Основные характеристики объекта исследования

К основным характеристикам объекта исследования следует относить те параметры, которые соответствуют самому объекту. Если объект это организации, завод, акционерное общество, то он объединяет ресурсы к которым следует отнести людские, финансово-экономические, материальные и иные виды ресурсов.

При этом исследователь (менеджер) как бы вникает во внутреннюю среду, адаптируется в ней – это называется включенным наблюдением.

Наблюдение со стороны осуществляется исследователем и называется простым. Методика исследований может быть как с использованием прямого наблюдения на основе прямых контактов, внутреннего общения и иного рода коммуникаций, так и косвенным наблюдением. Во втором случае исследования основаны на не прямых, а опосредованных взаимосвязях или коммуникативных средств. Ситуация описывается такими необычными предметами исследования, которыми являются жестикуляция, поступки, решения групп людей или индивидуума, в частности, стилистика поведения на рабочем месте, возникновение конфликтных ситуаций, разрешение спорных вопросов, мирное урегулирование серьезных проблем.

Наблюдение проводится не только для того, чтобы сравнить какие либо предположения. Основной его функцией является подтверждение явлений или фактов. Только наблюдение как функция личности, является функцией его грамотности, а следовательно индивидуально формируются творческие навыки к принятию самостоятельных решений в эффективном менеджменте. Менеджер, обладающий только своим индивидуальным стилем управления, который приводит результат к желаемому, способен видеть в коллективе любые проявления людей, в том числе личные, скрытые от простого глаза. Таким образом, наблюдения являются одной из основных характеристик объекта исследования.

Особенности стадии исследования

Постановка задачи

Для того, чтобы определить особенности стадии исследования, необходимо грамотно осуществить постановку задачи исследования. В этом случае, особое место занимает описательная часть исследования, которая напрямую связана с изучением первичных источников. Первичные источники представляют из себя в каждом конкретном случае свой уникальный набор материалов, которые следует подвергнуть всестороннему анализу. Следующим этапом в постановке задачи является сравнение подобранных материалов по их формальным и содержательным признакам,а так же нахождение обобщающих закономерностей и трендов, по которым ведет свое развитие исследуемый объект. Материал в основном представляет собой фактический материал прошлых лет, а так же переработанный другими исследователями.

Для получения фактического материала, необходимого для создания ситуации, продолжения исследований по результатам анализа ситуации и др. можно проводить эксперименты. Экспериментальный метод как метод научного исследования известен уже более 300 лет. Этот метод прошел длительный путь развития – от первых спорадических опытов до современной высокоразвитой техники экспериментирования.

Социально-экономическое экспериментирование в российских организациях было вызвано изменениями условий их функционирования – переходом от командно-административной системы хозяйствования к рыночным отношениям. В литературе, посвященной проблемам социально-экономического экспериментирования, имеются различные определения эксперимента: исследование объекта, в процессе которого мы создаем условия (или изыскиваем и группируем существующие), необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующей нас связи явлений (А.П. Куприян); способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и по ведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).

Постановка задачи – наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Использование математики или компьютера не принесет пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. А. Эйнштейн отмечал, что правильная постановка задачи важнее даже, чем ее решение. Огромные средства расходуются ежегодно на поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы. В этом смысле очень важно уже до процедуры написания ситуации представить себе, чего желательно достигнуть в результате исследования.

При построении модели менеджер должен определить главную цель модели, выходные нормативы или информацию, которую предполагается получить, чтобы помочь руководству разрешить определенную проблему.

В дополнение к установлению главных целей разработчик должен определить, какая информация требуется для построения модели. Другим важным фактором, требующим учета при построении модели, являются расходы. Модель, которая стоит больше, чем вся задача, решаемая с ее помощью, конечно, не внесет никакого вклада в достижение целей организации.

Наши рекомендации