Тема 4.2. Управление конфликтами и стрессами в коллективе
Студент должен:
знать:
- сущность, причины и виды конфликтов;
- методы управления и последствия конфликтов;
- сущность и природу стрессов;
уметь:
- разрешать конфликтные ситуации;
- находить пути предупреждения и снятия стрессовых ситуаций.
Конфликт – это органическая составляющая жизни общества и организации:
1) это закономерное явление;
2) конфликты неизбежны;
3) необходимо управлять конфликтами.
Конфликт – это противоречия:
1) внутри человека – внутриличностный;
2) между человеком – человеком – межличностный;
3) между человеком – группой;
4) между человеком – обществом;
5) между группами – межгрупповой.
Причины конфликтов:
1) неопределённость прав и обязанностей работника;
2) подчинение работника нескольким руководителям;
3) руководство менеджера более 8 подчинёнными;
4) незнание менеджером социально-психологических закономерностей общения;
5) конфликтность субъектов и т.д.
Конфликты могут быть конструктивныеи деструктивные(функциональные и дисфункциональные).
Модели процесса конфликта
Последствия конфликта: функциональные и дисфункциональные.
Методы разрешения конфликтов
1) Структурные предупреждающие.
2) Межличностные: уход от проблемы, сглаживание, принуждение принять точку зрения любой ценой, компромисс, «выиграть, выиграть!», решение проблемы.
3) Прямые методы угашения конфликта.
4) Косвенные методы угашения конфликта.
Стресс – это реакция организма на положительные и отрицательные факторы среды, это естественная часть человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблемы создаёт чрезмерный стресс.
Причины стресса: организационные и личностные.
Пути предупреждения стрессовых ситуаций:
1) нужны в жизни 2 фазы: напряжение и радость;
В работе – начало и завершение.
Ритм жизни – труд и отдых.
2) необходимо общение и покой (одиночество);
3) надо снижать значимость того, что не получается;
4) нужна мобильность;
5) творчество.
Методы понижения уровня стресса:
1) распределите сроки выполнения работы;
2) научитесь говорить «нет» в необходимых случаях;
3) наладьте эффективные отношения с руководителем;
4) не соглашайтесь с противоречивыми требованиями.
Методы снятия стрессов – это механизм переключения: музыка, мышечная активность, режим питания, танец, праздник, положительные эмоции, сон, редко – слёзы, любовь, юмор, забота о тех, кому хуже, время.
Вопросы самоконтроля
1) Современный взгляд на конфликты.
2) Каковы причины конфликтов?
3) В чём отличие конструктивных конфликтов от деструктивных?
4) Каковы последствия конфликтов?
5) Какие стадии развития имеет конфликт?
6) Как должен управлять конфликтом менеджер?
7) Современный взгляд на стресс.
8) Какие пути необходимы для предупреждения стрессов?
9) Как можно понизить уровень стресса?
10) Какие методы снимают стресс?
Раздел 5.
САМОМЕНЕДЖМЕНТ
Тема 5.1. Техника личной работы руководителя
Студент должен:
иметь представление:
- о тайм-менеджменте;
знать:
- методы самоорганизации;
уметь:
- планировать работу.
Самоменеджмент – целенаправленное, последовательное использование руководителем методов работы в повседневной практике.
Функции самоменеджмента:
1) постановка целей;
2) планирование своей деятельности;
3) принятие решений;
4) организация трудового процесса;
5) контроль итогов;
6) информация и коммуникации.
Тайм-менеджмент – это способы эффективного использования рабочего времени.
Вопросы самоконтроля
1) Роль самоменеджмента в современной практике.
2) Роль тайм-менеджмента в современной практике.
3) Какие рекомендации должен выполнять менеджер в самоменеджменте?
4) Какие рекомендации должен выполнять менеджер при планировании своей деятельности?
Тема 5.2. Организация взаимоотношений с сотрудниками
Студент должен:
иметь представление:
- об имидже менеджера;
знать:
- руководство: власть и партнёрство;
уметь:
- анализировать свои действия во взаимоотношениях с подчинёнными;
- создавать условия успешного управления трудовым коллективом.
Власть – возможность влиять на поведение других. Власть дополняет формальные полномочия руководителя.
Для эффективности руководства нужен баланс власти: достаточной для достижения целей, но не вызывающей у подчинённых чувства непокорности.