Опыт управления качеством в США

Общие указания по изучению дисциплины.

Комплексы вопросов, подлежащих изучению по дисциплинам «Основы управления качеством» и «Управление качеством продукции лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», определены рабочими программами этих дисциплин..

Основной формой изучения дисциплины студентами является проработка каждой темы по материалам лекций и рекомендованной литературы.

Практические работы проводятся в процессе аудиторных занятий, в форме самостоятельных и коллективных работ, а также в форме деловых игр. Результаты самостоятельных работ представляются студентами в форме защиты.

В разделе, посвященном контрольной работе, выполняемой студентами заочной формы обучения, приведена методика выполнения работы и варианты заданий.

Далее изложено содержание основных разделов дисциплины.

Указания по отдельным темам дисциплины.

Качество - как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики. Место дисциплины в учебном процессе

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция

Управление качеством — одна из ключевых функций менеджмента, основное средство достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия (компании).

Актуальность проблем качества -- особенно в рыночной экономике.

Оправдать необходимые инвестиции в технологию можно только, выпуская конкурентно способную продукцию.

Управление качеством, выделившееся в отдельную дисциплину в 20 -е гг., в настоящее время органически влилось в общий менеджмент организации.

В соответствии со стандартом 15О 9000:1994 качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

При этом определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция (услуга) должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества.

Совершенно естественно, что за время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество.

Немецкое Общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество — это пригодность к использованию.

Арманд Фейгенбаум определяет качество как решение потребителя, а не инженера или маркетолога.

Следует отличать качество проекта (качество конструкции), от качества соответствия требованиям проекта (степень соответствия техническим требованиям, изложенным в конструкторской документации).

Качество создается на всех стадиях производства продукции.

Качество определяется рядом его составляющих, образующих так называемую петлю качества.

Петля качества – это замкнутая последовательность мер, определяющих качество продукции или процессов на этапах ее производства и эксплуатации, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, т.е. маркетинга, и заканчивая утилизацией продукции, отслужившей свой срок.(рис.1.1.)

маркетинг
проектирование
планирование
производство и обслуживание
проверка
закупки
утилизация
Послепродажная деятельность
Облуживание техническая поддержка
Монтаж
Продажа и распределение
Упаковка

Рис. 1.1 Петля качества

Основные понятия и принципы управления качеством были рассмотрены при изучении дисциплины «Основы управления качеством продукции». Данная дисциплина рассматривает управление качеством продукции лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств на основе системы менеджмента качества (СМК), отвечающей требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001. Также рассматривает современные инструменты и системы управления качеством.

История управления качеством, развития систем качества

.

Эволюция мышления качества прошла следующие этепы:

Инспекция и испытания (L&T)– проверка качества и испытания (сортировка, разбраковка и переделка)

Контроль качества (QC) –контроль качества (пооперационный контроль) 60-е годы

Обеспечение качества (AQ) – система обеспечения качества 70-80–е годы, экономика качества

Управление качеством (QM) – методы и средства УК (ИСО серии 9000). Надзор (ИСО серии 10000) 90-е годы

Всеобщее управление качеством (TQM) – совершенствование качества (ИСО серии 9000-2000).

Опыт управления качеством в США.

Промышленная революция в Америке положила конец ремесленничеству.

В 19 веке в результате перехода к серийному производству потребовался новый тип рабочего.

После второй мировой войны США начала быстро наращивать производство товаров.

В 40-50 годы качество товаров, производимых в Америке, было низкое. Серьезная проблема – огромные затраты вследствие низкого уровня качества. 20-25 процентов всех текущих затрат типичного американского предприятия шло на обнаружение и устранение дефектов продукции, плюс затраты на ремонт и замену дефектных изделий, которые вышли за пределы предприятия. Таким образом суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составляли 30 и более процентов от издержек производства.

Решение проблемы качества в США чаще всего пытались найти в тарифах, квотах, пошлинах, защищающих американскую продукцию от конкурентов. А вопросы качества на второй план.

Ведущие американские компании рассматривали качество как средство уменьшение издержек, а не способ удовлетворения нужд потребителей.

Было решено уделить внимание развитию таких проблем:

¾ мотивация;

¾ кружки качества;

¾ статистические методы контроля;

¾ повышение сознательности служащих и управляющих;

¾ учет расходов на качество;

¾ программы повышения качества;

¾ материальное стимулирование.

В США в начале 80-х годов УК сводилось к планированию качества.

Для 80-х годов характерна массированная кампания по обучению прямо на рабочих местах….

В этот период были изданы две книги Э Деминга: «Качество, производительность и конкурентоспособность» и «Выход из кризиса». Знаменитые 14 пунктов, которые легли в основу всеобщего (тотального) качества (Total Quality).

Внимание со стороны законодательной и исполнительной власти вопросам повышения качества национальной продукции – новое явление в экономическом развитии страны.

Проводятся месячники качества, инициатором которых стало Американское общество по контролю качества (AOKK) – ведущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 году и насчитывающее в настоящее время 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов.

Конгресс США учредил национальную Премию им. Малькома Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции. С 1987 года она выдаются ежегодно трем лучшим фирмам. Премии вручает Президент США во второй четверг ноября – всемирный день качества.

Характерные особенности управления качеством в США:

¾ жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики;

¾ внимание к процессу планирования по объемным и качественным показателям;

¾ административный контроль за выполнением планов;

¾ совершенствование управления фирмой в целом.

Наши рекомендации