качестве целей могут быть выделены достижение необходимых объемов продажи, уровня покрытия расходов и т.п. Контроллер не контролирует, он заботится о том, чтобы каждый мог проконтролировать себя самостоятельно. Контроль важен, прежде всего, как самоконтроль. Для успешного внедрения контроллинга необходимо всех менеджеров предприятия обучить концепции контроллинга. Для контроллера контроллинг - это функция менеджмента, а для остальных менеджеров – философия управления. Функция внутреннего контроля на предприятии заключается в контроле эффективности работы его подразделений и организации в целом.

Выработка управленческих решений производится на различных уровнях управления фирмой. Важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем, чтобы максимально обеспечить достижение конечной цели предприятия. Поэтому особенно целесообразна система контроллинга в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. Тогда он помогает в достижении максимально возможного общего результата деятельности.

В этом смысле контроллинг как наука об успешном управлении предприятием является инструментарием рыночной экономики, при которой нет необходимости в централизованном администрировании.

В дальнейшем контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению, главной задачей которых является повышение ответственности каждого отдельного работника. Самостоятельность вместо зависимости, самоуправление вместо подчинения, доверие вместо контроля - отличительные особенности контроллинга. Лишь при таком представлении он приводит к изменению во взаимоотношениях между работниками предприятия и содействует лучшему пониманию между ними[43].

Заключение

Американский менеджмент внес значительный вклад в теорию и практику управления. Опыт управления и планирования в фирмах и корпорациях США с учетом конкретных условий и специфики может быть использован в крупных российских холдингах, корпорациях и акционерных обществах на практике.

Японская модель менеджмента также значительно повлияла на теорию и практику управления. Во-первых, это комплекс форм и методов управления персоналом, применяемый в ведущих японских компаниях и обеспечивающий повышенную отдачу наемного персонала. Это система найма, оплата труда, система и методы стимулирования, профессиональная подготовка и повышение квалификации; во-вторых, методология и практика принятия и реализации управленческих решений; в-третьих, система организационно-управленческих мероприятий, используемых для повышения производительности труда, эффективности производства и качества продукции. Японские менеджеры разработали специфический управленческий механизм, активнее использующий «человеческий фактор» в управлении, направляя на обеспечение максимизации прибыли скрытые творческие возможности работников.

В настоящее время формируется новая, российская модель управления экономикой и каждый ее успех или провал отзывается на уровне жизни населения. Формируются новые термины, новое понимание роли участвующих в управлении. Другими словами, начинает складываться облик современного предпринимателя - человека, который владеет собственностью, использует наемный труд, берет на себя функции стратегического управления с целью получения максимальной прибыли. Руководитель нового типа должен опираться на общечеловеческие этические ценности, владеть теорией, техникой и искусством воздействия на окружающих людей, быть открытым к инновациям, ко всему новому.

Литература:

1. Акулов, В. Б., Рудаков М. Н. Фундамент российского менеджмента // ЭКО. – 2007.

2. Алексеев, А. Н. Менеджмент : учеб. / А. Н. Алексеев ; ред. И. Н. Шапкин. – М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2011.

3. Брасс, А. А. Менеджмент: основные понятия, виды, формы : пособие для подготовки к экзаменам / А.А Брасс. – Минск : Соврем.шк., 2006.

4. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учебное пособие / Л. Е. Басовский. – М. : Инфа-М, 2003.

5. Борисов, С. П. Теория управления – М. : Дело, 2000.

6. Веснин, В. Р. Менеджмент / В. Р. Веснин. – М. : Проспект, 2006.

7. Виханский, О. С. Ме­недж­мент : учеб­ник / О. С. Ви­хан­ский, А. И. На­у­мов. – 4-е изд., стер. – М. : Экономистъ, 2006.

8. Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента : учебное пособие / Г. Я. Гольдштейн. – 2-е изд., перераб. и доп. – Таганрог. : ТРТУ, 2003.

9. Грейсон, Д. Американский менеджмент на пороге XXI века / Д. Грейсон, К. О’Делл. – М.: Экономика, 2001.

10. Дафт, Р. Л. Менеджмент : учебник / Р. Л. Дафт ; пер. с англ. В. Вольского и др. ; под общ. Ред. Ю. Н. Каптуревского. – 2-е изд. – М. : Питер, 2003.

11. Друкер, П. Ф. Менеджмент : Пер. с англ. / П. Ф. Друкер, Дж. А. Макьярелло. – М. : Вильямс, 2010.

12. Имаи, М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004.

13. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник / Э. М. Коротков. – М. : Юрайт, 2011.

14. Ключко, В. Н. Менеджмент в России и за рубежом // Корпоративное управление в Японии: особенности, модели и тенденции развития, 2006.

15. Кнорринг, В. И. Теория управления и искусство управления : Учебник – М. : Инфра, 2007.

16. Курицын, А. Н. / Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / М., 2001.

17. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2008.

18. Михалева, Е. П. Менеджмент : коснпект лекций / Е. П. Михалёва. – М. : Юрайт, 2007.

19. Пантелеева, Е. Современный японский менеджмент / Е. Пантелеева // Управление персоналом – 2009.

20. Прохоров, А. П. «Русская модель управления». — М. : ЗАО «Журнал Эксперт». — 2007.

21. Радыгин, А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы // Вопросы экономики. – 2002.

22. Хасэгава, К. // Управление персоналом : Деловой журнал / Бизнес-школа; Интел-синтез. – 2009.

23. Шонбергер, Р. Японские методы управления производством / Р. Шонбергер. – М. : Экономика, 2001

24. Юрлов, С., Левицкий П., Брегадзе К. – Искусство управления // Семь «самураев», 2004.

25. Японский менеджмент: прошлое, настояшее и будущее / Ингиу Оу. – М. : ЭКСМО, 2007.

[1] Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М. : Дело. - 2008. С. 16.

[2] Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело. - 2008. С. 17.

[3] Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М. : Дело.- 2008. С.30-35.

[4] Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М. : Дело.- 2008. С. 156-160.

[5] Курицын, А. Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / М. : 2001. 101с.

[6] Менеджмент : коснпект лекций / Е. П. Михалёва. – М. : Юрайт, 2007. – С. 175.

[7] Курицын, А. Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / М. : 2001. С. 101-102

[8] Курицын, А.Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / М. : 2001. С. 106.

[9] Курицын, А.Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / М. : 2001. С.107-108.

[10] Имаи, М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / М. : 2006. С. 57.

[11] Имаи, М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / М. : 2006. С.59-60.

[12] Имаи, М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / М. : 2006. С. 63-65.

[13] Имаи, М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / М. : 2006. 65 с.

[14] Имаи, М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / М. : 2006. С. 67-71.

[15] Имаи, М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / М. : 2006. С. 67-71.

[16] Японский менеджмент : прошлое, настояшее и будущее / Ингиу Оу. – М. : ЭКСМО, 2007. – С. 159.

[17] Имаи, М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 39-41.

18 Менеджмент : учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 5-е изд., стер. – Библиогр. : С.569-573.

[19] Веснин, В. Р. Менеджмент / В. Р. Веснин. – М. : Проспект, 2006. – 504 с.

[20] Курицын, А.Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / М. : 2001. С.189.

[21] Курицын, А.Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / М. : 2001. С.189-191.

[22] Курицын, А.Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / М. : 2001. С.191-193.

[23] Алексеев, А. Н. Менеджмент : учеб. / А. Н. Алексеев ; ред. И. Н. Шапкин. – М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2011. - 690с.

[24] Японский менеджмент : прошлое, настояшее и будущее / Ингиу Оу. – М.: ЭКСМО, 2007. С.77.

[25] Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М. : Дело.- 2008. С. 42.

[26] Японский менеджмент : прошлое, настояшее и будущее / Ингиу Оу. – М.: ЭКСМО, 2007. С.77.

[27] Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М. : Дело.- 2005. С. 42.

[28] Японский менеджмент : прошлое, настояшее и будущее / Ингиу Оу. – М. : ЭКСМО, 2007. С.77.

[29] Курицын, А.Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / М.: 2001. С. 205-206.

[30] Курицын, А.Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / М.: 2001. С. 206.

[31] Шонбергер, Р. Японские методы управления производством / Р. Шонбергер. – М. : Экономика, 2004. С.67.

[32] Радыгин, А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы // Вопросы экономики. - 2002. С. 97-100.

[33] Ключко, В. Н. Менеджмент в России и за рубежом // Корпоративное управление в Японии: особенности, модели и тенденции развития, 2006. С. 67.

[34] Пантелеева, Е. Современный японский менеджмент / Е. Пантелеева // Управление персоналом – 2009. С.42-45.

[35] Акулов, В. Б., Рудаков М. Н. Фундамент российского менеджмента // ЭКО. - 2007. С. 35.

[36] Акулов, В. Б., Рудаков М. Н. Фундамент российского менеджмента // ЭКО. - 2007. С. 37.

[37] Акулов, В. Б., Рудаков М. Н. Фундамент российского менеджмента // ЭКО. - 2007. С. 38.

[38] Акулов, В. Б., Рудаков М. Н. Фундамент российского менеджмента // ЭКО. - 2007. С. 39 с.

[39] Борисов, С. П. Теория управления – М. : Дело, 2000 – С. 79.

[40] Прохоров, А. П. «Русская модель управления». — М. : ЗАО «Журнал Эксперт». — 2007.

[41] Акулов, В. Б., Рудаков М. Н. Фундамент российского менеджмента // ЭКО. — 2007. — №1.

[42] Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2008. С. 85.

[43] Кнорринг, В.И. Теория управления и искусство управления : Учебник – М. :Инфра. 2008. С 88-97.

Наши рекомендации