Основные категории менеджмента

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 1.1 Развитие теории и практики менеджмента

При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы:

1. Понятие менеджмента

2. Предмет и содержание науки. Сущность, цели и задачи менеджмента

3. Основные категории менеджмента

4. Историческое развитие менеджмента (основные этапы развития менеджмента, школы управления, современные подходы к управлению, уровни управления)

Понятие менеджмента

Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению и практике весьма широко. Но между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют и конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации.

Менеджмент предполагает выполнение ряда требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленных целям. Умение ставить и реализовывать цели, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента.

Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от английского слова «manage» – управлять.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.

Существует 3 класса управления:

- в неживой природе (технических системах);

- в организмах (биологических системах);

- в обществе (социальных системах).

Можно сказать, чтоуправление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Классы (области) управления
Управление социальными системами (людьми)   Социальное управление
Управление биологическими системами (организмами)
Управление техническими системами (вещами)

Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

Социальное управление – это процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни.

Управление в социальных системах– это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук.

В процессе производства, распределения и потребления, материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы.

Социальное управление – это воздействие объектов управления на деятельность людей, объединенных в социальные группы, т.е. управление социальными системами.

Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство.

Управление > Менеджмент

Менеджмент > Руководство

Менеджмент в переводе с английского языка означает управление.

Этот термин характеризует специфическую разновидность управленческой деятельности и изучающую ее (деятельность) науку.

В англоязычных странах менеджментам называют также группу руководителей (менеджеров).

Менеджмент – это процесс управления, с помощью которого профессионально подготовленные менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Определение «менеджмент» применяют как для коммерческих организаций, так и некоммерческих, оказывающих платные услуги (образовательные, медицинские и пр.), а также для самостоятельной деятельности, не связанной непосредственно с созданием и функционированием каких-то структур (организация платных выступлений артистов, спортсменов и т.д.).

Понятие «менеджмент» применяют только к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации.

Хотя понятия «менеджмент» и «управление» близки по значению, однако термин «управление» намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности.

Менеджмент предусматривает эффективное управление на профессиональном уровне, что отличает его от понятия «руководство».

Менеджер– это человек, прошедший специальную подготовку, а не просто инженер, экономист, занимающийся управлением.

Одним из наиболее важных управленческих процессов является разработка управленческого решения.

Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия и реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.

2. Предмет и содержание науки. Сущность, цели и задачи менеджмента

Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911 году книги Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915) «Принципы научного управления».

Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:

1. Создание нового подхода к методам работы, научные исследование каждого ее элемента.

2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.

3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.

4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

В менеджменте получили свое развитие идеи, взятые из теории управления, психологии, социологии, экономики и др.

По мере разделения общественного труда образовались две группы людей. Одна занята непосредственно производством и реализацией товаров, а другие управлением. Между этими двумя группами людей возникают определенные отношения, которые можно охарактеризовать как отношения управления. Именно эти отношения и составляют предмет науки управления, основы которой изучаются в менеджменте.

Иными словами - предметом изучения научного менеджментаявляются наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.

Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (организация, предприятие, фирма) независимо от сферы деятельности и формы собственности, как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.

Субъекты менеджмента – это менеджеры – руководители различного уровня.

Содержание менеджмента можно рассматривать в четырех аспектах:

- как вид деятельности и процесс управления;

- как науку и искусство управления;

- как аппарат управления деятельностью современной организации.

- как определенная категория людей (социальный слой), осуществляющий управление.

Содержание менеджмента.

Менеджмент как процесс управления
Менеджмент как наука и искусство управления
Менеджмент как аппарат управления
Менеджмент как категория людей
Содержание менеджмента

1. Менеджмент – это процесс управления, с помощью которого профессионально подготовленные менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

2. Менеджмент – самостоятельная область знаний с начала ХХ века. В основе менеджмента как науки – тысячелетняя практика управления. Высокая степень, овладения практикой управления организациями может оцениваться как искусство, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант.

3. Менеджмент – это специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления – координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

4. Менеджмент – это определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление. Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации, действующей в рыночных условиях. В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, а в зависимости от характера деятельности – линейных и функциональных.

Менеджментможно характеризовать как:

- способ, манера общения с людьми;

- власть и искусство управлять кадрами;

- особые умения и административные навыки;

- орган управления, административная единица.

Сущность любой деятельности, в том числе и управленческой, проявляется в ее функциях, то есть в основных задачах общего характера, возникающих в процессе разделения труда, которые она постоянно решает.

Общие функции менеджмента, которые отражают его суть, были сформулированы в 1916 году Анри Файолем, выделивших в качестве таковых организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить мотивацию, развитие.

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

Перед менеджерами стоят две задачи:

тактическая - поддержание устойчивости работы организации и всех ее элементов);

стратегическая – развитие организации и перевод ее в качественно новое состояние.

Основные виды ресурсов в менеджменте:

- материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации и т.д.);

- финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты, недвижимость в стоимостном выражении и т.д.);

- трудовые или людские ресурсы (персонал);

- информационные ресурсы;

- рекламные возможности;

- временные ресурсы.

Менеджер должен отдавать себе отчет, что в его распоряжении находятся шесть рычагов воздействия, соответствующих выделенным видам ресурсов.

В процессе управления человека от любого другого вида ресурсов отличает возможность принимать самостоятельные решения. В этом плане менеджмент любой организации может быть отнесен к одному из двух типов:

1-й тип – человек только исполняет полученное от своего непосредственного руководителя распоряжение;

2-тип – человек включен в процесс решения возникающих проблем.

Основные категории менеджмента

Категория менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Категории, используемые в управлении:

субъект менеджмента – менеджер – специалист по управлению;

объект менеджмента – чаще всего выступает работник, но это может быть и предприятие (организация) или его отдельное подразделение, определенная сфера деятельности (производство, сбыт, финансы), процессы, системы (экономические, политические, технические);

иерархия менеджмента - это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим и наоборот;

структура управления организацией - понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого;

виды менеджмента:

- стратегический менеджмент;

- маркетинговый менеджмент;

- производственный менеджмент;

- финансовый менеджмент;

- кадровый менеджмент;

- инновационный менеджмент.

функции – конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами (планирование, организация, мотивация и контроль);

методы – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации;

стили руководства — это устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Это манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений;

принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Ведущий принцип менеджмента – оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления.Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Из этого основного принципа вытекают и другие:

- принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения;

- принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;

- принцип плановости. Означает, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;

- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать решения);

- принцип демократизации управления. Реализация данного принципа есть привлечение персонала к управлению организацией.

- принцип мотивации.Означает применение системы поощрений и наказаний.

Данные принципы не являются какой-то догмой (положение, неизменное при всех обстоятельствах), т.к. экономическая жизнь общества не стоит на месте, она меняется, а вместе с изменением реалий хозяйствования претерпевают изменения и правила управления.

Наши рекомендации