Тема 1 Педагогическая инноватика

Вопросы к семинарам

Тема 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА
Сущность педагогической инноватики. Объект, предмет и ключевые понятия педагогической инноватики.
Признаки нововведений.
Классификация инноваций.
Типология педагогических нововведений.
Структура инновационного процесса.
Факторы, влияющие на эффективность инновационного процесса
Тема 2. ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования: преимущества стратегического характера, увеличение рентабельности образовательного учреждения, снижение издержек образовательной и хозяйственной деятельности, специальные выгоды и льготы.
Экономические интересы в инновационной деятельности.
Государственная инновационная политика в образовании.
Цель, задачи и принципы государственной инновационной политики РФ.
Организационные, экономические и правовые условия для инновационной образовательной деятельности.
Основные направления, формы и методы государственной поддержки инноваций в сфере образования.
Тема 3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Характеристика основных стратегий внедрения инноваций в образовательном учреждении.
Система управления персоналом в процессе разработки и внедрения инноваций.
Причины сопротивления педагогов к нововведениям. Формы проявления психологических барьеров.
Формы и методы работы по устранению психологических барьеров.
Подготовка учителей к инновационной деятельности.
Тема 4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Прогнозирование будущего и проблемный анализ образовательного учреждения. Методы прогнозирования и анализа.
Поиск, отбор и выработка проектной идеи развития образовательного учреждения на ближайший период.
Инновационный проект и его виды. Содержание проекта. Разработка и экспертиза проекта..
Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи.
Организация работ по выполнению проекта, трансфер и диффузия инновации.
Тема 5. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие инновационного маркетинга. Особенности маркетинга в образовании. Маркетинг образовательных продуктов и услуг.
Проблемное содержание и функции маркетинга в образовании.
Принципы маркетинга и управления маркетинговой деятельностью на образовательном рынке.
Методы маркетинга и проведение исследований.
Маркетинг педагогических инноваций.
Тема 6. РИСК ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И МЕТОДЫ ЕГО СНИЖЕНИЯ
Характеристика риска инновационных проектов. Основная задача управления инновационными рисками.
Процесс управления рисками.
Методы снижения инновационных рисков.
Тема 7-9. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Деловая игра «Проблемный анализ и целеполагание в программно-целевом проектировании»
Деловая игра «Программы и проекты инновационного развития образовательного учреждения»

Тема 1 Педагогическая инноватика

Инноватика как область знаний

Инноватика - экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро- и микроэкономических системах.
Предметом изучения инноватики являются: новации (новшества), инновации (нововведения), инновационные процессы.
Содержание инноватики
а) закономерности инновационного развития;
б) деловые циклы и технологические уклады;
в) понятия «новации», «инновации», их основные свойства;
г) жизненный цикл инноваций;
д) классификация инноваций;
е) характеристика инновационных процессов, этапы осуществления;
ё) факторы, определяющие результативность инновационных процессов;
ж) методы инновационного менеджмента;
з) виды эффектов в инновационной сфере.

Инноватика оперирует следующими понятиями:
Новация (новшество) - разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).
Инновация (нововведение) - результат практического освоения новшества (внедренная новация).
Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи.
Научное открытие - выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных.
Инновационный процесс - последовательность этапов создания и использования нововведения.
Инновационная деятельность - комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.
Жизненный цикл инновации - совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания.
Жизненный цикл товара - совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка. Товаром ОУ являются предлагаемые им образовательные услуги и продукты.
Жизненный цикл технологии - совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т.е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.
Конъюнктура - условия, которые складываются на определенном товарном рынке в конкретных экономических ситуациях и обусловливают конечный результат коммерческой деятельности на рынке.

В современной концепции инноватики выделяют:
Продуктовые нововведения - инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта).
Процессные нововведения - инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.

Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом.
Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта:
1) область экономической науки по управлению инновациями;
2) управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов;
3) аппарат управления инновациями.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
Основные понятия:
новация (новшество) - разработка на базе новой научной идеи, рожденной в результате научно-исследовательской или опытно-педагогической работы;
инновация (нововведение) - результат творческой деятельности, направленный на совершенствование существующей системы и реализованный на практике (практическое освоение новшества);
инновационный процесс - совокупность работ от зарождения инновационного замысла до его практического воплощения и коммерческого использования новшеств;
образовательное учреждение - учреждение, которое создается учредителем для организации учебно-воспитательного процесса с целью достижения учащимися определенных государством образовательных уровней;
управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
менеджмент - целенаправленное воздействие менеджера (субъекта управления) на организацию (объект управления) для достижения целей ее функционирования;
инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований;
менеджер - специально подготовленный руководитель-профессионал, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли;
менеджер учебно-познавательного процесса - учитель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.
менеджер образовательного процесса – директор ОУ (его заместители) выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников;
рынок образовательных услуг - система купли-продажи образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению;
организация - группа людей объединенных общими целями и задачами. Такими целями является получение прибыли и решение уставных задач организации.

Необходимо развести такие широко используемые понятия как управление и руководство, имея ввиду известное высказывание Дж. Локка о том, что нельзя причинить большего вреда государству и народу, чем распространением неправильных понятий об управлении.
Хотя оба понятия лежат в плоскости одной профессиональной деятельности, но не являются идентичными понятиями:
управлять – это значит озаботить себя подбором и использованием условий, необходимых для достижения поставленных задач
руководить – это значит озаботить других необходимостью исполнения своих профессиональных (служебных) функций.

Объявленная концепция реформы и модернизации образования всю тяжесть её реализации возлагает на регионы и непосредственно на ОУ, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности.
Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые легли на плечи руководителей и управленцев ОУ.
Инновационные процессы в образовании давно обратили на себя внимание специалистов. Они отличаются тем, что позволяют не только более выгодно и рационально удовлетворить существующий спрос на образовательном рынке, но и активно влияют на его формирование.
В современных социально-экономических условиях инновационная активность ОУ является главным фактором выживания в конкурентной борьбе за потребителя и залогом успешного хозяйствования.

Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Учитывая человекоориентированную сущность педагогики, объект и предмет педагогической инноватики определяются не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который ученые предлагают в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.
Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в обучении, воспитании и развитии учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.
Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность.

Ключевые понятия педагогической инноватики:
педагогическое новшество,
инновация (нововведение),
инновационный процесс,
инновационная деятельность,
инновирование.
Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в педагогической деятельности по повышению качества образования.
Новшества могут оформляться в виде:
а) открытий; б) изобретений; в) патентов;
г) товарных знаков (брендов);
д) рационализаторских предложений;
е) документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или образовательный процесс;
ё) образовательной, управленческой или другой структуры;
ж) ноу-хау (Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны)
з) понятий; и) научных подходов или принципов;
й) документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.);
к) результатов маркетинговых исследований и т. д.
Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).
Время между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.

Термин «innovation» в переводе с английского означает «нововведение». В соответствии с классификацией Й.Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается как:
1) изготовление нового;
2) внедрение нового;
З) освоение нового рынка сбыта;
4) получение нового источника сырья;
5) проведение соответствующей реорганизации.
Нововведение – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения образовательного, социального, экономического или другого вида эффекта. Понятие «нововведение» мы считаем синонимом понятия «инновация».
В условиях рынка Об/Ус признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).
Конкуренция стимулирует ОУ разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента (сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар) и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии учреждения).

Инновации - это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса:
а) новаторов - участников инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе;
б) инноваторов - участников инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке образовательных услуг;
в) инвесторов - участников инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств;
г) реализующих основные функции по осуществлению инновации.
Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации.
Инновацию характеризуют следующие аспекты:
Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности педагогов, направленной на совершенствование существующей образовательной системы.
Нововведением считается новшество, реализованное на практике.
Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть образовательная, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная и прочие сферы.
Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.
Нововведения связаны с рисками.
Классификация инноваций
Рассмотрим особенности различных видов инноваций:
Базисные инновации - это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: типовая программа – авторская программа, учебник - электронное учебное пособие). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия.
Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений.
(Кластер - совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц).
Модифицирующие инновации - решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: рабочая программа – адаптированная или модернизированная программа, урок – урок-театр).
Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.
Псевдоинновации - решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: показ видеофильма вместо кинофильма).
Источники инновационных идей
неожиданное событие для организации или отрасли - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;
неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней (какой она должна быть);
нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);
внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
демографические изменения;
изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
новые знания (как научные, так и ненаучные).
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
а) интуиция творческого руководителя, педагога;
б) опыт, рожденный в данном ОУ;
в) педагогический опыт, рожденный в других ОУ;
г) директивы и нормативные документы;
д) мнение потребителя образовательных услуг;
е) потребности педагогического коллектива работать по-новому;
ё) потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
ж) достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.
Инновации могут быть представлены
либо в виде продукта (электронный учебник, новое информационное средство),
либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая образовательная услуга).

В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии
Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая выживание ОУ, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента.
Стратегическая инновация - инновация, при внедрении которой ОУ рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.
Типология педагогических нововведений
Хуторской А.В. разработал типологию педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков.
По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве (тьюторство - это система наставничества, когда опытный (тьютор) помогает новичку выбрать свой путь обучения), в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
Инновационная (внедренческая) деятельность - деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке образовательных услуг (в т.ч. организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-педагогических разработок, открытий, товарных знаков, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-педагогических, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой педагогической техники и образовательных, воспитательных и управленческих технологий; патентно-лицензионная деятельность).
Инновирование – процесс введения, закрепления и распространения новации. Может осуществляться спонтанно (диффузия) или целенаправленно внедряться с преодолением невосприимчивости либо активного сопротивления рутинных структур.

СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Инновационным процесс – это комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке) освоению, использованию и распространению новшеств.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый.
Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.
К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
Особенность инновационного процесса - его циклический характер
возникновение (старт) – быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) – зрелость – освоение – диффузия (проникновение, распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация (достаточно длительное использование новшества, в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) – кризис (исчерпанность возможностей применить его в новых областях) – финиш (нововведение перестает быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).
Для нематериальных инноваций (образовательных) характерна структура:
1-я стадия: Возникновение инновационной идеи.
2-я стадия: Разработка.
3-я стадия: Реализация.
Таким образом, инновационный процесс состоит из стадий создания новации и коммерциализации инновации.
Этап разработки новшества включает фундаментальные и прикладные исследования, создание опытного образца. На данной стадии осуществляется научно-исследовательская деятельность, в результате которой инновационная идея обретает конкретную материальную форму (в виде опытного образца - методики, технологии, услуги).
Коммерциализация новшества представляет собой превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Этап коммерциализации включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и диффузии.
Под диффузией инновации понимают процесс ее масштабного распространения и использования в различных образовательных отраслях.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
1. Этап рождения новой идеи или возникновения новой концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.
3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы.
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Наши рекомендации