Основные категории и понятия инновационного менеджмента
Курс «Инновационный менеджмент»
Вопросы.
Понятия инновац. мен-та
«Инновация» («нововведение», «новшество») — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию на рынке в виде нового продукта (технологического процесса), используемого в практической деятельности.
Признаки инноваций: существенные изменения (новизна), коммерческая реализуемость, производственная применимость.
ИМ – управление нововведениями или инновациями.
Инновационный менеджмент как самостоятельный вид управленческой деятельности и разновидность функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах жизнедеятельности людей.
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания (идеи) в инновацию (конкретный новый продукт).
1. Введение в инновационный менеджмент и его методологические основы
Многие авторы характеризуют Инновационный менеджмент как самостоятельный вид управленческой деятельности и разновидность функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах жизнедеятельности людей.
ИМ – управление нововведениями или инновациями.
Существуют 3 аспекта ИМ:
¨ Как наука и искусство управления инновациями;
¨ Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях;
¨ Как аппарат управления инновациями
Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:
1. Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
2. Организация инновационного процесса для данной инновации.
3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.
Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. Система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).
Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.
Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.
Основные категории и понятия инновационного менеджмента
Категорий инновационного менеджмента достаточно много, но стержневыми среди них являются следующие: инноватика, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, виды инноваций, движущие силы инновационного процесса, формы инновационного процесса, фазы инновационного процесса.
Признаки инноваций: существенные изменения (новизна), коммерческая реализуемость, производственная применимость.
Не являются инновациями:несущественные изменения (цвет, дизайн и т.д.), расширение номенклатуры.
Виды инноваций: организационные, глобальные и локальные, технические, экономические, управленческие.
Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятель-ности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).
Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.
Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.
Конкретными основами методологии инновационного менеджмента являются:
- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;
- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;
- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде,
- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;
- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации,
- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;
- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются;
- психология, котораяизучаетзакономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;
- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;
- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;
В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.
Основными общимиметодами проведения исследований в инновационном менеджменте являются: 1) фундаментальные и прикладные научные исследования 2) эксперимент; 3) тестирование, 4) анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 5) изучение документации организации; 4) моделирование.
2. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
Многие авторы характеризуют Инновационный менеджмент как самостоятельный вид управленческой деятельности и разновидность функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах жизнедеятельности людей.ИМ – управление нововведениями или инновациями.Существуют 3 аспекта ИМ:Как наука и искусство управления инновациями;Как вид деятельости и процесс принятия управленческих решений в инновациях;Как аппарат управления инновациями
Понятие «Инновация» ввел И.Шумпетер. «Инновация» («нововведение», «новшество») — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию на рынке в виде нового продукта (технологического процесса), используемого в практической деятельности. Австрийский ученый Й.Шумпетер выделял пять типичных изменений:
• использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);
• внедрение продукции с новыми свойствами;
• использование нового сырья;
• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
• появление новых рынков сбыта.
В экономической литературе используются самые разнообразные понятия, относящиеся к инновациям: нововведение, новшество, новация, открытие, изобретение и другие, которые нередко отождествляются, хотя между ними есть некоторые различия.
Классификация и виды инноваций
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
• технические - появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
• технологические - возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
• организационно-управленческие - связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
• информационные - решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
• социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические;производственные;экономические;торговые;социальные;в области управления.
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания (идеи) в инновацию (конкретный новый продукт).
Инновационный процесс имеет циклический характер.
Циклический характер инновационного процесса и его дифференциация по отдельным этапам связаны как с общими закономерностями процесса экономического развития, так и с продолжительностью жизненного цикла конкретного новшества (нововведения). К таким циклам относятся:
· циклы технологических волн (длинные волны Н. Кондратьева);
· циклы экономического развития отдельных стран;
· циклы экономического развития отдельных отраслей, комплексов и предприятий;
· жизненный цикл конкретного изделия (новшества,нововведения).
Приоритеты в управлении развитием экономики должны базироваться на активизации инновационных процессов в области наукоемких отраслей народного хозяйства страны, а не в направлениях развития на основе производственных факторов и инвестиций в простое воспроизводство.
Тенденции развития:
1) Комплексная механизация и автоматизация
Автоматизация производства означает применение технических средств, с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации.
Повышение эффективности автоматизации производства предполагает:совершенствование методик технико-экономического анализа вариантов автоматизации конкретного объекта, обоснованный выбор наиболее эффективного проекта и конкретных средств автоматизации;создание условий для интенсивного использования средств автоматизации, совершенствование их обслуживания;
· повышение технико-экономических характеристик выпускаемого оборудования, используемого для автоматизации производства, особенно вычислительной техники.
2) Электрификация представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового аппарата в технологические процессы, средства управления и контроля хода производства.
3)Электронизация - обеспечение всех сфер производства и общественной жизни высокоэффективными средствами вычислительной техники (как массовой - персональные компьютеры, так и супер-ЭВМ с быстродействием более 10 млрд операций в секунду с использованием принципов искусственного интеллекта), внедрение нового поколения спутниковых систем связи и т.д
4) Химизация - совершенствование производства в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества, повышения эффективности и содержательности труда, облегчения его условий.
5) Ускоренное развитие атомной энергетики,
6) Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (коррозионной и радиационной стойкостью, жаропрочностью, устойчивостью к износу, сверхпроводимостью и др.);
7)Освоение принципиально новых технологий - мембранной, лазерной (для размерной и термической обработки; сварки, резки и раскроя), плазменной, вакуумной, детонационной и др.;
8)Ускорение развития биотехнологии, открывающей пути коренного увеличения продовольственных и сырьевых ресурсов, способствующей созданию безотходных технологических процессов.
9) Разработка и внедрение нанотехнологий. Нанотехнология — наука, занимающаяся созданием устройств в несколько нанометров (1 миллиардная доля метра)
3. Нововведения как объект инновационного управления
Принято считать, что понятие нововведение является русским вариантом английского слова “innovation”- введение новшеств. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, изобретение, новое явление. Русское “нововведение” означает процесс использования новшеств. Таким образом с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, становится нововведением или инновацией. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.
«Инновация» («нововведение», «новшество») — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию на рынке в виде нового продукта (технологического процесса), используемого в практической деятельности. Понятие «Инновация» ввел И.Шумпетер. ОН выделял пять типичных изменений:
• использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);
• внедрение продукции с новыми свойствами;
• использование нового сырья;
• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
• появление новых рынков сбыта.
В экономической литературе используются самые разнообразные понятия, относящиеся к инновациям: нововведение, новшество, новация, открытие, изобретение и другие, которые нередко отождествляются, хотя между ними есть некоторые различия.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Виды нововведений
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
• технические - появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
• технологические - возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
• организационно-управленческие - связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
• информационные - решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
• социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
1)Степень радикальности (новизна, оригинальность и пр.):
Радикальные (пионерные, базовые и пр.)
Ординарные (новые технические решения, изобретения)
Усовершенствующие (модернизация)
3) Стимул появления (источник):
Вызванные развитием науки и техники
Вызванные потребностями производства
Вызванные потребностями рынка
4) Роль в воспроизводственном процессе
Потребительские
Инвестиционные
5. Назначение нововведения
Для производителя и потребителя
Для общества в целом
Для локального рынка
Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.
Чтобы организовать процесс введения инноваций, необходимо решить задачи:
1)Привести в соответствие цель управления И с целью функционирования организации в целом
2)Выявить свои конкурентные преимущества и недостатки
3) Определить методы управления И
4) Построить рациональный механизм управления И
Основными направлениями инновационного развития организации в современной экономике выступают: комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация, электронизация производства, внедрение новых материалов, освоение новых технологий
Механизм управления инновациями состоит из следующих элементов:
l Прогнозирование И
l Планирование И
l Анализ ситуации
l Идентификация направленности в И
l Определенеие критериев выбора альтернативности И
l Разработка альтернативностиВыбор наилучшей
l Разработка и согласование управленческого решения
l Управление реализацией упр.решения
l Контроль и оценка результатов
Эти элементы находятся как в прямой, так и в обратной связи, что обеспечивает наилучшее управление таким специфическим объектом, как инновации.
В состав системы инновационного менеджмента включены подсистемы: научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая, которые в свою очередь образуют внутреннюю среду фирмы.
Подсистема научного сопровождения будет состоять из таких частей, как:
1) научные подходы к инновационному менеджменту;
2) функции и методы менеджмента. Научный подход состоит из системного,
структурного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного, комплексного, интеграционного, динамического, процессного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного подходов.
Функции менеджмента:
1) планирование;
2) организация;
3) мотивация;
4) контроль.
Методы менеджмента:
1) организационные;
2) административные;
3) экономические;
4) социально-психологические.
Целевая подсистема состоит из формирования портфелей новшеств и инноваций.
Формирование портфеля новшеств содержит научные разработки, изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться.
Создание портфеля инноваций – это стратегический план реализации новшеств и инноваций (покупных и собственной разработки).