Характеристика основных (общих) функций управления
1. Функции предварительного управления. Прежде чем начать какую-либо деятельность, необходимо определить ее предполагаемый конечный результат, проанализировать различные пути его достижения и выбрать из них наиболее приемлемый, создать необходимые условия для предстоящей деятельности.
В управлении производством эта деятельность выделилась в особую функцию предварительного управления, которую можно, в свою очередь, подразделить на функции установления целей, прогнозирования и планирования.
А. Функция целеполагания (установления целей) состоит в выработке целей на всех уровнях управления, начиная с индивидуальных, и их согласование.
Б. Функция прогнозирования – обеспечение разработки, анализа и сопоставления различных вариантов достижения целей управления. В процессе прогнозирования цели могут уточняться в соответствии с имеющимися в данный момент ресурсами и другими ограничениями.
В. Функция планирования в широком смысле включает и установление целей, и прогнозирование. В узком смысле планирование заключается в переводе качественного описания целей в количественные термины. Планирование определяет решение о том, какими должны быть цели организации и усилия всех членов организации, чтобы достичь поставленных целей.
2. Функции оперативного управления состоят в обеспечении в каждый данный момент времени движения данного управляемого объекта по намеченному пути – в направлении достижения целей управления. Это означает поддержание в каждый данный момент времени параметров управляемой системы в области допустимых значений, определенных заранее заданной траекторией, например планом.
Оперативное управление включает организацию и мотивацию.
А. Функция организации состоит в обеспечении целостности объекта управления и системы управления в процессе их функционирования; обеспечении непрерывности, динамичности и гибкости процесса производства и управления; согласовании и координации деятельности отдельных звеньев производственной и управляющей систем и их взаимодействие. Так, после принятия управленческого решения необходимо довести его до исполнителей, поставить перед ними конкретные задачи, обеспечить необходимыми ресурсами, организовать их взаимодействие, внести необходимые коррективы, устранить конфликтные ситуации, контролировать ход выполнения решения и т.д.
Для того чтобы заданные цели и конкретные управленческие решения были эффективно реализованы, необходимо заинтересовать в их достижении все звенья вплоть до отдельного работника. Это обеспечивается мотивацией.
Б. Функция мотивации работников, это активизация их деятельности, включающая экономическое ( материальное), социальное (моральное) и административное (властное) воздействие. Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им полномочиями и сообразуясь с планом. Для осуществления этой функции руководители должны выявлять потребности работников и обеспечивать удовлетворение этих потребностей через эффективную работу, стимулируя подчиненных.
3. Функции заключительного управления. Заключительным этапом управленческого цикла и началом нового цикла является контроль – сопоставление конечных результатов и всего процесса функционирования управляемой и управляющей систем с заранее заданными параметрами: целями и ограничениями (планами, законами, нормами, стандартами и т.д.). В процессе контроля выявляются возникшие отклонения и намечаются меры по их устранению ( в случае необходимости).
Функция контроля включает функцию учета и анализа.
А. Учет как функция управления состоит в сборе информации о результатах производства и управления, их факторах и элементах (функция учета реализуется в виде бухгалтерского, статистического и оперативного учета).
Б. Анализ – состоит в логической обработке первичных учетных данных для использования их в процессе корректировки или принятия новых решений.
Функция контроля в целом реализует обратную связь в управлении. Контроль обеспечивает условия для действительного достижения организацией своих целей. Основная задача контроля заключается в выявлении отклонений процесса управления от запланированного и в выработке мер и способов устранения выявленных отклонений.
Наряду с общими функциями процесса управления в организациях имеют место частные функции, выполнением которых занимаются отдельные структурные подразделения и должностные лица (подготовка кадров, аттестация специалистов, работа с банковскими документами и пр.).
Несмотря на то, что любому процессу управления присущи основные функции, в то же время управление всегда воздействует на конкретный объект определенной отраслевой направленности. Это вызывает специфические функции управления
Осуществление основных и специфических функций требует создания соответствующих условий, обеспечивающих нормальную деятельность их исполнителям, возникает необходимость в выделении вспомогательных функций, которые могут выражаться, в частности, в управлении печатно-множительными процессами, делопроизводством, установлением связи, обеспечением оргтехникой.
Необходимо уяснить, что управление достигается осуществлением комплекса взаимосвязанных функций, наиболее характерными из которых в любой области управленческой деятельности являются следующие группы функций: основные (общие), специфические и вспомогательные, а также руководство.
Контрольные вопросы
1. Что означает понятие «функция»?
2. Дать определение функции управления.
3. В чем заключается непрерывность процесса управления?
4. Как классифицируются функции менеджмента?
5. Чем функция «руководства» отличается от всех других функций?
6. Какие функции являются функциями предварительного управления и почему?
7. Какие функции называются специфическими?
8. Какова роль вспомогательных функций управления?
6.ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
6.1. Понятие планирования
6.2. Принципы планирования