Условия и факторы возникновения и развития управления
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ
Сущность, виды и задачи управления
Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, и прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как таковым. Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», то есть способность с чем-то управляться.
В широком смысле под управлением понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды.
Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество.
Управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.
Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:
*получение и анализ информации;
*выработка и принятие решений;
*организация их выполнения;
*контроль, оценка полученных результатов, внесение корректив в ход дальнейшей работы;
*вознаграждение или наказание исполнителей.
Управление бывает естественным, техническим и социальным.
Объектом естественного управления являются процессы, протекающие в природе.
К техническому относится управление рукотворными объектами.
Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение.
В первых двух случаях реакция на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема. Реакция каждого человека на управляющее воздействие субъективна и не всегда предсказуема, что предъявляет особые требования к социальному управлению.
Социальное управление может быть классифицировано:
*по уровню: человечество, регионы, государства, группы организаций, отдельные организации, части организации, группы людей, идивид;
*по сфере: государственное, политическое, хозяйственное и т. п.;
*по содержанию: общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление информацией; управление закупками, сбытом, финансовыми потоками и проч.;
*по источнику основополагающих решении: внешнее - навязанное, внутреннее - инициативное или самоуправление;
*по способу осуществления управленческого воздействия: личное или доверительное - через посредников, документы;
*по методу выработки управленческих решений: научное или эмпирическое;
*по обусловленности принимаемых решений: ситуационное или стратегическое;
*по способу взаимодействия со средой: адаптивное паи конкурентное;
*по направленности: на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем.
Особой разновидностью социального управления является хозяйственное.
Типы хозяйственного управления: традиционное, ремесленное и предпринимательское (в индустриальную эпоху - менеджерское, в постиндустриальную - системное - не только менеджеры, но и специалисты и даже вспомогательный персонал, в информационную - постепенное перерастание в самоуправление).
Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись главами патриархальных семейств, мастерами и т. п. на основе личной власти.
Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное, оно ничем не регламентировалось.
В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от собственности, осуществлявшееся специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие решения, а на низовых — происходит руководство людьми и производственными процессами.
В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный персонал.
В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно перерастать в самоуправление.
Менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление должны быть институционализированными (официально определяться права и обязанности участников, их ответственность и т. д.).
Хозяйственное управление решает две задачи:
1)оперативную (тактическую), которая заключается:
*в обеспечении условий текущей деятельности фирмы;
*в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее элементами, между ней в целом и внешней средой;
*в организации деятельности работников по достижению поставленных целей;
2)стратегическую, которая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.
Условия и факторы возникновения и развития управления
Управление как специфический вид человеческой деятельности появилось вместе с людьми. Оно выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становился руководителем, то есть управляющим, а другой - его подчиненным, то есть управляемым.
Почти все формы современного управления можно проследить в древних организациях, хотя их характер и структура управления существенно отличались от сегодняшних.
В эпоху рабовладения также имели место элементы управления, однако преобладали методы прямого принуждения и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду.
В дальнейшем, с развитием общественного производства, такой труд обнаружил органически присущую ему неэффективность. Его заменила система наемного труда зарождающейся буржуазной эпохи. Она основывалась на использовании принципиально иного, опосредованного механизма принуждения, применявшего материальные стимулы и экономические рычаги в управлении трудом. Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капитализм имел совсем иную основу - денежный капитал. Вместо прямых и грубых форм принуждения к труду при капитализме формировался и повсеместно использовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена меновыми стоимостями и предполагавший формальную личную независимость и равенство обменивающихся сторон.
Хотя управленческая практика развивается с древних времен, до XX в., вероятно, никто не задумывался над тем, как управлять системно. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег, завоевать политическую власть, но не как управлять организациями.
В начале XIX в. английский исследователь Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы оценки результатов их труда и путем дополнительных выплат стимулировал хорошую работу. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Но несмотря на это, бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Р. Оуэна, ни один из них не последовал его примеру, так как у них отсутствовал интерес к управлению.
В связи с этим менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX-XX вв.
Американец Джозеф Вартон в 1881 г. впервые разработал курс менеджмента для преподавания в колледже. Американский инженер Фредерик Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу «Принципы научного менеджмента», которая вызвала всеобщий интерес и в которой управление впервые признано наукой и самостоятельной областью исследования. Это были первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления. Они явились ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации- гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления. В начале XX в., в период бурного развития, Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек, преодолев трудности, связанные с его происхождением, национальностью, мог проявить инициатив)' и личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку, создав тем самым огромный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех желающих, что способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе и управлении. Трансконтинентальные железнодорожные линии превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. В то время практически не существовало государственного регулирования в бизнесе, поэтому предприниматели, которые добивались успеха, становились монополистами. В результате создавались крупные отрасли и предприятия, для управления которыми требовались формализованные способы.
Таким образом, появление теории управления связано со следующими условиями:
*органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления:
*возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;
*развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обусловливают необходимость профессионального подхода к управлению;
*появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников; именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника-предпринимателя;
*рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.;
*попытками предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.