Анализ подходов к изучению лидерства в организации

Лидерство как специфический тип отношений управления основан на про­цессе социального взаимодействия в организации. Данный процесс требует высокого уровня взаимозависимости его участников. Учеными предложено много различных определений данного понятия. Общим является то, что ли­дерство рассматривается как тип управленческого взаимодействия (между ли­дером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побу­ждение людей к достижению общих целей. Таким образом, лидерство явля­ется функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Важно отметить также, что управленческое взаимодействие «лидер - последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как в отношениях «руководитель - подчиненный». Лидерство - это скорее потенциал, который есть у человека. В современных условиях эффективное лидерство - это высокая чувствительность к потребностям последователей, которая может проявлять­ся в различных направлениях работы с персоналом организации (формиро­вание, использование, развитие). Лидерство концентрируется на том, чтобы люди делали правильные вещи. Лидер способствует реализации самого луч­шего, что есть у сотрудников, рассматривает людей как самый ценный ресурс.[11]

Широкие исследования феномена лидерства появились только в ХХ веке. В это время активно развивались такие области науки, как социальная психология, социология, психодиагностика. Развитие экономики и распространенность профессии менеджера спровоцировали заинтересованность в изучении проблемы руководства и лидерства. В 20 веке появились первые полноценные научные теории лидерства, остающиеся актуальными и сейчас.

Анализ подходов к изучению лидерства в организации - student2.ru

Рис. 1. Научные школы лидерства.

К числу более поздних работ относятся работы Н. Макиавелли, который в эпоху Возрождения описывает образ лидера-государя. Именно с этим философом и его знаменитой книгой «Государь» связываются исследования природы власти и лидерства в европейской традиции.

В подобных трактатах описывались рекомендации относительно управленческой деятельности и особенностей взаимодействия лидера (правителя) со слугами, народом, другими правителями и врагами. В основном они касались того, как правителю эффективно достигать своих целей, удерживать власть, понуждать к подчинению и побеждать врагов. При этом лидерство рассматривалось исключительно с позиционной точки зрения, относительно занимаемой правителем властной позиции.

Разработаны основные подходы к изучению лидерства: структурный, поведенческий, ситуационный. Дан хороший и обстоятельный анализ данных подходов в трудах по организационной психологии и психологии менеджмента.

Существуют различные классификации, типологии лидерства, которые обстоятельно, детально описаны Л.Д. Столяренко. Приведем некоторые из них. По критерию масшабности решаемых задач выделяют три типа лидерства: бытовой, социальный, политический. Первый тип лидерства распространен в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье. Второй - преобладает на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д. Третий распространен среди государственных, общественных деятелей.[12]

По содержанию и направленности лидерской деятельности в социальных группах выделяют три типа лидеров: деловой, эмоциональный, информационный лидер. Деловое лидерство проявляется в формальных группах, выполняющих производственные задачи, а также оно наиболее сильно влияет на руководство. Деловой лидер обладает высокой компетентностью, умением лучше других решать организационные задачи, деловым авторитетом, наибольшим опытом в данной сфере деятельности. От него в большей степени зависит успех в деятельности. Его условно называют «руки группы».

Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий - притягательности лидера как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер проявляет доброжелательность, он способен сопереживать другим людям, вызывает у людей доверие, создает в группе благоприятный социально-психологический климат. Это эмпатийный человек. Такой лидер условно назван «сердцем группы».

Для информационного лидера («мозг группы») характерны эрудированность, компетентность, члены группы могут к нему обратиться с вопросами, он может ответить на них, объяснить.

Ученый пишет, что наиболее оптимальным для функционирования группы будет сочетание у лидера всех трех вышеназванных компонентов. Но такие универсальные лидеры встречаются очень редко. По нашему мнению, важно в современных условиях развивать, формировать у молодых людей такие черты, которые присущи универсальному лидеру, что, в свою очередь, связано с созданием специальных психологопедагогических условий, способствующих формированию этих психологических образований.[13]

Ситуативное лидерство может быть деловым и эмоциональным, для него характерны связь с определенной ситуацией и ограниченные временные рамки. Ситуативный лидер может быть лидером в одних ситуациях, а в других им не быть. Л.И. Уманский (1967) выделяет следующие типы лидеров по выполняемым ими ролям: организатор (функция групповой интеграции); инициатор (выдвижение идей и решение новых проблем); генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); эталон (образец, идеал, «звезда»); мастер (специалист в каком-то виде деятельности); эрудит (отличается обширными знаниями).

Выделяют следующие виды лидеров в зависимости от преобладающих в его деятельности функций:

1. Лидер-организатор. Он воспринимает нужды коллектива как свои собственные и проявляет значительную активность. Для него характерны оптимистическая направленность, уверенность в себе, а также в том, что большинство проблем, которые он решает, могут быть разрешены. Организатор может умело использовать методы психологического воздействия на других людей: убеждения, поощрения и т.д.

2. Лидер-творец. Он способен видеть новое, браться за решение сложных проблем. Не командует, а лишь приглашает других к обсуждению. У него имеется высокий творческий потенциал.

3. Лидер-борец. Это волевой, уверенный в своих силах человек. Он не боится опасностей или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Он готов отстаивать то, во что верит, он не склонен к уступкам. Одним из его недостатков является то, что порой у него не хватает времени для обдумывания своих действий.

В коррекционно­-воспитательной работе с лидером данного типа следует обращать внимание на формирование интеллектуальных способностей, умений по хронометражу времени при выполнении этапов выполняемой работы, развитие рефлексивных способностей и самоконтроля.

4. Лидер-дипломат. Если бы такой человек смог использовать свои способности во зло другим людям, то его можно было бы назвать «мастером интриги». Он хорошо знает ситуа­цию, скрытые детали, хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

5. Лидер-утешитель. К нему тянутся другие люди, он способен поддержать их в трудную минуту. Он обладает гуманистическими качест­вами, в частности, внимательным и уважитель­ным отношением к людям, а также эмпатией.

Вышеназванные типологии лидерства могут обнаруживаться в различных группах, а также разных ситуациях внутригруп­пового взаимодействия, поэтому социальным психологам следует обстоятельно изучать об­щие и особенные черты у лидеров, относящихся к определенным типам.[14]

Существует также и психоаналитический подход к пониманию и классификации видов лидерства. Основатель психоанализа З. Фрейд рассматривал лидерство как двуединый психо­логический процесс: с одной стороны, группо­вой, а с другой - индивидуальный. Оно базиру­ется на способности лидеров «притягивать» к себе людей, бессознательно вызывать у них чув­ство восхищения, любви, обожания. Лидером может стать тот человек, которому поклоняются люди.

Стивен Кови выделил основные семь навыков, необходимых руководителю для эффективного лидерства.

Анализ подходов к изучению лидерства в организации - student2.ru

Рис. 2. Семь навыков, необходимых руководителю для эффективного лидерства.

1. Проактивность

Под проактивностью подразумевается активная жизненная позиция лидера, его ощущение личной ответственности за происходящее с ним и вокруг него.

Эффективный лидер не склонен ссылаться на обстоятельства, объясняя свои успехи и неудачи. Он берет ответственность на себя и активно воздействует на ситуацию исходя из сформированных внутренних ценностей.

Лидер, обладающий проактивностью, способен признавать и исправлять свои ошибки, действовать осознанно и целенаправленно, независимо от обстоятельств.

2. Формулирование цели

Эффективный лидер, начиная действовать, всегда представляет себе цель и желаемый результат.

Лучший вариант – это формулирование личной миссии. Миссия описывает конечную цель деятельности, в миссии содержится представление о ценностях и принципах лидера. Миссия всегда связана с индивидуальностью лидера, его характером и мировоззрением.

Видение, визуализация цели позволяет действовать не ситуативно, а в нужном направлении.

3. Определение приоритетов и управление временем

Эффективный лидер умеет действовать не хаотично, а на основе выстроенной системы приоритетов. Он умеет разделять все дела исходя сразу из двух критериев – их срочности и важности.

Лидер умеет управлять своим временем на основе долгосрочного и краткосрочного планирования, на основе постоянного обращения к целям и ожидаемым результатам деятельности при принятия решения о приоритетах.

4. Управление конфликтами

Эффективный лидер мыслит в парадигме «win-win», то есть нацелен на поиск таких решений, при которых выигрывают все стороны.

Он не уходит от спорных и конфликтных ситуаций, не «топит» оппонента – он находится в активном творческом поиске решения.

Лидер настроен на сотрудничество, а не на конкуренцию, он ценит договоренности и соглашения.

5. Эффективное общение

В основе эффективного общения – умение слушать и понимать собеседника.

Выражая свои мысли на основе понимания позиции, мыслей, чувств собеседника, эффективный лидер способен выстраивать конструктивное общение. Этот навык лидер использует как в общении с партнерами, так и подчиненными.

Эффективный лидер всегда сначала пытается понять, прежде чем принимать решение.

6. Навык организационного развития

Эффективный менеджер мыслит категориями организации и замечает каждое звено в ней.

Он вкладывается в каждого сотрудника как в ресурс для развития общего дела.

7. Навык личного развития

Эффективное лидерство всегда основано на работе над собой. Эффективный руководитель никогда не останавливается в своем развитии и не «почивает на лаврах», он всегда готов меняться и развиваться.

Навык личного развития помогает оперативно и адекватно реагировать на любые изменения ситуации, использовать все новые ресурсы для повышения эффективности деятельности.

Наши рекомендации