Технология разработки и реализации управленческих решений
От УР зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя осуществляется на основе количества и значения принятых им решений.
Решение можно оценивать как хорошее или плохое по любому из двух критериев: 1) оно соответствует объективным требованиям к хорошему решению в то время, когда оно принимается; 2) оно оказывается правильным позднее.
Соответствие общему критерию обоснованного и необходимого решения предполагает, что указанное решение:
- действенное и прагматичное, четко определяет, что, когда и как будет сделано по проблеме;
- выработано в интересах достижения целей организации;
- осуществлено эффективно, то есть его реализация приносит организации определенную выгоду.
Процесс разработки решения включает следующие стадии:
1. Диагностика (выявление, определение и формулирование проблемы).
2. Информационные процессы.
3. Выработка допустимых решений.
4. Выбор оптимального решения.
Необходимость принятия решения возникает при следующих определенных условиях:
1) существует разрыв между желаемым и имеющимся уровнем достижения целей (определенное несоответствие деятельности организации ее целям);
2) разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным, а следовательно заслуживает внимания;
3) лицо, принимающее решения, стремится сократить разрыв;
4) лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокращения разрыва.
Выявление и достаточно точное определение проблемы, требующей решения, происходит, когда:
- эффективность организации или подразделения снижается по сравнению с прошлым периодом;
- результаты не соответствуют запланированным целям;
- результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются неудовлетворительными.
На необходимость принятия соответствующих мер указывают вероятные отрицательные последствия в том случае, если данная проблема останется нерешенной.
За выявлением проблемы и установлением ее причин следует стадия поиска информации. Масштаб поиска необходимой информации зависит от того, является ли проблема повторяющейся, рутинной или новой.
Способы выбора решения делятся на удовлетворительные и максимизационные. В первом случае решение призвано просто удовлетворить возникшую потребность, во втором из большого числа альтернатив выбирается наилучшее решение. Сам процесс выбора может опираться на рациональные доказательства, интуитивные представления, на комбинацию того и другого.
Для практического осуществления принятое решение конкретизируется соответствующим планом действий, который предусматривает сроки и границы действий, круг исполнителей, методы осуществления мероприятий и необходимые средства, результаты, которых нужно достичь, критерий их оценки. За актом принятия решения следует передача его для применения, организация его поддержки, ассигнование необходимых ресурсов, создание системы обратной связи.
Описанные выше стадии выявления проблемы и принятия решения испытывают на себе влияние разных факторов, всей внутренней и внешней среды организации. Это, во-первых, значимость решения. Неверно считать, что все решения имеют одинаковую значимость. Некоторые из них являются наиболее важными, другие – незначительны, третьи – средние по важности. Относительная важность решения определяется на основе таких критериев, как, например, число людей, подвергшихся воздействию данного решения; количество затраченных средств и степень влияния решения на выживание или прибыльность предприятия; время, которое руководители затрачивают на обоснование и реализацию решения.
Другой фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, - это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени).
Влияющими факторами являются также условия, в которых действует руководитель, принимающий решение. Такими условиями могут быть условия определенности, риска, неопределенности. В условиях определенности принимаются в основном стандартные, оправдавшие себя ранее решения, а в условиях неопределенности чаще всего необходимо привлекать опыт, интуицию, творческие способности руководителя.
Технология менеджмента рассматривает УР как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.
На стадии подготовки УР проводится экономический анализ ситуации на микро - и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.
Ошибочное представление объема, характера и содержания задач, поставленных перед исполнителями решения, снижают эффективность принятого решения в целом.
При доведении задач до исполнителей необходимо добиться, чтобы последние ясно представляли себе: когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и средствами, к какому сроку, в каком количестве и с каким качеством требуется выполнить порученное задание. Для доведения задач до исполнителей применяются разные формы и методы: собрания и совещания, беседы, изучение документации, показ образцов исполнения, инструктирование и т.п.
В системе управления среди методов обеспечения выполнения УР важную роль играет контроль за ходом его выполнения. Целью контроля является учет хода реализации, своевременное выявление отклонений от заданной программы, быстрое принятие мер по предупреждению наметившихся отклонений и их ликвидация.
Руководитель должен придерживаться определенных правил, способствующих успешному осуществлению принятых решений. Это:
1. Учет индивидуальных особенностей исполнителей (профессиональное мастерство, специальные знания, опыт, квалификация).
2. Учет особенностей темперамента личности.
3. Взаимопомощь совместно работающих.