Управление проектами организационных изменений и методы преодоления сопротивления изменениям
Задание 3.1.
Изучите содержание приведенной статьи аналитического отдела консалтинговой фирмы и ответьте на вопросы.
Успешная работа той или иной организации складывается из нескольких факторов и, прежде всего, из слаженного и грамотно выстроенного взаимодействия сотрудников и начальства. При этом большая часть ответственности за последнее лежит на плечах руководства. Здесь в ход должны идти все возможные и невозможные методы и средства, способные дать сотрудникам ощущение «хорошего начальника» и «любимой работы». Именно от этих психологических категорий будет зависеть уровень рабочего настроя, атмосфера в коллективе, а также конечный результат выполняемых действий.
Действительно, мотивационная составляющая в трудовом процессе играет далеко не последнюю роль. В теории менеджмента отмечается, что отсутствие мотива у сотрудников может привести к следующим негативным тенденциям:
- некачественный труд и частый брак;
- долговременные и частые сбои в производственном процессе;
- низкий профессиональный уровень персонала;
- безынициативность сотрудников;
- неудовлетворительный морально-психологический климат в коллективе;
- чрезмерно высокая текучесть кадров;
- низкий уровень исполнительской дисциплины;
- высокая конфликтность как между руководителем и подчиненными, так и между самими сотрудниками;
- негативное и халатное отношение к труду;
- организационная неразбериха;
- низкий уровень межличностных коммуникаций;
- нежелание сотрудников повышать свою квалификацию и совершенствовать свой труд;
- деятельность руководства негативно оценивается персоналом;
- неудовлетворенность работой сотрудников;
- низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных.
Заинтересовать служащих в успехе общего предприятия и цветущем будущем организации можно несколькими слагаемыми. И тут уж, как говориться, руководители «играют» на мотивации работников в зависимости от уровня развитости фантазии: одни обходятся выплачиваемой в срок заработной платой и соцпакетом, другие обещают золотые горы и бурный карьерный рост в самом ближайшем времени, третьи на достигнутом не останавливаются и пытаются на рабочем месте воссоздать обстановку ежедневного праздника и веселья. Безусловно, все перечисленное может дать определенный результат, повысить мотивацию и сгладить конфликтную ситуацию, но без системного подхода здесь обойтись никак нельзя. Мотивация сотрудников – дело тонкое и здесь важно будет помнить о следующих возможных трудностей.
Мотивы формируются в процессе индивидуального развития. Необходимо выяснить, на основании каких возможностей и активирующих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также выяснить возможности изменения мотивов служащих путем целенаправленного вмешательства руководства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.
Деятельность мотивирована, т.е. направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов – восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний). От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности сотрудников. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.
Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру, темпераменту, силе воли и так далее) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В любом случае перед каждым руководителем должны вставать проблемы измерения мотивов.
Поведение человека в определенные момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т.е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния (выполнение работы) или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение (невыполнение работы). Такой мотив активируется, т.е. становится действенным. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, т.е. с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации.
Мотив остается действенным до тех самых пор, пока либо не достигается конечная цель мероприятия, либо индивид к нему не приблизится, насколько позволяют условия ситуации, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим.
Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно сталкивается с проблемой выделения в потоке поведения частей действия, т.е. с проблемой смены мотивации, возобновления или последствия уже имевшей место мотивации.
Кроме того, для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Если посмотреть на последовательность действий, важность постоянного пересмотра целей с течением времени становится очевидной, поскольку цепь действий может прерываться на часы, дни, недели, месяцы и даже годы. Еще одной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному заданию, к чему-то прежде оставленному, возобновление основной направленности действий. Так, создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии второстепенных к главной, пусть даже очень отдаленной (покорение рынка). Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий.
Таким образом, в организации должны присутствовать: стабильное и своевременное материальное стимулирование и планомерное повышение заработной платы в соответствии с результатами работы и уровнем квалификации работников; регулярная (не слишком частая) смена ориентиров, приоритетов и целей (от меньшей к большей) коллектива; поощрение совершенствования мастерства, квалификации работников; учет индивидуальных особенностей мотивации сотрудников; воссоздание условий рабочего места, благоприятствующих росту мотивации; предоставление возможности саморазвития и повышения профессионализма; предоставление инициативы в новаторстве и усовершенствовании способов решения сложных индивидуальных и коллективных задач; самостоятельность и автономность служащих (в разумных пределах, разумеется); уважение личности сотрудников; стимулирование сотрудников к поиску новых, перспективных идей по совершенствованию деятельности организации и материальное (моральное) поощрение креативности на рабочем месте.
Вопросы:
1. На активизацию каких элементов процесса мотивации (рис. 1) ориентируются авторы статьи?
Рис. 1. Элементы процесса мотивации
2. Каким образом авторами статьи учитываются психологические свойства человека в реализации предлагаемого ими механизма мотивации персонала?
3. Насколько полно авторами статьи использован существующий арсенал средств мотивации персонала?
4. Использование каких методов и средств может, на ваш взгляд, повысить эффективность предлагаемого в статье механизма мотивации персонала?
Задание 3.2.
Заполните таблицу 4.
Таблица 4
Факторы мотивации персонала по этапам жизненного цикла организации
Характеристика | Рождение | Рост | Зрелость | Старение |
Цель этапа | Выживание и укрепление жизнеспособности | Получение прибыли любой ценой, ускоренный рост, выживание за счет жесткого руководства | Рост продаж, захват сегмента рынка, сбалансированный рост, формирование имиджа фирмы, организационной культуры, идеологии | Сохранение достигнутых результатов. Сохранение прибыли, удержание сегмента рынка |
Политика изменений | Проб и ошибок, директивная | Директивная, политика переговоров | Аналитическая политика, политика постановки общих целей | Аналитическая и директивная политика |
Доминирующие потребности | ||||
Теории мотивации |
Задание 3.3.
Укажите, в каких ситуациях следует использовать приведенные в таблице 5 методы преодоления сопротивления изменениям.
Таблица 5
Адресат методов преодоления сопротивления
Метод | Ситуации, при которых обычно используется данный метод |
Информирование и общение | |
Участие и вовлеченность | |
Переговоры и соглашения | |
Манипуляции и кооптации | |
Моббинг, буллинг |
Задание 3.4.
Спрогнозируйте возможные последствия сопротивления изменениям и запишите их в третью графу таблицы 6.
Таблица 6
Последствия сопротивления изменениям
Содержание сдерживающей силы | Причина возникновения | Последствия сопротивления |
Эгоистический интерес | Ожидание личных потерь в результате изменений | |
Неправильное понимание последствий изменений | Низкая степень доверия менеджерам, излагающим план изменений, отсутствие достоверной информации | |
Различное восприятие нововведений | Неадекватное восприятие планов; отсутствие достоверной информации | |
Нарушение привычек, традиций, ценностей | Отсутствие информации о выгодах нововведений, которые нарушают сложившиеся традиции | |
Наличие прошлых обид | Отсутствие действий для устранения прошлых недоразумений | |
Сомнения в технологии проведения изменений | Недоверие компетентности инициаторов изменений | |
Желание сохранить дружеские отношения, которые могут быть нарушены в результате изменений | Приверженность неформальной группе |
Задание 3.5.
Опишите характерные для этапа старения жизненного цикла условия функционирования организации, спрогнозируйте причины потенциальных сопротивлений изменениям и спроектируйте адекватные им методы преодоления сопротивления.