Кроме того, возможно толкование миссии в широком и узком смыслах

Миссия в широком понимании — это сформулированная философия, предназначение и смысл существования организации. Философия определяет ценности и принципы поведения коллектива в производственно-хозяйственной, финансово-экономической, сбытовой, коммуникативной и иной деятельности на выбранных рынках.

Предназначение позволяет сформировать тип организации (коммерческая, некоммерческая, государственная или муниципальная унитарная) и разрабатывать конкретные мероприятия, которые система управления планирует реализовать для воплощения философских идей и замыслов в реальную действительность рыночных отношений в долговременный период существования, составляющий не менее пяти лет.

Миссия в узком понимании — это сформулированная причина создания и деятельности организации. Иначе говоря, миссия рассматривается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации и содержащее признаки, отличающие данную организацию от подобных, позиционированных на одном и том же рынке потребителей продукции и услуг.

Отличие данных толкований заключается в том, что в первом случае, хотя и отражается общий философский смысл, более конкретно характеризуются отличительные особенности организации, степень ее уникальности на отраслевых и территориальных рынках по сравнению с конкурентами.

Стратегический менеджмент - это управленческая деятельность по разработке и реализации решений, направленных на полное и эффективное использование имеющихся ресурсов, направленных на выполнение задач поставленных перед организацией на перспективу.

Стратегическое управление предполагает разработку долгосрочных целей и политики, установок и ориентиров, принципиально новых направлений деятельности, затрагивает широкий круг важных организационных решений по проблемам, ориентированных на будущее, связанных с неконтролируемыми внешними факторами.

Суть теории стратегического менеджмента заключается в использовании концепции "От будущего к современному, а не от прошлого к будущему".

Предметом стратегического управления являются следующие проблемы:

1. Непосредственно связаны с основными целями организации. Стратегический характер носят решение о создании новых и ликвидации старых производств, освоения новой продукции, технологии, рынков. Решение, по экономии материальных, энергетических и трудовых ресурсов не относятся к стратегическим.

2. Связанные с некоторыми элементами организации, которые необходимы для достижения поставленной цели. К стратегическим целям относятся планирование разработки и выпуск новой продукции, приобретение нового технологического оборудования, приглашение новых специалистов и т.д..

3. Связанные с неконтролируемыми внешними факторами. При выборе стратегии важно определить, какие экономические, политические, социальные и другие факторы влияют на будущее организации, что требует постоянного мониторинга внешней среды.

Формирование стратегии осуществляется следующим образом.

1 Сначала определяют стратегическую цель; оценивают рыночные возможности и ресурсы организации;

2разрабатывают общую концепцию стратегии, а в ее рамках варианты для обсуждения.

3Затем разработанные варианты дорабатывают, анализируют и оценивают. Лучший из них принимают в качестве базового, который служит основой создания специальных и функциональных стратегий, подготовки стратегических и оперативных планов, программ.

На выбор стратегии оказывают влияние различные факторы:

1. Вид бизнеса и особенности отрасли в которой работает организация (уровень конкуренции со стороны организаций, производящих аналогичную продукцию).

2. Состояние внешнего окружения (стабильность или изменчивость внешней среды, предсказуемость изменений).

3. Характер целей, которые ставит перед собой организация (ценности, при принятии решений менеджерами).

4. Уровень риска как фактора деятельности организации (допустимый уровень риска).

5. Внутренняя структура организации (сильные и слабые стороны организации, которые позволяют успешно конкурировать на рынке).

6. Опыт реализации прошлых стратегий (позволяет избежать прошлых ошибок, но ограничивает выбор).

7. Фактор времени (способствует успеху или неудаче при внедрении новой технологии, поставке на рынок продукции и проч.).

Многофакторность выбора стратегии требует разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых выбирается лучшее.

Стратегические альтернативы - набор различных стратегий, которые позволяют достичь стратегических целей организации в рамках выбранной базовой стратегии и ограниченных ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами.

Тема 5. Руководство: власть и партнёрство

План:

1. Понятие и формы власти

2. Классификация теорий лидерства.

3. Характеристика стилей управления, достоинства и недостатки.

Способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе, организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

- власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя, то есть, она существует не только тогда, когда применяется;

- между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

- тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Формы власти можно классифицировать так:

1) власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного;

2) власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя;

3) экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;

4) эталонная власть – власть примера основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать;

5) законная власть построена на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться.

2.

Лидерство– это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Основные теории лидерства:

Наши рекомендации