Методы TQM. Статистическое управление производственными процессами
Методы TQM: стат. методы, концепция «точно вовремя», «канбан», группы (кружки) качества, реинжиниринг, бенчмаркинг, CALS-технология.
Статисти́ческое управле́ние проце́ссами (СУП)— метод мониторинга производственного процесса с использованием статистических инструментов с целью управления качеством продукции «непосредственно в процессе производства». Ключевым инструментом метода является контрольная карта Шухарта. Это графическое средство сбора данных и принятия решений относительно стабильности или предсказуемости любого процесса, что определяет способы управления соответствующим процессом.
Контрольная карта (карта Шухарта) это линейчатый график, построенный на основании данных измерений показателей процесса (или продукта) в различные периоды времени. Он позволяет отразить динамику изменений показателя и за счет этого контролировать процесс. От обычных линейчатых графиков контрольные карты отличаются только дополнительно нанесенными горизонтальными линиями. Эти линии обозначают верхнюю и нижнюю контрольную границу статистически допустимых изменений измеряемой величины и среднее значение всех измерений.
Назначение СУП:
1. Определить, находится ли процесс в рамках технических требований.
2. Определить, работает ли процесс в рамках статистически управляемого состояния:
· Если процесс находится в «статистически управляемом» состоянии, то известно, как он будет себя вести в дальнейшем, и можно ли рассчитывать на его результаты.
· Своевременное выявление трендов для проведения корректирующих действий до того, как начнется выпуск несоответствующей продукции (поддержание процесса в «статистически управляемом» состоянии).
· Мониторинг непрерывного улучшения процесса через снижение изменчивости.
Цели CУП:
· Добиться статистически управляемого состояния процесса (выявить особые причины изменчивости и добиться их устранения);
· Поддерживать статистически управляемое состояние процесса (вести мониторинг показателей работы процесса);
· Улучшать возможности процесса (стремиться лучше понимать обычные причины изменчивости и реагировать на их колебания).
· Сокращение времени производственного цикла.
Методы TQM. Концепция «точно вовремя», «кан-бан»
Методы TQM: стат. методы, концепция «точно вовремя», «канбан», группы (кружки) качества, реинжиниринг, бенчмаркинг, CALS-технология.
Система точно вовремя создана в Японии в конце 50-х гг. ХХ века в корпорации Тойота, наиболее успешно работает в системе TQM. Just in Time (Точно вовремя) или J I T – это концепция управления производством которая направлена на снижение количества запасов. В соответствии с этой концепцией необходимые комплектующие и материалы поступают в нужном количестве в нужное место и в нужное время. Все неиспользуемые в течение какого-то времени запасы являются непроизводительными расходами и составляют издержки производства.
Применение этой концепции повышает эффективность производства за счет снижения потерь. Под потерями понимаются любые действия, которые добавляют стоимость, но не повышают ценность продукта - ненужные перемещения материалов, избыточные запасы и т.п.
Цель - постоянное улучшение качества и надежности процесса при минимизации времени от момента получения заказа до его выполнения, минимизации затрат от брака и минимизации необходимых площадей.
Японский менеджмент достигает принципа «точно вовремя»систематическим предотвращением трех нежелательных компонентов: излишки, потери, дисбаланс.
Одним из ключевых элементов в системе JIT является KANBAN.
KANBAN – это не система контроля запасов. Скорее, это система планирования, которая говорит компании, что производить, когда производить и сколько производить.
Это японское слово состоит из двух слов, где KAN означает «визуальный» и BAN означает «карточки». То есть, буквально, KANBAN означает визуальные карточки, которые являются средством передачи информации. Используются два вида карточек:отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки. В карточке производственного заказа – количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем производственном участке. Эти карточки циркулируют внутри предприятия-производителя, его филиалов и между многочисленными фирмами-поставщиками.
Разница между Just-in-Time и KANBAN заключается в следующем:
1. JIT – это стратегия управления запасами и KANBAN является одним из ее элементов.
2. KANBAN – это модель производства, базирующаяся на потребности, обычно в форме карточек, корзин, паллет или коробок.
3. JIT использует KANBAN как способ снизить издержки, связанные с управлением запасами. Обе они в совокупности дают возможность получать «нужный материал, в нужном месте, в нужное время и в нужных количествах».