Понятие самоменеджмента

Содержание

Введение____________________ 4

1. Понятие самоменеджмента__ 5

1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента_____________ 5

1.2 Основы и методики планирования и принятия решений_______ 7

2. Слагаемые эффективного самоменеджмента____________________ 10

3. Особенности использования навыков самоменеджмента__________ 15

3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах________ 15

3.2 Самоменеджмент в России_______________________________ 18

Выводы_____________________ 23

Список использованных источников______________________________ 25

Понятие самоменеджмента - student2.ru Введение

Проблема самоменеджмента (самоорганизации) – одна из тех вечных проблем, ответ на которые ищет каждое новое поколение. Мало того, по А.А.Богданову, каждый человек имеет свою собственную практическую тектологию, рожденную в опыте жизни. Мы присматриваемся к другим людям, пытаемся понять, как они мыслят, строят свою жизнь и деятельность, воздействуют на других людей, преодолевают свои ошибки и обстоятельства. Существовали и существуют целые школы самоменеджмента и среди них – школы Льва Толстого, Иммануила Канта, Дейла Карнеги, Лотара Зайверта.

Актуальность данной темы определяется тем, что во многих государствах Европы проводятся исследования по выявлению признаков нерационального использования времени руководителей крупных предприятий. Отечественные исследователи П.М. Керженцев и А.К. Гастев развивают идеи о том, что эффективность организации начинается с личной эффективности, в частности эффективного использования времени.

Объектом исследования является менеджмент как наука и искусство управления в современном мире. Предмет исследования – назначение самоменеджмента как нового течения в традиционном менеджменте.

Целью курсовой работы является исследование самоменеджемента как способа повышения эффективности работы руководителя.

Исходя из поставленной цели, в курсовой работе я рассматриваю следующие задачи:

- Дать обоснование понятию сущности и механизму функционирования самоменеджмента;

- Выявить слагаемые эффективного самоменеджмента;

- Выявить особенности навыков самоменеджмента в России и за рубежом;

Понятие самоменеджмента.

1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента.

Самоменеджмент представляет собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы более эффективно и оптимально использовать своё время, а не тратить его просто так.

Главная цель самоменеджмента заключается в том, чтобы эффективно использовать собственные возможности, более сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и разрешать возникшие проблемы, как на работе, так и в личной жизни Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках. М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. С10. .

Безусловно, чтобы научиться управлять собой более эффективно, нужно упорно и усердно учиться. Кто не может научиться управлять собой, тот не сможет управлять другими - гласит древняя мудрость. Как можно хорошо понимать других, если не понимаешь самого себя. Потому, прежде всего, человеку необходимо познать самого себя. Выделяют два пути познания себя: один - внутренний, а другой - внешний. Внутренний путь ориентирован на развитие и совершенствование определенной и самой неизвестной части сущности человека, которую называют душа. Внешний путь ориентирован на развитие и совершенствование у человека таких внешних средств, как способности и ум. Конечно, каждый путь по-своему уникален, но оба они разные, а значит, ведут к абсолютно разным итоговым результатам. Эти два пути совершенно противоположны.

Пожалуй, каждому из нас вообще и в особенности тому, кто ставит своей целью стать менеджером-управленцем или уже является таковым, в первую очередь, нужно уметь преобразовать возникшую ситуацию, которая характеризуется неупорядоченностью действий, обусловленная побочными факторами, в ситуацию направленных и решаемых задач.

Одна из популярных фраз Л. Зайверта, который абсолютно обоснованно дает нам понять то, что улучшать свою жизнь необходимо с самого себя, говорит нам: «Измени себя - и ты изменишь мир вокруг себя». Не стоит пытаться изменять обстановку, окружающую нас, которую мы и так не способны изменить, необходимо коренным образом изменить свое отношение к ней.

Л.Зайверт не просто формирует теоретическую базу в сознании своих читателей, но дает практические рекомендации для тех людей, кто желает изменить свое непосредственное исполнение функций руководителя-управленца, как можно меньше уделяя времени своей непосредственной работе, продуктивнее выполняя возложенные задачи с меньшими издержками времени, предупреждая стрессы, повышая собственную квалификацию. Он напоминает нам, что необходимо контролировать то, чего всегда нам часто не хватает - время - путем планирования определенной программы работы, где каждому виду деятельности необходимо уделять место, обозначив временной интервал, т. е определив, какая доля свободного времени нужна, чтобы научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач.

Ежедневное выполнение огромного скопления задач, которые мы указали в нашей программе, необходимо представить в виде различных функций, которые образуют некоторую определенную взаимосвязь между собой и, как правило, реализуются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента, в аспекте последовательности исполнения определения рода функций, охватывает шесть фаз:

-постановка цели - анализ и формирование личных целей;

-планирование - разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

-принятие решений по конкретным делам;

-организация и реализация - составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

-контроль - самоконтроль и контроль итого

-информация и коммуникация

Некоторым из представленных функций не обязательно следовать одна за другой - они могут переплетаться.

1.2 Основы и методики планирования и принятия решений.

Существует несколько методик планирования времени и принятия решений. Рассмотрим некоторые из них.

Метод «Альпы» включает в себя пять стадий:

-Составление заданий дня.

-Оценка длительности акций.

-Резервирование времени «про запас».

-Принятие решений по приоритетным, сокращениям и перепоручению (делегирование).

-Последующий контроль - перенос несделанного Зайверт Л. Указ. Соч. С. 91 .

Ведение дневника времени, который представляет собой одновременно календарь-памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент планирования, справочник, абонементную книжку, картотеку идей и инструмент контроля.

Применение принципа Парето (соотношение 80 : 20) состоит в том, что если все рабочие функции рассматривать с точки зрения их эффективности, то окажется, что 80 % конечных результатов достигается за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени Зайверт Л. Указ. Соч. С. 111.

Установление приоритетов с помощью анализа АБВ включает в себя три закономерности:

-Важнейшие задачи (категория А) составляет примерно 15 % количества всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет, однако, примерно 65 %;

-На важные задачи (категория Б) приходится в среднем общего числа и также 20 % значимости задач и для руководителя;

-Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляет, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную долю - около 15 % в общей «стоимости» всех дел, которые нужно выполнить.

Нужно учесть, что установление приоритетов - важное правило эффективной технической работы. Нужно уяснить, что не все можно сделать и не все нужно сделать. Всегда надо начинать с самых важных дел.

Анализ по принципу Эйзенхауэра

Согласно этому правилу устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

В зависимости от степени срочности и важности задачи различаются четыре возможности их оценки и (в итоге) выполнением:

-Срочные/важные дела. За них нужно приниматься немедленно и самому их выполнять.

-Срочные/менее важные дела.

-Менее срочные/ важные задачи. Их не надо выполнять срочно. Но нужно проконтролировать, чтобы они не перешли в разряд срочных дел.

-Менее срочные / менее важные задачи Зайверт Л. Указ. Соч. С. 118.

Рассмотренные аспекты самоменеджмента по своему характеру носят рационалистический подход или так называемый западный, развивающий способности и силу ума.

Задачи самоменеджмента учитывают и такой фактор деятельности человека, как биологический, который включает в себя понятие естественного ритма работы индивидуально для каждого человека и понятие биоритмов.

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Обычно говорят о «человеке утра» или «жаворонке» и о «человеке вечера» или «сове». Пик работоспособности приходится у них на разные периоды дня. Каждый из нас может приспособиться к этим колебаниям своей работоспособности. Необходимо изучать свои способности и использовать эти закономерности в своем распорядке дня.

В жизни каждого человека присутствуют и воздействуют три различных потоков энергии:

-физический ритм (влияет на физическую силу и на силу воли);

-психический ритм (обуславливает динамику чувств, настроений, творческих сил);

-интеллектуальный ритм (влияет на умственные способности).

Поскольку продолжительность отдельных периодов различна (23, 28 и 33 дня), у каждого человека всегда наблюдаются различные, постоянно меняющиеся комбинации характеристик физического, психологического и интеллектуального состояния.

Учет своего индивидуального биоритмического состояния позволяет улучшить работоспособность, учитывая его при составлении планов работы.

Таким образом, вряд ли какой-либо из проанализированных аспектов самоменеджмента может быть предложен в качестве достаточно обоснованной и эффективной методики управления собственной карьерой. Хотя, вне сомнений, каждый из них предлагает немало полезных приемов, советов и рекомендаций, которые можно использовать в самоменеджменте деловой карьеры. Именно поэтому проблемы, возникающие в самоменеджменте, необходимо анализировать и выдвигать гипотезы для их решения

Наши рекомендации