Тема 1.2 История возникновения и развития менеджмента. Основные школы (концепции) управления

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Менеджмент»

Магомедова Г.П.

Закариялова Б.М.

Атаева В.И.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..……………………………….……….2

Раздел 1. Основы менеджмента. Эволюция концепций менеджмента

Тема 1.1. Сущность, характерные черты современного менеджмента……………...3

Тема 1.2. История возникновения и развития менеджмента. Основные школы (концепции) управления………………………………………………………………..9

Тема 1.3. Организация и ее среда…………………………………………………….14

Раздел 2. Функции менеджмента в рыночной экономике

Тема 2.1. Цикл менеджмента………………………………………….………………18

Тема 2.2. Планирование деятельности коллектива……………….…………………20

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива…………….……………………...24

Тема 2.4. Мотивация сотрудников……………………………………………………30

Тема 2.5. Контроль в управлении……………………………………………………..33

Раздел 3. Методы и стили управления

Тема. 3.1. Система методов управления………………………………………………37

Тема 3.2. Стили управления. Руководство в организации…………………………...44

Тема 3.3. Управление персоналом……………………………………………………..50

Тема 3.4. Управленческие решения в организации…………………………………..59

Раздел 4. Коммуникации и деловое общение

Тема 4.1. Коммуникации в управлении организацией……………………………….61

Тема 4.2. Деловое общение…………………………………………………………….65

Введение:

Менеджмент сегодня стал необходимой реальнос­тью, и к нему в России проявляется активный инте­рес. Очевидна необходимость освоения знаний и опы­та, который накоплен странами, живущими в усло­виях рынка не одну сотню лет.

Успех в любом деле редко приходит случайно. Для его достижения люди используют эффективное управ­ление. Являясь объектом товарно-денежных отноше­ний, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты хозяйствен­ной деятельности, предприятие должно иметь такое управление, которое сумеет обеспечить ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и ус­тойчивость положения на рынке. Возрастает потреб­ность в руководителях, способных к предприниматель­ству, риску, конкуренции.

При подготовке менеджеров необходимо не толь­ко изучение принципов и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления, но и раз­витие способности прогнозировать предстоящие изме­нения и в соответствии с ними разрабатывать страте­гию, рыночную политику организаций, служащую опорой при постановке задач и осуществлении управ­ленческой практики.

Особое внимание в данной работе уделяется фор­мированию четкого представления о роли и задачах к нему в России проявляется активный инте­рес. Очевидна необходимость освоения знаний и опы­та, который накоплен странами, живущими в усло­виях рынка не одну сотню лет.

Успех в любом деле редко приходит случайно. Для его достижения люди используют эффективное управ­ление. Являясь объектом товарно-денежных отноше­ний, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты хозяйствен­ной деятельности, предприятие должно иметь такое управление, которое сумеет обеспечить ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и ус­тойчивость положения на рынке. Возрастает потреб­ность в руководителях, способных к предприниматель­ству, риску, конкуренции.

При подготовке менеджеров необходимо не толь­ко изучение принципов и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления, но и раз­витие способности прогнозировать предстоящие изме­нения и в соответствии с ними разрабатывать страте­гию, рыночную политику организаций, служащую опорой при постановке задач и осуществлении управ­ленческой практики.

Раздел 1. Основы менеджмента. Эволюция концепций менеджмента.

Тема 1.1. Сущность, характерные черты современного менеджмента

Вопросы:

1.Понятие менеджмента. Менеджмент, как особый вид профессиональной деятельности.

2.Цели и задачи менеджмента.

3.Принципы управления. Объекты и субъекты управления.

4.Американский и Японский менеджмент преимущества и недостатки

ВОПРОС 1.

В переводе с английского языка слово «менеджмент» означает «управление».

Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Менеджмент – это целенаправленное воздействие на людей, т.е. управление людьми для достижения поставленных целей.

Управлять значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Сущность управления состоит в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата.

Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1.Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;

3.Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмент

Менеджмент – это:

§ способ, манера обращения с людьми.

§ власть и искусство управлять кадрами,

§ особые умения и административные навыки,

§ орган управления, административная единица.

Тема 1.2 История возникновения и развития менеджмента. Основные школы (концепции) управления - student2.ru

Управленческая деятельность представляет собой особую разновидность трудового процесса, которая характеризуется присущими ему элементами – предметом труда, средствами труда, самим трудом и, наконец, его результатом.

Управленческая деятельность в процессе своего развития постепенно эволюционировала, превращаясь в то, что на современном этапе определяется как менеджмент.

Менеджер – это профессиональный управляющий, как правило, прошедший специальную подготовку.

Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают неодинаковые.
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

1. высший уровень (top manager) – это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

2. среднее звено (middle manager) – руководители управлений, отделов, цехов;

3. низшее звено (entry manager) – руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Менеджеры высшего уровня:

1. определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи.

2. формируют стратегии развития бизнеса,

3. осуществляют контакты с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д.

4. осуществляют контроль за работой подчиненных.

На среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

1. за изменение организационных структур,

2. разработку системы производства и сбыта продукции;

3. организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;

4. своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;

5. координирование и управление работой руководителей низшего звена.

В свою очередь, особенностью работы менеджера низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Основные функции таких менеджеров:

1. планирование деятельности подчиненных;

2. организация производственного процесса;

3. мотивация туда персонала;

4. контроль над рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил ТБ;

5. сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.

Требования, предъявляемые профессиональной компетенции менеджера:

 понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;

 знание должностных и функциональных обязанностей менеджмента, способов достижения целей и повышение эффективности работы организации;

 умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;

 владение искусством управления человеческими ресурсами;

 владение искусством налаживания внешних связей;

 способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию.

ВОПРОС 2.

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация.

Цели менеджмента:

1. Получение (увеличение) прибыли,

2. Повышение эффективности хозяйствования, удовлетворение потребности рынка,

3. Решение социальных вопросов.

Различаются цели

1. общие и глобальные,

2. разрабатываемые для фирмы в целом,

3. специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, а также эффективного использования кадрового потенциала.

Задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Задачи организации делятся на три категории.

1. работа с людьми (например, задача мастера),

2. работа с предметами (например, задача рабочего в цехе),

3. работа с информацией (например, задача казначея).

Задачи менеджмента:

1. организация производства конкурентоспособных товаров,

2. совершенствование производственного процесса,

3. внедрение новейших технологий,

4. повышение качества продукции,

5. снижение затрат на производство.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

ВОПРОС 3.

Основные категории менеджмента - это принципы, объект, субъект, функции, виды и методы управления.

Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Принцип Содержание принципа
Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда работающего
Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы
Дисциплина Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
Подчиненность личных интересов Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами
Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
Централизация Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")
Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила")

Объектом управления - могут быть

1. отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт),

2. территориальные общности людей (область, район, город),

3. отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР),

4. аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг),

5. виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.),

6. характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

ВОПРОС 4.

Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента

  Японская модель менеджмента Американская модель менеджмента
1. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Индивидуальный характер принятия решений
2. Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность
3. Нестандартная, гибкая структура управления Строго формализованная структура управления
4. Неформальная организация контроля Четко формализованная процедура контроля
5. Коллективный контроль Индивидуальный контроль руководителя
6. Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе
7. Основное качество руководителя — умение осуществлять координацию действий и контроль Главное качество руководителя — профессионализм
8. Ориентация управления на группу Ориентация управления на отдельную личность
9. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату Оценка управления по индивидуальному результату
10. Личные неформальные отношения с подчиненными Формальные отношения с подчиненными
11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы Деловая карьера обусловливается личными результатами
12. Подготовка руководителей универсального типа Подготовка узкоспециализированных руководителей
13. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. Оплата труда по индивидуальным достижениям
14. Долгосрочная занятость руководителя в фирме Найм на работу на короткий период

Тема 1.2 История возникновения и развития менеджмента. Основные школы (концепции) управления.

Вопросы:

1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.

2. Исторические периоды возникновения и развития менеджмента: древний период, индустриальный пери­од, период систематизации, информационный период.

3. Основные школы (концеп­ции) управления: школа научного управления, школа административного управ­ления, школа человеческих отношений, поведенческая школа.

4. Современные подходы в менеджменте. Научные подходы к управлению как к процессу: процессный, системный, ситуационный подходы.


ВОПРОС 1.


Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без рационального управления. Однако управление как вид деятельности и как наука появилось не сразу. Первые, самые простые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя.

Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало прежде всего четкого планирования и координации деятельности. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. О древнем возрасте практики управления свидетельствуют глиняные таблички, найденные на территории Шумер (третье тысячелетие до н.э.), содержащие сведения о коммерческих сделках и законах страны.

Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.) дает понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. В его трудах отмечается, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Но при этом необходимо учитывать не только индивидуальные особенности управляемого, но и организаторские способности управляющего.

Потом уже об управлении мы читаем у Платона (428/7–348/7 гг. до н.э.), который доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Другой великий мыслитель - Аристотель (384-322 до н.э.) заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной политической экономии), в рамках которой указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга, так как прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления, включающую папу, кардинала, архиепископа, епископа и приходского священника.

Переворот в производственных отношениях был связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Промышленная революция выделила три уровня управления: верхний, средний и нижний. На производстве появился мастер, который вскоре стал «ненавистен» для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования.

Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:

— индустриальный способ организации производства;

— развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

Развитие науки об управлении происходило вместе с развитием человечества.

ВОПРОС 2.

Любое государственное устройство, любая человеческая деятельность предполагает, что существует:

1. объект управления (то чем управляют)

2. субъект управления (тот, кто управляет).

Необходимость в управлении появляется, когда лица, непосредственно выполняющие работу, не в состоянии самостоятельно координировать свои действия.

Менеджмент существовал всегда там, где люди работали группами, в трех сферах человеческого общества: политической;экономической;оборонительной.

Возникновение управления относят к пятому тысячелетию до нашей эры.

Наши рекомендации