Методы и инструменты менеджмента
Методы менеджмента –совокупность приемов осуществления управленческой деятельности.
Существуют:
Ø методы выполнения общих функций менеджмента (методы формирования целей, методы планирования, методы контроля и т.п.),
Ø методы подготовки, обоснования, выбора и реализации управленческих решений,
Ø методы коммуникаций,
Ø методы мотивации
Ø методы делегирования полномочий.
Методы подготовки и обоснования решений:
Ø Стандартные правила, инструкции
Ø Экономико-математические методы
Ø Системный анализ
Ø Методы активизации интуиции
Методы выбора решений:
Ø Единоначальный выбор решения (руководитель любого уровня)
Ø Коллективный выбор решения полномочным органом (президиум, совет, собрание)
Ø Выбор по согласованию на основе ограничения полномочий.
Методы реализации решений:
Ø Организационно-распорядительные (административные)
Ø Экономические
Ø Социально-психологические
Инструменты менеджмента - совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения.
Примеры моделей:
Ø Сценарий
Ø Дерево целей
Ø Дерево решений
Ø Логические
Ø Математические
Ø Имитационные
Примеры инструментов менеджмента:
Ø Система управления по целям (МВО)
Ø Система ПАТТЕРН – решение задач целеполагания, планирования, контроля и регулирования
Ø Система ПЕРТ – планирование проектов
Ø Скоринговые системы оценки
Ø Оценка на основе DATA MINING
Ø Экспертиза
Ø Система нормативов.
Тема 4.2.Функция установления коммуникаций
Содержание функции установления коммуникаций
Функция установления коммуникацийпредставляет собой действиепо установлению устойчивой информационной связи между участниками процесса управления.
Целями установления коммуникаций являются:
Ø Организация информационного обмена
Ø Установление взаимосвязи между людьми в организации
Ø Формулирование общих взглядов на внутреннюю среду организации
Ø Организация совместной работы
Типология коммуникаций
Виды коммуникаций:
Ø Горизонтальная
Ø Вертикальная
Ø Формальная
Ø Неформальная
Формы коммуникации:
Ø Письменная
Ø Устная
Ø Визуальная (условные обозначения, «не курить», «цветы не рвать», «вход воспрещен»)
Ø Электронная
Ø Эмоциональная
Технология и результативность коммуникации. Коммуникационные барьеры
Элементы коммуникационного процесса:
Результаты коммуникационного процесса:
Ø Изменения в знаниях и установках получателя
Ø Изменения в поведении получателя
Коммуникационные барьеры:
Макробарьеры: перегрузка информационных сетей, усложнение информации, интернационализация (языковой барьер)
Микробарьеры: отношение адресата к отправителю и наоборот, непонимание информации или многозначность ее толкования (бестолковость отправителя и получателя), отсутствие обратной связи.
Раздел 5. Социально-психологические функции менеджмента
Социально-психологические функции менеджмента – еще один срез менеджмента. Социально-психологические функции носят универсальный характер. Они выполняются при исполнении общих функций менеджмента.
Тема 5.1. Делегирование полномочий
Содержание функции делегирования
Функция делегирования представляет собойдействие по передаче задач и полномочийсверху внизлицу или группе лиц,которые принимают на себяответственностьза их выполнение.
Целиделегирования:
Ø Разгрузить вышестоящих руководителей
Ø Повысить дееспособность нижестоящих звеньев, увеличить их вовлеченность и заинтересованность
Ø Повышение социальной привлекательности труда
Принципы рационального делегирования:
Ø Единоначалие – получение задания и ответственность перед однимначальником. «Вассал моего вассала – не мой вассал». Субординация – четко установленный порядок обращения к вышестоящему руководителю.
Ø Соответствие состава задач характеру передаваемых полномочий
Ø Координация - состав полномочий корректируется в соответствии с новыми задачами
Ø Достаточность – масштабов ответственности не должны превышать индивидуальные возможности
Ø Мотивированность – делегирование полномочий должно сопровождаться повышением оплаты, расширением влияния или установлением лидерства