Ответственность и этика в менеджменте
Деятельность в сфере бизнеса связана не только с достижением экономического результата, который измеряется прежде всего объемами изготовленной продукции (услуг) и уровнем прибыли предприятия. Важное значение имеет и этика делового сотрудничества, проявлением которой являются соблюдения правил и норм партнерства, конкурентной борьбы, забота о деловой репутации фирмы и людей, причастных к ней. Не менее значащими для предпринимателей, менеджеров есть ответственность перед обществом, социальная этика. Ведь каждая организация использует в своей деятельности материальные, финансовые и трудовые ресурсы государства и потому должна сознавать свою обязанность, нести ответственность перед обществом, направляя часть своих доходов и усилий на его благо и усовершенствование.
Экономическая ответственность. Любая коммерческая организация прежде всего есть основной экономической ячейкой общества, которое несет ответственность за производство необходимых ему товаров и услуг и максимизацию прибыли акционеров. Т.е. экономическая ответственность фирмы сводится исключительно к максимизации прибыли. Согласно с М. Фридменом, который предложил данную концепцию, деятельность компании должна подчиняться получению прибыли, а ее единая миссия заключается в повышении прибыли (до тех пор, пока действия организации не выходят за рамки закона).
Однако в странах Европы, Канады и США подобные взгляды подвергнутся критике. Отмечается, что практическое наследование тезиса о том, что получение экономической выгоды - единая обязанность компании перед обществом, может привести к крайне отрицательным следствиям для фирмы.
Этическая ответственность. Этично ответственное поведение означает общественно полезные действия, которые не предусмотренные законами или не отвечают прямым ее экономическим интересам. Для того, чтобы поведение организации было этическим, ее менеджеры должны придерживаться принципов равенства, честности и беспристрастности, соблюдать право сотрудников. Как неэтичные оцениваются решение, которые разрешают человеку или всей организации получать выгоды за счет общества.
Важно различать юридическую и социальную ответственность. Под юридической ответственностью понимают соблюдение конкретных законов и норм государственного регулирования, которое определяет, что может, а чего не может делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов (например, сколько токсичных веществ может быть в промышленных стоках, как избегнуть дискриминации при найме на работу, которые минимальные требования относительно безопасной продукции, которого типа товары можно продавать другим странам). Организация, которая подчиняется этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственно, но она не обязательно будет считаться социально ответственной.
Социальная ответственность, в отличие от юридической, предусматривает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место относительно того, что лежит по определенному закону и регулирующими органами требованиями или же свыше ними.
С другой стороны, соблюдение закона не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности.
Принятие на себя ответственности имеет для организации исключительно добровольный характер и связано с желанием организации сделать свой взнос в развитие общества, к которому ее не обязывают ни экономические мотивы, ни законы, ни этика. Как правило, маются на внимании разные действия филантропического характера, которых никто не требует и которые не приносят компании ощутимой выгоды.
Действия организации в случае возникновения социальных дилемм.
В процессе деятельности организации выделяют два основных вида ответственности предпринимателя и менеджера — юридическую и социальную.
Юридическая ответственность — соблюдение конкретных государственных законодательных актов, инструкций, положений и т.п., которые определяют границы, нормы, основы функционирования организаций.
Социальная ответственность — добровольная реакция организации на социальные проблемы общества.
Признание предпринимателями и менеджерами социальной ответственности и соответствующее поведение имеют преимущества и недостатки. Преимущества социальной ответственности оказываются в обеспечении стабильного функционирования организации, а также в ее способности влиять на состояние, динамику развития общества. Итак, социальная ответственность имеет такие преимущества:
§ обеспечивает долгосрочные перспективы развития общества;
§ создает возможности влияния на изменения общества;
§ помогает решать социальные проблемы, в том числе и работников организации;
§ формирует нормы морали в организации;
§ обеспечивает установление доброжелательных отношений между предпринимателями (менеджерами) и другими членами общества и т.п..
Вместе с тем социально ответственное поведение организации, менеджера связанная с определенными проблемами:
§ нарушение принципа максимизации прибыли;
§ рост себестоимости продукции в связи с увеличением расходов на социальные нужды;
§ невозможность обеспечения высокого уровня подотчетности обществу.
Часто социальная ответственность сопровождается неумелым удовлетворением социальных нужд, организацией ручных акций ради рекламных целей и т.п..
Предприниматели и менеджеры должны стараться достичь такого уровня социальной ответственности, который обеспечил бы реализацию преимуществ и устранение (послабление) недостатков.
Социальная ответственность является производной ценностей, которые вытекают из этических норм предпринимателей, менеджеров, работников организации. В каждом обществе, коллективе они имеют свои особенности.
Этика менеджмента
Каждая организация функционирует в экономическому просторные, где сложились определенные моральные устої, принципы, культура. Поэтому предприниматели и менеджеры должны строить свои отношения с подчиненными, партнерами на началах этики.
Этика — нормы поведения, совокупность общепринятых юридических и моральных правил, требований, которые человек ставит перед собой или которых требует от нее окружение.
Соответственно этическим поведением является совокупность поступков, действий людей, которые отвечают нормам морали, сознания, порядка, которые сформировались в обществе или к которым оно направляется. В процессе предпринимательской и управленческой деятельности неодиночные случаи отклонения от общественных норм, которое расценивается как неэтичное поведение. Она может быть обусловлена разными факторами:
§ конкурентной борьбой;
§ стремлением больших прибылей;
§ неумелым стимулированием руководителей за этическое поведение;
§ недооценкой этических норм в обществе;
§ старанием достичь цели и реализовать миссию организации любой ценой;
§ неэтичным поведением партнеров;
§ конфликтными, стрессовыми ситуациями в организации;
§ неудачным подбором и неумелым применением стилей руководства;
§ слишком сложной системой разработки и принятие решений в организации
Например, Кодекс этики компании «Cummins Engine», охватывает такие пункты:
1. Подчиненность закона.
2. Быть честным, оценивать события справедливо и точно.
3. Быть справедливым - предоставлять возможность высказаться каждому.
4. Быть заботливым - беспокоиться о том, чтобы фирма влияла на другие, стараться сделать это влияние более благоприятным.
5. Быть смелым. Относиться к другим с уважением, даже когда это убыточно для дела.
Современный менеджмент предлагает такие меры по обеспечению этического поведения:
§ внедрение этических норм, которые отображают систему общих ценностей, общественных вкусов, правил поведения работников организации. Так, этическими нормами запрещены взятки, подарки, нарушения законов, незаконные выплаты политическим организациям, необоснованные требования, раскрытие секретов фирмы, использование запрещенной информации и т.п.
§ создание комитетов по этике;
§ применение механизмов стимулирования, которые бы противодействовали неэтичному поведению и поступкам;
§ осуществление социальных ревизий для выяснения влияния социальных факторов на организацию;
§ организацию обучения этического поведения руководителей и всего персонала;
§ постоянное информирование работников о случаях високоетичної поведения через разные информационные каналы;
§ проведение совещаний, конференций, симпозиумов и т.п. из проблем этического поведения.
Этическая или аморальная практика ведения бизнеса является отображением системы ценностей, которая сформировалась в обществе, определенной социальной группе или организации. Поэтому этические нормы поведения необходимо внедрять на началах воспитания высокого уровня культуры и обучение этикету каждого члена коллектива.
3. Взаимосвязь ответственности и этики в менеджменте
Юридическая ответственность вместе с социальной ответственностью является источником этического поведения. От нее зависят реализация функций, качество методов менеджмента и, соответственно, результативность и корректность управленческих решений. Именно благодаря этому система менеджмента реагирует на социальные нужды общества. Эта реакция может оказываться в предоставлении социальной помощи, поддержании определенных социальных программ, соблюдении норм морали и т.п..
Менеджер привносит в работу свои личные черты и манеру поведения. Индивидуальные нужды, семья, религиозные убеждения - все эти факторы формируют систему ценностей менеджера. При принятии этично правильных решений менеджер ориентируется прежде всего на отдельные личностные характеристики, такие как уверенность в своих силах, развитое чувство независимости.
Одна из наиболее важных личных характеристик менеджера - стадия его морального развития. На стадии предыдущего развития людей интересуют прежде всего внешние выгоды (и наказание). Покорение власти основывается на угрозе отрицательных следствий в случае непокорности. В организационном плане этой стадии отвечают менеджеры, которые используют авторитарный или принудительный стили руководства, а также менеджеры, которые ориентируются на гарантии выполнения отдельных задач. На второй стадии общего развития люди адаптируются к ожиданиям положительного поведения коллег (родини, друзей, общества). Лучшим способом достижения целей становится общая работа в группах. Наиболее адекватный стиль лидерства - поощрение взаимодействия и кооперации. На стадии следующего, принципиального ли развития люди руководствуются прежде всего внутренними ценностями и нормами, во многих случаях игнорируя правила и законы, которые требуют нарушения этих норм. Внутренние ценности становятся более важными, чем даже важные внешние. На этом высшем уровне развития менеджеры используют трансформационный или обслуживающий стили руководства, внимание концентрируется на нуждах последователей и стимулировании других к самостоятельному мышлению, решению проблем, которые возникают, исходя из принципов морали. Для данного уровня характерное владение властью, когда работники получают право конструктивного участия в управлении организацией.
Подавляющее большинство индивидов находится на второй стадии развития, а третьей стадии морального развития достигают около 20% взрослых американцев. Их действия автономные, всегда основываются на этических принципах, независимо .от ожиданий других как внутри, так и вне организации. Такие люди принимают этично корректные решения, даже если они имеют отрицательные следствия, прежде всего для них самых.
К факторам, которые предопределяют необходимость соответствия поведения менеджеров более высоким этическим уровням, принадлежит влияние на мораль и культуру организаций, процессов глобализации. Менеджеры должны вырабатывать в себе восприятие и открытость относительно других, незнакомых им систем. Международные альянсы и объединения компаний только увеличивают число проблем, связанных с этическими ценностями. Например, во многих странах, которые развиваются, взяточничество считается нормальной практикой ведения бизнеса. "Подмазка", скажем, таможенника - обязательная, ведь он воспринимает эти деньги как неотъемлемую часть своей зарплаты. Если компания отказывается играть "по правилам" - тем хуже для компании. К счастью, во многих странах ситуация постепенно, но очень медленно, изменяется.
Много менеджеров уделяют большое внимание проблемам улучшения этического климата организации, а также повышению ее чувствительности к социальным проблемам. Им не хочется, чтобы в один прекрасный день организации пришлось занимать защитную позицию. Эксперты по этическим вопросам говорят, что менеджмент обязан создавать и поддерживать такие условия, в которых люди ведут себя, как люди. Поэтому руководство организации призвано контролировать ее моральное "здоровье", используя такие методы, как личный пример, моральный кодекс и разные этические структуры.
Директор, менеджеры организации должны открыто и уверенно поддерживать нормы этического поведения, выступать инициаторами восстановления их этических ценностей. Благосклонность этическим ценностям необходимо декларировать во время выступлений, в директивах, внутріфірмових публикациях. Но особую роль сыграют действия менеджмента. Если руководство приносит этику в жертву минутным интересам, в организации мгновенно распространяются слуха об этом. Следующие клятвы в благосклонности этическим идеалам напрасные. Таким образом, поведение руководителей задает тон всей организации.
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС. Моральный кодекс — это формальное изложение этических и социальных ценностей организации. Он призван донести к сотрудникам принципы, которых придерживается организация. Как правило, моральный кодекс фирмы базируется на заявленных принципах организации или в нем излагается ее политика. Заявленные принципы определяют ценности организации и вообще описывают ее обязанности, качество продукции, отношение к работникам.
Заявленная политика — это описание (снова же довольно общий) порядка действий компании и ее сотрудников в конкретных, что касаются вопроса этики и морали, ситуациях (рыночная практика, конфликты интересов, соблюдение законов, патентная практика, подарки сотрудникам, предоставление им равных возможностей).
В моральном кодексе компании, как правило, формулируются ценности или образцы поведения сотрудников (как допустимые и желательные, так и неприемлемые) и возможная реакция менеджмента. В недавнем исследовании Центра деловой этики указывается, шо сегодня 450 с 500 лучших за оценкой журнала Fortune американских компаний (и почти 50 % других) имеют моральные кодексы. Если кодекс получает реальную поддержку со стороны менеджеров, которые неуклонно придерживаются его правил и несут наказание в случае их нарушения, в компании составляется положительный этический климат. В случае отсутствия поддержки руководством положения кодекса так и остаются на бумаге.
ЭТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ. К этическим структурам принадлежат разные системы, должности и программы, с помощью которых организация, стремится стимулировать соответствующую моральным принципам поведение сотрудников.Комитет по этике организация, как правило, образовывает из группы высших руководителей, на которые положена обязанность наблюдать за соблюдением работниками этических принципов и выносить решение в случае возникновения спорных ситуаций. Кроме того, комитет отвечает за наказание тех, кто поднимает правила этики, которая имеет важное значение, если организация стремится оказать непосредственное влияние на поведение работников.Уполномоченный по вопросам этики — это один из высших руководителей организации, которая есть ее "совестью": к нему поступает информация об этических проблемах, которые возникают, он занимается урегулированием конфликтов, а также указывает руководству на потенциальные источники осложнений.
Существуют и другие этические структуры, такие как учебные программы и "горячие линии". "Горячая линия" - это бесплатная телефонная служба, по которой работники могут доложить о сомнительном поведении, возможном мошенничестве, ущербе, несправедливом отношении менеджеров.
Однако даже сильнейшая программа этической поддержки не гарантирует сотрудникам избегнуть возможных ошибок. Иметь впечатляющую этическую программу недостаточно. Она должна быть присутствующей во всех повседневных операциях, побуждать работников принимать морально корректные решения в любой ситуации.
Сегодня много передовых компаний понимают, что результаты их деятельности измерят не только финансовыми показателями. Проблемы этики, влияния социальных мероприятий на экономические показатели компании волнуют как менеджеров, так и ученых; вокруг этой темы ведутся оживленные дебаты. Наиболее остро стоит вопрос о том, не повредит ли "старательное поведение" фирмы результатам ее деятельности, ведь, в конце концов, этические программы стоят денег. Этой проблеме было посвящено несколько исследований. Полученные учеными результаты неоднозначные, однако они подтверждают, что между социальной ответственностью и финансовыми показателями существует небольшой, но положительная взаимосвязь. Наличие в компании таких ресурсов, как этика и социальная ответственность, отнюдь не наносит какого-нибудь убытка ее показателям. Данный тезис подтверждается и опытом таких компаний, как Hewlett-Packard, Digital Equipment Сorporation, 1Silicon Graphics, отмеченных "Премией в области деловой этики". Передовые фирмы понимают, что честность и доверие очень важные для сохранности успешного, прибыльного бизнеса. В краткосрочной перспективе общественно полезная деятельность объединена с дополнительными расходами, однако только она способная установить доверительное отношения между компанией и обществом, которое, как известно, нельзя купить ни за которые деньги. В конце концов, добрые дела так или иначе идут в пользу организации.
Культура менеджмента.
Культура менеджмента является основой всей культуры организации. Мировоззрение и отношения работников менеджмента, система ценностей, которыми они руководствуются, материально-техническое оснащение управленческих процессов, условия работы управленцев как концентрация политики ее формирование свидетельствуют об общей культуре организации.
Культура менеджмента - совокупность достижений в организации и осуществлении процесса менеджмента, отладке управленческой работы, использовании техники в менеджменте, а также требований, которые выдвигаются к системам менеджмента и работников, обусловленных нормами и принципами общественной морали, этики, естетики, права. Культура менеджмента формируется из культуры работников менеджмента, культуры процесса менеджмента, культуры условий работы, культуры документации, которые являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Определяющим элементом культуры менеджмента есть культура его работников, ее предопределяют уровень общей культуры, деловые качества, необходимые для выполнения работы соответственно должности работника, глубокие и всестороннее знания науки менеджмента, умение использовать их (искусство управления), стиль работы работника. Каждый менеджер, работая и общаясь в процессе деятельности с сотрудниками, руководствуется правилами поведения, которые отображают суть взаимоотношений между людьми в обществе. Однако особенности деятельности работников менеджмента определяют и специфические требования к их культуре. Они предусматривают внимательное, заинтересованное отношение к нуждам и запросов других работников коллектива, уважение к человеку, эффективное владение разнообразными коммуникативными средствами, в том числе и государственным языком. На культуре менеджмента обозначается уровень культуры организации процесса менеджмента, т.е. использование современных прогрессивных процессов менеджмента. Собирание и обработку информации должны происходить соответственно специальной последовательности операций и процедур, преимущественно с использованием технических средств управления. Не менее важным есть и то, чтобы каждый работник менеджмента четко знал свою цель, содержание, организацию, составу своей работы, порядок и методы ее выполнения.
Существенным компонентом культуры процесса менеджмента есть рациональная организация управленческой работы. Она предусматривает обоснованную низменность, кооперацию и регламентацию работы в менеджменте, нормирование состава, численности работников, правильную расстановку и использование кадров, применение прогрессивных методов и средств работы. Основой рациональной организации управленческой работы должно быть четкое определение объема и состава работ по управлению, которые обеспечивает лучшие экономические показатели.
Вместе с тем нужно позаботиться об обеспечении управленцев необходимыми техническими средствами (их состав, возможности, сферы и направления использования), поскольку комплексная автоматизация и механизация процесса менеджмента влияет на уровень его культуры. Внимательного отношения нуждаются в такие элементы культуры менеджмента, как умение принимать посетителей, вести телефонные разговоры, совещания, заседание собрание и др. Культура условий работы принадлежит к элементам культуры менеджмента, поскольку удобное помещение и рабочее место работника, которые отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, улучшают производительность работы.
Уровень культуры менеджмента зависит и от культуры документации (оформление, движения и хранение документов, удобства пользования, надежности и долговечности). Это оказывает содействие экономии средств, поскольку использование информации, которая содержится в документах, связанное с большим объемом работ и операций.
Общая культура менеджмента улучшает его организацию, упрощает и здешевлює его процесс, обеспечивает слаженность и четкость работы работников, повышает трудовую дисциплину в организации. Культура менеджмента является определяющим фактором формирования общей культуры организации, оказывает непосредственное влияние на результаты ее деятельности. Символические элементы культуры определяет и вводит в организации менеджмент. Система ценностей, которыми руководствуются работники менеджмента, формируется, с одной стороны, в контексте самозарождения основных общих ценностей организации, а с другого - влияет на их состав и суть. Все ценности организации менеджмент отбирает и оценивает и только после такой селекции внедряет их, заботясь, чтобы они овладели сознанием работников.