Методы эффективного менеджмента
Комплекс современных концепций и подходов к эффективному менеджменту организации можно интегрировать в три основных метода:
· Стратегическое управление;
· Контроллинг как система «управления управлением» предприятием;
· Самоорганизация (концепция самообучающейся организации и создание системы организационного знания).
Именно эти методы, как способы, позволяющие упорядочить, целенаправить и эффективно организовывать выполнение всех выполнение всех функций управления, должны стать нормой для предприятия с эффективным менеджментом.
Метод стратегического управления позволяет собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе выявления ключевых компетенций организации и адекватного реагирования на изменение внешней среды.
В условиях неопределенности рыночной среды и внутреннего состояния предприятия метод стратегического управления моделирует деятельность предприятия на определенный период через установку и постоянную корректировку целей путем определения наиболее эффективного способа достижения этих целей – стратегии. Выбор стратегии осуществляется с помощью различных инструментов:
- стратегического анализа среды;
- метода управления по целям или совместного установления целей, составления «плана жизни» предприятия, отношения руководства предприятия к персоналу как основной ценности организации;
- конкурентного анализа;
- портфельного анализа (выделение стратегических единиц бизнеса – СЕБ, портфельные матрицы).
Метод стратегического управления должен также учитывать сложившуюся реальность с тем, чтобы рыночные инструменты оказались пригодными для практического использования на российских предприятиях уже сейчас. А не в будущем. Если стратегическое управление – это метод достижения поставленных целей, то контроллинг – способ повышения качества самого стратегического управления.
Метод контроллинга представляет собой комплекс инструментов эффективного менеджмента, способный поддерживать внутрифирменный процесс принятия управленческих решений на всех уровнях управления. В этом качестве он связывает воедино функции планирования, организации, координации и регулирования, учета и контроля, информационного обеспечения, мотивации и стимулирования. В сферу контроллинга входят производственный и финансовый анализ показателей хозяйственной деятельности, оперативный анализ по финансовым коэффициентам, управленческий учет, система бюдежетирования и т.д. основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение стратегических и оперативных целей, а его практическая задача – путем подготовки и предоставления необходимой информации направлять менеджеров на принятие эффективных решений и практических действий.
Метод самоорганизации базируется на концепции самообучающейся организации и является стержневым звеном эффективного менеджмента, объединяющим все его инструменты.
В качестве инструментов самоорганизации бизнеса можно выделить следующие:
· личное самосовершенствование на основе обучения и самообучения персонала, система мер по проектированию сильной организационной культуры;
· делегирование полномочий с предоставлением экономических прав подразделениям;
· создание горизонтальных структур управления на основе самоуправляемых команд;
· введение стимулирующей системы оплаты труда на основе участия в прибылях;
Насущной задачей для отечественных предприятий является овладение возможностями, предоставляемыми концепцией самообучающихся организацией, что позволяет заложить фундамент будущего развития, т.е. овладеть системой получения знаний внутри организаций.
Эффективные организационные изменения возможны при условии, если лидеры перемен будут понимать базовые принципы управления преобразованиями в динамической системе – компании, что наделит топ-менеджеров огромной силой. Человек, разбирающийся в основополагающих законах социального движения, способен управлять процессом организационных изменений и по своему желанию направить его в нужное русло. Но для этого, как нам представляется, в основе этого процесса должен лежать набор базовых принципов, которые являются «краеугольным камнем» формирования концепции эффективного менеджмента. Такими базовыми принципами являются: