Методы и инструменты менеджмента

Методы менеджмента –совокупность приемов осуществления управленческой деятельности.

Существуют:

Ø методы выполнения общих функций менеджмента (методы формирования целей, методы планирования, методы контроля и т.п.),

Ø методы подготовки, обоснования, выбора и реализации управленческих решений,

Ø методы коммуникаций,

Ø методы мотивации

Ø методы делегирования полномочий.

Методы подготовки и обоснования решений:

Ø Стандартные правила, инструкции

Ø Экономико-математические методы

Ø Системный анализ

Ø Методы активизации интуиции

Методы выбора решений:

Ø Единоначальный выбор решения (руководитель любого уровня)

Ø Коллективный выбор решения полномочным органом (президиум, совет, собрание)

Ø Выбор по согласованию на основе ограничения полномочий.

Методы реализации решений:

Ø Организационно-распорядительные (административные)

Ø Экономические

Ø Социально-психологические

Инструменты менеджмента - совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения.

Примеры моделей:

Ø Сценарий

Ø Дерево целей

Ø Дерево решений

Ø Логические

Ø Математические

Ø Имитационные

Примеры инструментов менеджмента:

Ø Система управления по целям (МВО)

Ø Система ПАТТЕРН – решение задач целеполагания, планирования, контроля и регулирования

Ø Система ПЕРТ – планирование проектов

Ø Скоринговые системы оценки

Ø Оценка на основе DATA MINING

Ø Экспертиза

Ø Система нормативов.

Тема 4.2.Функция установления коммуникаций

Содержание функции установления коммуникаций

Функция установления коммуникацийпредставляет собой действиепо установлению устойчивой информационной связи между участниками процесса управления.

Целями установления коммуникаций являются:

Ø Организация информационного обмена

Ø Установление взаимосвязи между людьми в организации

Ø Формулирование общих взглядов на внутреннюю среду организации

Ø Организация совместной работы

Типология коммуникаций

Виды коммуникаций:

Ø Горизонтальная

Ø Вертикальная

Ø Формальная

Ø Неформальная

Формы коммуникации:

Ø Письменная

Ø Устная

Ø Визуальная (условные обозначения, «не курить», «цветы не рвать», «вход воспрещен»)

Ø Электронная

Ø Эмоциональная

Технология и результативность коммуникации. Коммуникационные барьеры

Элементы коммуникационного процесса:

Методы и инструменты менеджмента - student2.ru

Результаты коммуникационного процесса:

Ø Изменения в знаниях и установках получателя

Ø Изменения в поведении получателя

Коммуникационные барьеры:

Макробарьеры: перегрузка информационных сетей, усложнение информации, интернационализация (языковой барьер)

Микробарьеры: отношение адресата к отправителю и наоборот, непонимание информации или многозначность ее толкования (бестолковость отправителя и получателя), отсутствие обратной связи.

Раздел 5. Социально-психологические функции менеджмента

Социально-психологические функции менеджмента – еще один срез менеджмента. Социально-психологические функции носят универсальный характер. Они выполняются при исполнении общих функций менеджмента.

 
  Методы и инструменты менеджмента - student2.ru

Тема 5.1. Делегирование полномочий

Содержание функции делегирования

Функция делегирования представляет собойдействие по передаче задач и полномочийсверху внизлицу или группе лиц,которые принимают на себяответственностьза их выполнение.

Целиделегирования:

Ø Разгрузить вышестоящих руководителей

Ø Повысить дееспособность нижестоящих звеньев, увеличить их вовлеченность и заинтересованность

Ø Повышение социальной привлекательности труда

Принципы рационального делегирования:

Ø Единоначалие – получение задания и ответственность перед однимначальником. «Вассал моего вассала – не мой вассал». Субординация – четко установленный порядок обращения к вышестоящему руководителю.

Ø Соответствие состава задач характеру передаваемых полномочий

Ø Координация - состав полномочий корректируется в соответствии с новыми задачами

Ø Достаточность – масштабов ответственности не должны превышать индивидуальные возможности

Ø Мотивированность – делегирование полномочий должно сопровождаться повышением оплаты, расширением влияния или установлением лидерства

Наши рекомендации