Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000

Основой системы менеджмента качества на международном уровне стали стандарты ИСО серии 9000, разработанные с учетом сложившейся положительной международной практики техническим комитетом 176 Международной организации по стандартизации в 1987 году при участии США, Канады и ФРГ.

Первые пять международных стандартов ИСО серии 9000 (далее – МС ИСО 9000) устанавливали требования к системам обеспечения качества продукции.

Кроме того, был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества – международный стандарт ИСО 8402.

Версия МС ИСО 9000:2000 отличается структурно от версии ИСО 9000:1994 и гораздо в большей степени интегрируется с TQM (Total Quality Management) – всеобщим управлением качества, включающим основные принципы менеджмента качества.

Основу концепции версии МС ИСО 9000:2000 составляет процессный подход. Это и обусловливает ее коренное отличие от предыдущих версий, для которых характерен элементный подход. Согласно методологии система качества должна быть ориентирована на запросы потребителей. МС ИСО 9000 являются универсальными. Это означает, что они могут применяться фактически в любой отрасли.

Поэтому надо отметить, что МС ИСО 9000 с момента их опубликования нашли широкое признание и применение в различных сферах деятельности. На сегодняшний день МС ИСО 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных стандартов и внедрены множеством фирм. По разным оценкам, на соответствие этим стандартам сертифицировано свыше 500 тысяч систем качества, функционирующих в различных странах мира. По данным на январь 2002 года, в России 1134 предприятия получили сертификаты на системы качества, на Украине – 151, в Белоруссии – 58 предприятий. Среди стран центральной Азии (по состоянию на 01.01.2003 г.) лидирующее место по внедрению МС ИСО 9000 занимает Казахстан, где сертифицировано 41 предприятие, в Узбекистане – 5; в Кыргызстане – 3; в Монголии – 2.

Таким образом, казахстанские предприятия осознали, что необходимым условием существования в современном мире является внедрение стандартов ИСО серии 9000. К новым формам управления на основе указанных стандартов перешли следующие отечественные предприятия: ОАО «Инкоммебель», ОАО «Алматыпищереммаш», ОАО «Тас-Кум», ТОО «Roiain Space», ОАО «Казэлектромонтаж», многопрофильный строительный филиал «Алматы-монолитстрой» и др.

В международном стандарте ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения. Словарь» установлены основные положения и принципы, которым должна отвечать система менеджмента качества, а также применяемые термины и их определения.

Требования к системе менеджмента качества в рамках общего руководства предприятием отражает международный стандарт ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования».

В стандарте ИСО 9004:2000 «СМК. Рекомендации по улучшению» приведены рекомендации, направленные на улучшение результативности и эффективности системы менеджмента качества. Стандарт не предназначен для сертификации или использования в контрактах или регламентах.

Стандарт ИСО 19011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» устанавливает требования к внутреннему и внешнему аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента, а также к компетенции аудиторов и их оценке.

В Казахстане международные стандарты ИСО 9000 приняты в качестве государственных методом «обложки» и имеют аббревиатуру СТ РК ИСО 9000.

Требования разделов 1…8 являются общими для СТ РК ИСО 9001 и запланированы для применения во всех организациях независимо от их вида, размера и выпускаемой продукции или оказываемой услуги.

Там же, где какие-либо требования стандарта вследствие особенностей организации и ее продукции не могут быть применены, их можно исключить.

Но следует иметь в виду, что исключать можно только те требования, которые изложены в разделе 7 «Процессы жизненного цикла продукции», и только в случае, если они не влияют на способность организации выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим регламентам.

В соответствии с МС ИСО 9000:2000 менеджмент качества – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Таким образом, система качества включает часть менеджмента организации, направленную на выполнение требований к качеству.

Система качества – совокупность организационных и технических мер, необходимых для обеспечения потребителю гарантий стабильно высокого качества продукции и ее соответствия требованиям стандартов и контрактов.

Главная целевая установка системы качества, построенной на основе стандартов МС ИСО 9000, – это обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это.

Внешним признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии с МС ИСО 9000, является сертификат на систему качества. Отсутствие сертификата на систему качества все в большей степени становится главным препятствием выхода компании на внешний рынок. Транснациональные компании требуют от субподрядчиков обязательного внедрения на их предприятиях МС ИСО 9000.

Международные стандарты ИСО серии 9000 – своего рода методическая инструкция о том, какая должна быть система качества, а как это делать, должно решать руководство предприятия. Система качества должна стать средством не только повышения качества продукции, но и эффективности всего предприятия. Система качества служит инструментом реализации основных направлений целей и задач предприятия.

Формирование политики в области качества является первым шагом в деятельности качества.

Функционирование системы качества предполагает вовлечение в деятельность по качеству всего персонала фирмы, включая рабочих. Реализация целей системы качества обеспечивается техническими, административными и человеческими факторами, влияющими на качество производимой продукции. Координацию работ по управлению качеством продукции, как правило, осуществляет специально созданное подразделение или один из отделов предприятия.

Наши рекомендации