Опыт управления качеством в США
Общие указания по изучению дисциплины.
Комплексы вопросов, подлежащих изучению по дисциплинам «Основы управления качеством» и «Управление качеством продукции лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», определены рабочими программами этих дисциплин..
Основной формой изучения дисциплины студентами является проработка каждой темы по материалам лекций и рекомендованной литературы.
Практические работы проводятся в процессе аудиторных занятий, в форме самостоятельных и коллективных работ, а также в форме деловых игр. Результаты самостоятельных работ представляются студентами в форме защиты.
В разделе, посвященном контрольной работе, выполняемой студентами заочной формы обучения, приведена методика выполнения работы и варианты заданий.
Далее изложено содержание основных разделов дисциплины.
Указания по отдельным темам дисциплины.
Качество - как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики. Место дисциплины в учебном процессе
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция
Управление качеством — одна из ключевых функций менеджмента, основное средство достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия (компании).
Актуальность проблем качества -- особенно в рыночной экономике.
Оправдать необходимые инвестиции в технологию можно только, выпуская конкурентно способную продукцию.
Управление качеством, выделившееся в отдельную дисциплину в 20 -е гг., в настоящее время органически влилось в общий менеджмент организации.
В соответствии со стандартом 15О 9000:1994 качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
При этом определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция (услуга) должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества.
Совершенно естественно, что за время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество.
Немецкое Общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.
Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество — это пригодность к использованию.
Арманд Фейгенбаум определяет качество как решение потребителя, а не инженера или маркетолога.
Следует отличать качество проекта (качество конструкции), от качества соответствия требованиям проекта (степень соответствия техническим требованиям, изложенным в конструкторской документации).
Качество создается на всех стадиях производства продукции.
Качество определяется рядом его составляющих, образующих так называемую петлю качества.
Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество продукции или процессов на этапах ее производства и эксплуатации, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, т.е. маркетинга, и заканчивая утилизацией продукции, отслужившей свой срок.(рис.1.1.)
маркетинг |
проектирование |
планирование |
производство и обслуживание |
проверка |
закупки |
утилизация |
Послепродажная деятельность |
Облуживание техническая поддержка |
Монтаж |
Продажа и распределение |
Упаковка |
Рис. 1.1 Петля качества
Основные понятия и принципы управления качеством были рассмотрены при изучении дисциплины «Основы управления качеством продукции». Данная дисциплина рассматривает управление качеством продукции лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств на основе системы менеджмента качества (СМК), отвечающей требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001. Также рассматривает современные инструменты и системы управления качеством.
История управления качеством, развития систем качества
.
Эволюция мышления качества прошла следующие этепы:
Инспекция и испытания (L&T)– проверка качества и испытания (сортировка, разбраковка и переделка)
Контроль качества (QC) –контроль качества (пооперационный контроль) 60-е годы
Обеспечение качества (AQ) – система обеспечения качества 70-80–е годы, экономика качества
Управление качеством (QM) – методы и средства УК (ИСО серии 9000). Надзор (ИСО серии 10000) 90-е годы
Всеобщее управление качеством (TQM) – совершенствование качества (ИСО серии 9000-2000).
Опыт управления качеством в США.
Промышленная революция в Америке положила конец ремесленничеству.
В 19 веке в результате перехода к серийному производству потребовался новый тип рабочего.
После второй мировой войны США начала быстро наращивать производство товаров.
В 40-50 годы качество товаров, производимых в Америке, было низкое. Серьезная проблема – огромные затраты вследствие низкого уровня качества. 20-25 процентов всех текущих затрат типичного американского предприятия шло на обнаружение и устранение дефектов продукции, плюс затраты на ремонт и замену дефектных изделий, которые вышли за пределы предприятия. Таким образом суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составляли 30 и более процентов от издержек производства.
Решение проблемы качества в США чаще всего пытались найти в тарифах, квотах, пошлинах, защищающих американскую продукцию от конкурентов. А вопросы качества на второй план.
Ведущие американские компании рассматривали качество как средство уменьшение издержек, а не способ удовлетворения нужд потребителей.
Было решено уделить внимание развитию таких проблем:
¾ мотивация;
¾ кружки качества;
¾ статистические методы контроля;
¾ повышение сознательности служащих и управляющих;
¾ учет расходов на качество;
¾ программы повышения качества;
¾ материальное стимулирование.
В США в начале 80-х годов УК сводилось к планированию качества.
Для 80-х годов характерна массированная кампания по обучению прямо на рабочих местах….
В этот период были изданы две книги Э Деминга: «Качество, производительность и конкурентоспособность» и «Выход из кризиса». Знаменитые 14 пунктов, которые легли в основу всеобщего (тотального) качества (Total Quality).
Внимание со стороны законодательной и исполнительной власти вопросам повышения качества национальной продукции – новое явление в экономическом развитии страны.
Проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (AOKK) – ведущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 году и насчитывающее в настоящее время 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов.
Конгресс США учредил национальную Премию им. Малькома Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции. С 1987 года она выдаются ежегодно трем лучшим фирмам. Премии вручает Президент США во второй четверг ноября – всемирный день качества.
Характерные особенности управления качеством в США:
¾ жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики;
¾ внимание к процессу планирования по объемным и качественным показателям;
¾ административный контроль за выполнением планов;
¾ совершенствование управления фирмой в целом.