Особенности инновационного менеджмента в гостиничном бизнесе

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства.

Инновационный потенциал предприятия представляет собой объективно обусловленный рыночный способ системного внедрения экономического, социального и управленческого эффекта различных новаций.

Инновации в гостиничном бизнесе предусматривают не только высокий уровень сервиса в них, но внедрение современных информационных, компьютерных технологий. Это утверждение подтверждается данными исследования, представленного в Zagat Survey 2001 Top International Hotels, Resorts & Spas. – Business Week (табл. ).

Таблица

Лучшие отели за пределами США для целей делового туризма1

Страна Отель Возможности отели
Париж Four seasons George V В номере есть факс, офисное пространство. Есть порт для различных подключений
Лондон Lanesborough Цифровая интерактивная система, дающая возможность работать с e-mail. Интернетом, слушать музыку, смотреть фильмы и ТВ. Персональная бизнес-карта для клиентов.
Гонконг The Peninsula Наибольшее среди местных отелей количество персонала в расчете на одного клиента, в номере – факс и доступ в Интернет.
Бангкок The Oriental Из аэропорта и в аэропорт доставляют на вертолете, есть спортивный центр, корты для сквоша
Сингапур The Ritz-Carlton Millenia Телефон с функцией передачи голосовых сообщений на нескольких языках, специалисты помогают справиться с IT проблемами гостей

Следовательно, инновационный потенциал гостиничного предприятия во многом зависит от степени рыночности институционального поля корпоративной культуры[11].

Согласно результатов исследований, проведенных лабораторией организационного поведения при МГУ им. М.В. Ломоносова, сфера освоения инноваций, имевших положительный эффект, достаточно широка – от налоговой деятельности до организации управления фирмой (табл. ).

Таблица

Сферы освоения инноваций, имевших положительный эффект

(% отметивших)

№ п/п Область применения инноваций Процент отметивших менеджеров
1. Эффективных инноваций не было
2. Налоговая деятельность
3. Управление качеством
4. Финансовая деятельность
5. Освоение новых форм кадровой работы и стимулирования
6. Технология производства
7. Освоение новых форм сбыта
8. Организация управления фирмой
  Освоение новых товаров (улсуг)

Как видно из данных табл. ., большинство российских менеджеров крупнейших корпораций на первое место среди инноваций поставили изменения в маркетинговых технологиях – 47%, на второе – изменения в организации управления предприятием (42%), что свидетельствует как о двойственной направленности инновационного потенциала современного предприятия, так и о преимущественно спросовой доминанте в инновационной деятельности.

Согласно данных этого исследования, мотивы к внедрению инноваций также были различными (рис. .)

Особенности инновационного менеджмента в гостиничном бизнесе - student2.ru

Страсть к эксперементаторству
Желание опередить конкурентов
Давление со стороны поставщиков
Давление со стороны потребителей
Давление со стороны собственников
Давление со стороны зарубежных партнеров
Давление со стороны работников, не желавших работать по старому

Рис. Мотивы к внедрению инноваций(% отметивших)

Инновационный подход в гостиничном бизнесе предполагает использование современных информационных технологий, применение комплексной системы управления бизнес-процессами, финансами и тарифами, формированием управленческой команды[12].

Современные инновационные проекты в индустрии гостеприимства связаны с «интеллектуальными зданиями». К таким многофункциональным комплексам можно отнести Московский деловой центр («Славянская гостиница и Деловой Центр»), бизнес-центр «Даев-Плаза», бизнес-центр «Миллениум Хаус» и другие. Крупные отели, офисные здания – наиболее удачные объекты для реализации концепции интеллектуальных зданий[13].

Среди стандартов завтрашнего дня таких зданий – обеспечение возможности проведения видеоконференций, кофренц-звонков и высокоскоростной обмен данными из каждого номера.

Интересные параллели модно провести между модой и развитием туризма (см. гиперссылки\Мода и путешествия.doc).

Наши рекомендации