Условия и факторы возникновения и развития управления

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Сущность, виды и задачи управления

Менеджмент является особой формой управленческой де­ятельности, и прежде чем говорить о нем, нужно позна­комиться с управлением как таковым. Термин «управле­ние» произошел от старорусского слова «управа», то есть способность с чем-то управляться.

В широком смысле под управлением понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенно­сти и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их разви­тия и изменения среды.

Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, жи­вые организмы или общество.

Управление должно обеспечивать упорядоченность соответству­ющей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

*получение и анализ информации;

*выработка и принятие решений;

*организация их выполнения;

*контроль, оценка полученных результатов, внесение корректив в ход дальнейшей работы;

*вознаграждение или наказание исполнителей.

Управление бывает естественным, техническим и социальным.

Объектом естественного управления являются процессы, проте­кающие в природе.

К техническому относится управление рукотворными объектами.

Объектом социального управления являются люди, их отноше­ния, поведение.

В первых двух случаях реакция на воздействие либо известна зара­нее, либо достаточно точно предсказуема. Реакция каждого человека на управляющее воздействие субъективна и не всегда предсказуема, что предъявляет особые требования к социальному управлению.

Социальное управление может быть классифицировано:

*по уровню: человечество, регионы, государства, группы орга­низаций, отдельные организации, части организации, группы лю­дей, идивид;

*по сфере: государственное, политическое, хозяйственное и т. п.;

*по содержанию: общее управление; управление организацией тех­нологических процессов; управление людьми; управление информаци­ей; управление закупками, сбытом, финансовыми потоками и проч.;

*по источнику основополагающих решении: внешнее - навязан­ное, внутреннее - инициативное или самоуправление;

*по способу осуществления управленческого воздействия: лич­ное или доверительное - через посредников, документы;

*по методу выработки управленческих решений: научное или эмпирическое;

*по обусловленности принимаемых решений: ситуационное или стратегическое;

*по способу взаимодействия со средой: адаптивное паи конку­рентное;

*по направленности: на процесс, на результат, на предотвраще­ние будущих проблем.

Особой разновидностью социального управления является хо­зяйственное.

Типы хозяйственного управления: традиционное, ремесленное и предпринимательское (в индустриальную эпоху - менеджерское, в постиндустриальную - системное - не только менеджеры, но и спе­циалисты и даже вспомогательный персонал, в информационную - постепенное перерастание в самоуправление).

Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и про­цедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осу­ществлялись главами патриархальных семейств, мастерами и т. п. на основе личной власти.

Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к на­емным работникам. Как и традиционное, оно ничем не регламен­тировалось.

В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, от­деленное от собственности, осуществлявшееся специально подго­товленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие решения, а на низовых — происходит руководство людьми и производственными процессами.

В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный персонал.

В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно перерастать в самоуправление.

Менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправле­ние должны быть институционализированными (официально опре­деляться права и обязанности участников, их ответственность и т. д.).

Хозяйственное управление решает две задачи:

1)оперативную (тактическую), которая заключается:

*в обеспечении условий текущей деятельности фирмы;

*в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее элементами, между ней в целом и внешней средой;

*в организации деятельности работников по достижению по­ставленных целей;

2)стратегическую, которая обеспечивает развитие и совершен­ствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.

Условия и факторы возникновения и развития управления

Управление как специфический вид человеческой деятельности появилось вместе с людьми. Оно выделилось и обособилось в само­стоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совмест­ных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становился руководителем, то есть управляющим, а другой - его подчиненным, то есть управляемым.

Почти все формы современного управления можно проследить в древних организациях, хотя их характер и структура управления су­щественно отличались от сегодняшних.

В эпоху рабовладения также имели место элементы управления, однако преобладали методы прямого принуждения и страха наказа­ния в качестве главных средств побуждения к труду.

В дальнейшем, с развитием общественного производства, такой труд обнаружил органически присущую ему неэффективность. Его заменила система наемного труда зарождающейся буржуазной эпо­хи. Она основывалась на использовании принципиально иного, опо­средованного механизма принуждения, применявшего материальные стимулы и экономические рычаги в управлении трудом. Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капита­лизм имел совсем иную основу - денежный капитал. Вместо прямых и грубых форм принуждения к труду при капитализме формировался и повсеместно использовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена меновыми стоимостями и предполагавший формаль­ную личную независимость и равенство обменивающихся сторон.

Хотя управленческая практика развивается с древних времен, до XX в., вероятно, никто не задумывался над тем, как управлять систем­но. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег, за­воевать политическую власть, но не как управлять организациями.

В начале XIX в. английский исследователь Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с по­мощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы оценки результа­тов их труда и путем дополнительных выплат стимулировал хорошую работу. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть челове­ческого восприятия действительности и роли руководителя. Но не­смотря на это, бизнесмены того времени видели мало здравого смыс­ла в реформах Р. Оуэна, ни один из них не последовал его примеру, так как у них отсутствовал интерес к управлению.

В связи с этим менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX-XX вв.

Американец Джозеф Вартон в 1881 г. впервые разработал курс ме­неджмента для преподавания в колледже. Американский инженер Фредерик Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу «Принципы науч­ного менеджмента», которая вызвала всеобщий интерес и в которой управление впервые признано наукой и самостоятельной областью исследования. Это были первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ на­учного управления. Они явились ответом на потребности промыш­ленного развития, которое все больше приобретало такие специфиче­ские черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации- гиганты испытывали острую необходимость в рациональной органи­зации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в разви­тие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая ста­ла родиной современного управления. В начале XX в., в период бурного развития, Соединенные Штаты были практически единственной стра­ной, где человек, преодолев трудности, связанные с его происхожде­нием, национальностью, мог проявить инициатив)' и личную компе­тентность. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку, создав тем самым огромный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образо­вания для всех желающих, что способствовало росту числа людей, ин­теллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе и управ­лении. Трансконтинентальные железнодорожные линии превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. В то время практиче­ски не существовало государственного регулирования в бизнесе, поэто­му предприниматели, которые добивались успеха, становились моно­полистами. В результате создавались крупные отрасли и предприятия, для управления которыми требовались формализованные способы.

Таким образом, появление теории управления связано со сле­дующими условиями:

*органическим строением капитала, развитием машинного про­изводства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления:

*возникновением большого количества субъектов рыночной эко­номики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

*развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной эконо­мики, которые обусловливают необходимость профессионального подхода к управлению;

*появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть вы­полнены только специальным аппаратом работников; именно в кор­порации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника-предпринимателя;

*рассредоточением собственности между акционерами, в резуль­тате чего появились новые функции управления акционерным капи­талом, распределения прибыли между акционерами и др.;

*попытками предпринимателей воспользоваться преимущества­ми техники, созданной в период промышленной революции.

Наши рекомендации