Тема. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО И ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОУ
Для повышения вероятности получения желаемого результата и обоснования намеченных планов осуществления инновационного процесса используется прогнозирование.
Функция прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов реализации инновационного проекта на основе всестороннего анализа исследуемого объекта с учетом возможных изменений в будущем.
Задачи прогнозирования:
• определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта;
• оценка последствий реализации каждого из возможных вариантов инновационного проекта (оценка рисков);
• оценка ресурсов, необходимых для реализации возможных вариантов.
Методы прогнозирования:
1) методы стратегического анализа;
2) методы экстраполяции;
3) методы экспертных оценок;
4) методы моделирования;
5) статистические методы (модель и метод, кросс-проверка и др.).
6) изучение сегментации рынка ( кластерный анализ, деревья классификации, факторный анализ, анализ соответствий);
7) методы изучения потребительских предпочтений (дисперсионный анализ, статистические гипотезы и др.) и т.д.
Аналитическая деятельность направлена и ориентирована на поиск, выявление и разработку проблемных зон деятельности образовательного учреждения.
ПРОБЛЕМА – греч. problema – преграда, трудность, задача
теоретический или практический вопрос, требующий исследования и разрешения;
противоречивая ситуация, порожденная наличием противоположных позиций.
Поскольку центральным звеном в проблемном анализе является построение «проблемного поля» школы и последующая с ним работа, а также ввиду отсутствия в современной литературе технологии работы с ним, уместно обозначить более подробно все «шаги» в данной работе.
Шаг первый. Генерирование и обозначение проблем (Например: неконтролируемый объем домашних заданий, ограниченность выбора профилей обучения, несоответствие социального заказа и реальных возможностей школы и т.д.).
Шаг второй. Структурирование выявленных проблем по проблемным блокам. В условиях ОУ данными блоками могут быть: учебно-воспитательный процесс (отдельно по каждой ступени образования + воспитательная работа), содержание образования, организационно-управленческий процесс, организационная культура, ресурсное обеспечение. На этом же этапе происходит выявление ключевого блока. Ключевым считается тот, в котором оказалось наибольшее количество проблем.
Шаг третий. Структурирование, или группировка, проблем ключевого блока. Основания для такого структурирования могут быть самые разнообразные. Например: по сферам деятельности они могут быть школьными и внешкольными, по субъектам решения - преподавательскими (учительскими), административными, вышестоящего отдела образования; по результату - решаемыми и не решаемыми конкретным ОУ, в настоящих условиях.
Шаг четвертый. Установление взаимосвязей решаемых проблем ключевого блока. В этом блоке необходимо проанализировать каждую проблему с последующей на предмет их первичности: какая из вышеозначенных проблем может быть решена за счет решения другой.
Шаг пятый. Подсчет количества выборов каждой проблемы и определение ключевой. Ею будет являться та, которая получила всех больше выборов. Это и будет ключевая проблема конкретного образовательного учреждения, которую и необходимо будет решать в течение определенного времени.
Этапы педагогического анализа
• Первый этап - определение предмета, состава и содержания анализа.
• Второй этап - структурно-функциональное описание предмета анализа.
• Третий этап - анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условие - следствие.
• Заключительный этап. Здесь определяется степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период.
Методы анализа
PESTанализ - акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок для организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно расматривать в виде четырехпольной таблицы.
Политические факторы Влияние экономики
Социокультурные тенденции Технологические инновации
Поиск возможных конкурентных преимуществ GAP-АНАЛИЗ
По данной методике оценивается желаемое состояние организации (уровень ее стратегических притязаний) и реальное (чего может фактически добиться организация, не меняя свою нынешнюю политику). При этом разрабатывается стратегия организации, направленная на ликвидацию данного разрыва.
Положение организации SWOT-АНАЛИЗ
S Сильные стороны ОУ W Слабые стороны ОУ
O Возможности ОУ T Угрозы извне.
Ситуационный анализ
Под ситуационным анализом принято понимать проводимый периодически (1—2 раза в год) анализ деятельности ОУ в его отношениях с внешним для нее миром.
Целью ситуационного анализа является «внутренняя ревизия» и оценка прошлой деятельности вуза, рассмотрение его достижений и неудач, вскрытие причин тех и других, выявление компетентности сотрудников и эффективности их работы.
Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.
Проблемно-факторный анализ (НИЖЕ ДАЮ ПО ОЧЕРЕДИ ГРАФ ТАБЛИЦЫ)
Проблемы Причины и факторы, вызывающие проблемы Задачи решения проблем Пути решения проблем Ожидаемый результат
Методы экстраполяции
основаны на анализе изменения параметров исследуемых объектов или процессов и выводе закономерностей, характеризующих эти изменения.
Методами экстраполяции решаются задачи:
-динамического анализа;
- статического анализа.
В задачах динамического анализа основным фактором развития является фактор времени. В этом случае анализируются изменения параметра во времени, а прогнозы перспективного развития составляются по аналогии с ретроспективными тенденциями.
Статический анализ осуществляется путем экстраполяции тенденций изменения прогнозируемого параметра по данным, характерным для различных поколений объектов одного функционального назначения.
Экстраполяция относится к количественным методам прогнозирования.
Суть экспертных методов
заключается в определении тенденций развития на основе оценок квалифицированных специалистов.
Выделяют индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Индивидуальные экспертные оценки используются при составлении морфологического анализа, оценка типа «интервью» и аналитические экспертные оценки. При оценках типа «интервью» и аналитических экспертных оценках осуществляется опрос экспертов по интересующей проблеме. При использовании морфологического анализа производится структуризация инновационного проекта путем разделения на составные элементы с последующим выявлением возможных вариантов инновационного проекта.
Коллективные экспертные оценки — совместное принятие решения группой экспертов. Выделяют метод комиссий, метод Дельфи и пр.
1) Метод комиссий — совместное принятие решения комиссией из нескольких экспертов.
2) Метод Дельфи (метод многотуровых опросов) — выработка совокупного решения путем статистической обработки индивидуальных решений, внесенных экспертами изолированно друг от друга.
Методы моделирования
Различают логические, информационные и математические модели прогнозирования.
Логическое моделирование базируется на изучении внутренней логики процесса и построении на этой основе исторических моделей.
Информационное моделирование осуществляется путем анализа получаемой из различных источников информации и выявления тенденций развития. В качестве источников информации при составлении прогнозов могут выступать научные публикации, патентная документация.
Математическое моделирование представляет собой построение моделей на базе статистического анализа.