Управляющие компании в гостиничном бизнесе
Что такое «управляющая компания»? В настоящее время даже специалисты по гостиничному менеджменту с трудом объяснят разницу, существующую между различными формами, связывающими владельцев гостиниц с разнообразными внешними структурами, созданными для повышения эффективности управления гостиничным бизнесом. Многие не понимают различия между независимой управляющей компанией и компанией, управляющей гостиничной цепью, или различия между франчайзинговой системой, добровольными гостиничными ассоциациями и сетью систем маркетинговой информации и бронирования. Для подобного замешательства имеются основания: цель всех объединений - повысить эффективность эксплуатации гостиниц, а приемы, позволяющие достичь этой цели в условиях насыщенных рынков, сводятся по существу к набору стандартных действий. Не затрагивая сути этого вопроса, обозначим круг действующих лиц, показав их основные различия.
Независимая управляющая компания обычно имеет дело с несхожим гостиничным продуктом, представленным отелями, различного уровня обслуживания и связанных (или не связанных) франчайзинговыми отношениями с другой компанией. В этом случае владелец гостиницы оплачивает услуги, как управляющей компании, так и франчайзинговой - за использование ее торговой марки. На московском гостиничном рынке примером таких отношений могут стать столичные отели, входящие в цепевое сообщество Marriott, управляемые компанией Interstate.
Компания, управляющая гостиничной цепью, в основном, имеет дело только с гостиничной недвижимостью, объединенной единой торговой маркой, как, например, Ritz - Carlton. В таком случае владелец гостиницы выплачивает управляющей компании гонорары за услуги управления, а также за предоставление ряда иных услуг, в том числе за использование торговой маркой.
Пример: Управляющая структура – группа Корстон[6]
Группа компаний KORSTON создана в 2002 г. на базе комплекса гостиницы "Орленок". В русле стратегии KORSTON отель, "Орленок" (новое название - Korston Hotel & Casino Moscow) стал ведущим звеном в цепи строящихся региональных предприятий, объединенных брендом Korston Hotels and Malls.
Можно с уверенностью утверждать, что KORSTON Hotels & Malls в России - одна из первых национальных гостиничных сетей и управляющих компаний, приступившая к реализации масштабной региональной программы. Строятся торгово-развлекательные комплексы с гостиницами в наиболее динамично развивающихся городах России: Казани и Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде и планируется продвижение в другие инвестиционно-привлекательные регионы.
В Москве Группа компаний KORSTON представляет проект KORSTON Hotel & Casino. Он включает в себя четырехзвёздочную гостиницу "Орленок" с рестораном "Bonjour Cafe", развлекательный комплекс "Casino De Paris" с рестораном "Le buffet" и ночным клубом "Chantant", а так же около 15 баров и ресторанов с различной кухней, боулинг и бильярдный зал. Сейчас номерной фонд KORSTON Hotel & Casino включает 323 номера. В Казани у KORSTONa будет четырехзвездочная гостиница на 200 номеров, в Йошкар-Оле - на 150 и в Нижнем Новгороде - на 200. Строящиеся в регионах гостиницы обладают удобным расположением в центре города и великолепной современной архитектурой.
Основной принцип - это создание единых комплексов, включающих пять составляющих: гостиницу на 150-300 номеров категории 4 звезды, конференц-центр с большим залом (площадью свыше 1000 кв. м), бизнес-центр с офисами свободной планировки, развлекательный комплекс и торговый центр. И хотя комплекс создается вокруг отеля, прибыль приносят все образующие комплекс предприятия.
Многофункциональные комплексы будут работать под маркой Korston Hotels & Malls. Общее управление объектами будет осуществляться непосредственно управляющей компанией "KORSTON".
Концепцию строительства таких мегацентров нельзя назвать традиционной для Европы, но она реализована в США и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Для примера можно взять большинство гостиниц Орландо и Лас-Вегаса. Эти два города считаются признанными центрами развлечений, и именно здесь проводят свои конференции крупнейшие корпорации Америки.
Проекты финансируются частично за счет собственных и частично за счет кредитных средств, привлеченных как в российских, так и в иностранных финансовых учреждениях. Принимая решение о создании KORSTON, учитывались преимущества, которые существуют у гостиниц, входящих в цепочку: это и высокий уровень рентабельности, и централизация функций снабжения, маркетинга и подготовки кадров и использование единой системы бронирования и продаж - все, что способствует снижению издержек.
Принципы работы группы Корстон в гостиничном бизнесе:
- устанавливаются собственные стандарты, когда за основу принимаются самые строгие международные требования с одновременным учетом российской специфики данной отрасли без ущерба для качества обслуживания.
- руководствуются в первую очередь идеей максимального увеличения спектра услуг при условии круглосуточного предоставления в полном объеме.
- высококлассное размещение и обслуживание по демократичной цене отелей 3***, максимальная автоматизация процесса обслуживания гостей и широкое использование высоких технологий.
Далеко не все гостиничные проекты по созданию управляющих компаний оказываются успешными. В качестве компании, столкнувшейся с проблемами, можно привести пример « Управляющая компания Прогресс.doc».
Под гостиничной цепью понимают группу гостиничных предприятий, осуществляющих коллективный бизнес и находящихся под контролем руководства цепью, характеризующихся своей узнаваемой маркой, строгим соблюдением фирменных ценностей и наименованием услуг, качеством обслуживания и размещения, своим архитектурным дизайном независимо от расположения гостиницы. Гостиничные цепи могут включать гостиницы одной или нескольких стран, то есть быть национальными или международными. Специалисты считают, что цепь появляется только после объединения 6—10 отелей.
По мнению специалистов «Расширение вашего гостиничного бизнеса может дать вам возможность извлекать выгоду из экономии, обусловленной эффектом масштаба и рассеиванием риска. Многие виды экономии, обусловленной эффектом масштаба, доступные для гостиничной компании, появляются благодаря предоставлению услуг из централизованного источника. Эти функции обычно включают маркетинг, закупки и бухгалтерский учет. Для достижения этих преимуществ нужно, чтобы вы были уверены, что каналы связи между центром и местом расположения каждой гостиницы свободны, и связь хорошо работает»[7].
Основная проблема, с которой сталкиваются при работе сетевые гостиницы, это разрыв связей между отдельными гостиницами и главным офисом. Это может быть вызвано различиями в стиле и культуре руководства между отдельной гостиницей и группой в целом ил разногласиями между центром и гостиницей по конкретному вопросу. Это разногласие иногда может превратиться в неприкрытую враждебность со стороны менеджеров и персонала в гостинице по отношению к руководящему персоналу группы.
Международная гостиничная ассоциация (МГА) подразделяет гостиничные цепи на три категории:
· гостиничные корпоративные компании – корпорации, владеющие многими гостиницами;
· компании, предоставляющие услуги управления;
· цепи независимых предприятий, объединенных для использования общей системы бронирования.
Гостиницы объединяются в цепи на различных правовых и экономических условиях, с сохранением большей или меньшей хозяйственной самостоятельности. Входящие в цепь гостиницы не обязательно являются ее собственностью. Более того, доля собственных отелей в них имеет тенденцию к уменьшению. Гостиницы имеют своих владельцев, а участие в цепи закрепляется договорами аренды, франшизы и контрактами на управление. В связи с этим в составе цепи помимо полноправных членов в большинстве случаев имеются ассоциированные члены, принимающие участие в бизнесе на основе договоров.
В США 90% всех гостиниц объединены в цепи, в Европе – 20%. На долю гостиничных цепей приходится сегодня более 7 миллионов номеров из почти 13 миллионов, т.е. более половины гостиничных номеров в мире. Причина такого их быстрого роста – их эффективность. Как показывает практика, цепь – наиболее эффективный способ ведения хозяйства в гостиничном бизнесе. Ее главные преимущества – снижение издержек за счет общего управления, снабжения, маркетинга; общие стандарты качества; централизованное обучение персонала и, как следствие всего этого, повышение производительности труда. Статистика говорит о том, что входящие в цепь отели имеют на 60% больше средний доход и на 8% больше загрузку, чем самостоятельные предприятия.