Основные категории менеджмента
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 1.1 Развитие теории и практики менеджмента
При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы:
1. Понятие менеджмента
2. Предмет и содержание науки. Сущность, цели и задачи менеджмента
3. Основные категории менеджмента
4. Историческое развитие менеджмента (основные этапы развития менеджмента, школы управления, современные подходы к управлению, уровни управления)
Понятие менеджмента
Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению и практике весьма широко. Но между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют и конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.
Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации.
Менеджмент предполагает выполнение ряда требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленных целям. Умение ставить и реализовывать цели, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента.
Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от английского слова «manage» – управлять.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.
Существует 3 класса управления:
- в неживой природе (технических системах);
- в организмах (биологических системах);
- в обществе (социальных системах).
Можно сказать, чтоуправление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.
Классы (области) управления |
Управление социальными системами (людьми) Социальное управление |
Управление биологическими системами (организмами) |
Управление техническими системами (вещами) |
Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин.
Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.
Социальное управление – это процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни.
Управление в социальных системах– это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления. Она является объектом изучения социальных (общественных) наук.
В процессе производства, распределения и потребления, материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы.
Социальное управление – это воздействие объектов управления на деятельность людей, объединенных в социальные группы, т.е. управление социальными системами.
Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство.
Управление > Менеджмент
Менеджмент > Руководство
Менеджмент в переводе с английского языка означает управление.
Этот термин характеризует специфическую разновидность управленческой деятельности и изучающую ее (деятельность) науку.
В англоязычных странах менеджментам называют также группу руководителей (менеджеров).
Менеджмент – это процесс управления, с помощью которого профессионально подготовленные менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Определение «менеджмент» применяют как для коммерческих организаций, так и некоммерческих, оказывающих платные услуги (образовательные, медицинские и пр.), а также для самостоятельной деятельности, не связанной непосредственно с созданием и функционированием каких-то структур (организация платных выступлений артистов, спортсменов и т.д.).
Понятие «менеджмент» применяют только к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации.
Хотя понятия «менеджмент» и «управление» близки по значению, однако термин «управление» намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности.
Менеджмент предусматривает эффективное управление на профессиональном уровне, что отличает его от понятия «руководство».
Менеджер– это человек, прошедший специальную подготовку, а не просто инженер, экономист, занимающийся управлением.
Одним из наиболее важных управленческих процессов является разработка управленческого решения.
Только профессиональный менеджер владеет технологиями выработки, принятия и реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно.
2. Предмет и содержание науки. Сущность, цели и задачи менеджмента
Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911 году книги Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915) «Принципы научного управления».
Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:
1. Создание нового подхода к методам работы, научные исследование каждого ее элемента.
2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.
4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
В менеджменте получили свое развитие идеи, взятые из теории управления, психологии, социологии, экономики и др.
По мере разделения общественного труда образовались две группы людей. Одна занята непосредственно производством и реализацией товаров, а другие управлением. Между этими двумя группами людей возникают определенные отношения, которые можно охарактеризовать как отношения управления. Именно эти отношения и составляют предмет науки управления, основы которой изучаются в менеджменте.
Иными словами - предметом изучения научного менеджментаявляются наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.
Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (организация, предприятие, фирма) независимо от сферы деятельности и формы собственности, как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.
Субъекты менеджмента – это менеджеры – руководители различного уровня.
Содержание менеджмента можно рассматривать в четырех аспектах:
- как вид деятельности и процесс управления;
- как науку и искусство управления;
- как аппарат управления деятельностью современной организации.
- как определенная категория людей (социальный слой), осуществляющий управление.
Содержание менеджмента.
Менеджмент как процесс управления |
Менеджмент как наука и искусство управления |
Менеджмент как аппарат управления |
Менеджмент как категория людей |
Содержание менеджмента |
1. Менеджмент – это процесс управления, с помощью которого профессионально подготовленные менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
2. Менеджмент – самостоятельная область знаний с начала ХХ века. В основе менеджмента как науки – тысячелетняя практика управления. Высокая степень, овладения практикой управления организациями может оцениваться как искусство, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант.
3. Менеджмент – это специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления – координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).
4. Менеджмент – это определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление. Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации, действующей в рыночных условиях. В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, а в зависимости от характера деятельности – линейных и функциональных.
Менеджментможно характеризовать как:
- способ, манера общения с людьми;
- власть и искусство управлять кадрами;
- особые умения и административные навыки;
- орган управления, административная единица.
Сущность любой деятельности, в том числе и управленческой, проявляется в ее функциях, то есть в основных задачах общего характера, возникающих в процессе разделения труда, которые она постоянно решает.
Общие функции менеджмента, которые отражают его суть, были сформулированы в 1916 году Анри Файолем, выделивших в качестве таковых организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить мотивацию, развитие.
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.
Перед менеджерами стоят две задачи:
тактическая - поддержание устойчивости работы организации и всех ее элементов);
стратегическая – развитие организации и перевод ее в качественно новое состояние.
Основные виды ресурсов в менеджменте:
- материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации и т.д.);
- финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты, недвижимость в стоимостном выражении и т.д.);
- трудовые или людские ресурсы (персонал);
- информационные ресурсы;
- рекламные возможности;
- временные ресурсы.
Менеджер должен отдавать себе отчет, что в его распоряжении находятся шесть рычагов воздействия, соответствующих выделенным видам ресурсов.
В процессе управления человека от любого другого вида ресурсов отличает возможность принимать самостоятельные решения. В этом плане менеджмент любой организации может быть отнесен к одному из двух типов:
1-й тип – человек только исполняет полученное от своего непосредственного руководителя распоряжение;
2-тип – человек включен в процесс решения возникающих проблем.
Основные категории менеджмента
Категория менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Категории, используемые в управлении:
субъект менеджмента – менеджер – специалист по управлению;
объект менеджмента – чаще всего выступает работник, но это может быть и предприятие (организация) или его отдельное подразделение, определенная сфера деятельности (производство, сбыт, финансы), процессы, системы (экономические, политические, технические);
иерархия менеджмента - это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим и наоборот;
структура управления организацией - понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого;
виды менеджмента:
- стратегический менеджмент;
- маркетинговый менеджмент;
- производственный менеджмент;
- финансовый менеджмент;
- кадровый менеджмент;
- инновационный менеджмент.
функции – конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами (планирование, организация, мотивация и контроль);
методы – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации;
стили руководства — это устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Это манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений;
принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Ведущий принцип менеджмента – оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления.Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Из этого основного принципа вытекают и другие:
- принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения;
- принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;
- принцип плановости. Означает, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;
- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать решения);
- принцип демократизации управления. Реализация данного принципа есть привлечение персонала к управлению организацией.
- принцип мотивации.Означает применение системы поощрений и наказаний.
Данные принципы не являются какой-то догмой (положение, неизменное при всех обстоятельствах), т.к. экономическая жизнь общества не стоит на месте, она меняется, а вместе с изменением реалий хозяйствования претерпевают изменения и правила управления.