Система управления по целям П. Друкера
Планирование как функция менеджмента
План лекции:
1. Планирование деятельности организации. Эволюция системы внутрифирменного планирования.
2. Миссия, цели и задачи организации.
3. Виды планирования. Процесс стратегического планирования. Аппарат планирования. Оперативное управление производством.
4. Система управления по целям П. Друкера.
1. Планирование деятельности организации. Виды планирования. Эволюция системы внутрифирменного планирования.
Прогнозирование –
К основным методам прогнозирования относятся
- статистические методы ( );
- экспертные оценки ( );
- моделирование.
Планирование –
Планирование на микроуровне включает
Планирование на макроуровне –
Составляющие компоненты цикла планирования:
– анализ внешней среды;
– определение сильных и слабых сторон развития;
– использование имеющихся преимуществ;
– разработка плана достижения цели;
– корректировка целей и отклонений;
– определение целей.
Особенность: планирование реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления.
Принципы планирования.
Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.
Полнота планирования – учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
Точность планирования – использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.
Ясность планирования – формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.
Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
Экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования.
Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.
Этап 1. Целеполагание (формулировка целей).
Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.
Этап 3. Составление перечня необходимых действий.
Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий).
Этап 5. Анализ ресурсов.
Этап 6. Анализ разработанного варианта плана.
Этап 7. Подготовка деталей плана действий.
Этап 8. Контроль выполнения плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.
Миссия, цели и задачи организации.
Миссия организации –
Цель –
Задачи –
Видение организации -
3. Виды планирования. Процесс стратегического планирования. Аппарат планирования. Оперативное управление производством.
Существует три основных типа планирования:
1. Стратегическое планирование (высший уровень) –
Стратегия –
2. Тактическое планирование (средний уровень) –
3. Оперативное планирование (низший уровень) –
Виды планов по срокам:
– краткосрочные (до года);
– среднесрочные (от 1 до 2 лет);
– долгосрочные (5-10 лет);
– перспективные (более 10 лет).
Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
1. Постановка целей и задач.
2. Составление программы действий.
3. Выявление необходимых ресурсов и их источников.
4. Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели.
Система управления по целям П. Друкера.
MBO - Management by Objectives - Управление по целям —
Основоположником «Управления по целям» является Питер Друкер (нем. Peter Ferdinand Drucker (1909—2005)). Именно он превратил менеджмент — непопулярную и неуважаемую в 50-е гг. XX в. специальность в научную дисциплину. Питер Друкер также является основоположником системы оценки эффективности достижения результатов — целей через KPI. Согласно Друкеру менеджеры должны избегать «ловушек времени», когда они вовлечены в процесс решения текущих ежедневных задач, поскольку это приводит к тому, что они начинают забывать выполнять задачи, направленные на достижение результатов (целей). Современным воплощением управления по целям, является «Система KPI», которая включает в себя множество управленческих концепций, которые появились за последние 20-30 лет и дополняют классическое «Управление по целям».
KPI и мотивация персонала стали неразрывными понятиями, так как с помощью данных показателей (KPI) можно создать самую совершенную и эффективную систему мотивации и стимулирования сотрудников компании.
Данный метод базируется на том, что в начале периода (месяц, квартал) организации, подразделениям, отделам, сотрудникам устанавливаются четкие задачи, от которых зависит их премия.
Цели и задачи выставляются по принципу SMART:
• Specific — специфичные для организации/подразделения/сотрудника;
• Measurable — измеримые (определить метрики для подсчета производительности);
• Achievable — достижимые, реалистичные;
• Result-oriented — ориентированные на результат, не на усилия;
• Time-based — устанавливать временные требования для целей.
Целей не должно быть много на каждом уровне. Оптимальным считается количество 3-5 основных целей.
Условия внедрения MBO:
-
-
-
Наибольший эффект достигается, когда изменениям подвергается вся организация. Организация — это единый организм, и все органы должны работать слажено. Если же планируется постепенный ввод, то лучше выделить часть с минимальной зависимостью от подразделений, работающих в старом режиме.