Тема 2 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Осуществление инновационной деятельности в условиях ускоренного развития научно-технических процессов и конкуренции на рынке предъявляет особые требования к системе менеджмента.
Для успешного функционирования ОУ должно иметь стратегию развития, соответствующую внутренним возможностям и условиям внешней среды и предполагающую инновационные изменения. Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент - это управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития организации путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент - взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности организации с помощью механизмов управления инновационными процессами.
Инновационный менеджмент в ОУ - это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в образовательном процессе с целью повышения качества образования и продвижении на рынок с целью получения прибыли.
Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, образовательных, технологических и организационно-управленческих новшеств.
временного функционирования ОУ на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции, максимизации эффекта от коммерциализации нововведения.
Задачи
1) найти новое решение в организации образовательного процесса;
2) проведение научно-исследовательских и опытно-педагогических работ;
3) внедрение нового продукта (товара) или процесса в образовательный процесс;
4) одновременная подготовка и организация внедрения и сбыта этого новшества;
5) внедрение нового товара в ОУ и на рынок образовательных услуг;
6) закрепление на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.
Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих работ:
1) разработка и осуществление единой инновационной политики в ОУ;
планирование инновационной деятельности организации, разработка проектов и программ инновационной деятельности;
2) формулирование миссии (ориентация деятельности ОУ на инновации);
3) определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них;
4) выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития;
5) организация инновационной деятельности;
6) мотивация участников инновационной деятельности;
7) подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;
8) финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;
9) подготовка и обучение персонала ОУ для инновационной деятельности;
10) формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов;
11) систематическая оценка результатов инновационной деятельности, контроль за ходом работ по созданию и внедрению новой продукции.
Принципы инновационного менеджмента - научно обоснованные основополагающие идеи, определяющие цели, формы и способы реализации инновационной активности организаций.
Принцип ориентации на будущих потребителей
Принцип лидерства руководства в инновациях
Принцип вовлечения педагогических работников в инновационные процессы
Принцип подхода как к проекту
Принцип системного подхода к менеджменту
Принцип непрерывных инноваций
Принцип поиска нереализованных возможностей
Принцип стратегического партнерства
ВИДЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
1.Стратегический инновационный менеджмент предполагает разработку стратегии приоритетов развития учреждения и роста, экспансию на рынки Об/Ус, анализ внешней среды и рынка Об/Ус, стратегические решения по целям миссии и развитию образовательного учреждения, обеспечение ему динамического роста и конкурентоспособности, выполнение миссии ОУ и развитие.
Стратегический менеджмент (управление) предполагает
наличие пяти элементов:
умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы);
умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели);
умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии);
умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии);
умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями).
Стратегическое управление в организации выражается в следующих пяти функциях:
1. Планирование стратегии.
2. Организация выполнения стратегических планов.
3. Координация действий по реализации стратегических задач.
4. Мотивация на достижение стратегических результатов.
5. Контроль за процессом выполнения стратегии.
Функциональный (оперативный или тактический) инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточной полнотой информации, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы на средний и нижний уровни менеджмента.
Оперативное управление инновационной деятельностью анализирует возможности, ищет и согласует наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития ОУ. Оно сосредоточено на формировании образовательных, научных, маркетинговых, а также различных обеспечивающих подсистем учреждения. Деятельность инновационного менеджера предусматривает формирование инвестиционного, продуктового тематического и проектного портфеля ОУ, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению персоналом.
А в целом, управление инновационной деятельностью ОУ состоит из:
а) постановки стратегических и тактических целей,
б) разработки системы стратегий,
в) анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска,
г) анализа инфраструктуры,
д) анализа возможностей учреждения,
е) диагноза реально сложившейся ситуации,
ё) прогноза будущего состояния ОУ,
ж) поиска источников капитала,
з) поиска патентов, лицензий, ноу-хау,
и) формирования инновационного и инвестиционного портфелей,
й) стратегического и оперативного планирования,
к) оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим применением,
л) совершенствования организационных структур,
м) управления технико-технологическим развитием учреждения,
н) управления персоналом,
о) управления и контроля за финансами,
п) анализа и оценки проектов нововведений, выбора инновационного проекта, оценки эффективности инноваций, процедуры принятия управленческих решений, изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и повеления конкурентов, поиска ниши на рынке,
р) разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга, исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта, позиционирования нововведения на рынке, формирования инновационной стратегии учреждения на рынке образовательных и других услуг, устранения, диверсификации и управления рисками.
Исследование реактивности организации на изменения среды привело к выявлению различных типов реакций организаций и повлекло за собой значительные изменения в системе управления.
ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Выделяют две группы функций инновационного менеджмента:
1) основные функции,
2) обеспечивающие функции.
К основным относятся:
1) функция прогнозирования - предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений образовательного, технико-технологического и экономического состояния ОУ в целом и всех его различных систем и подсистем;
2) функция планирования - предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;
3) функция организации - предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур;
4) функция регулирования - воздействие на объект управления для получения состояния стабильности образовательной, технико-технологической и экономической систем;
5) функция координации - предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;
6) функция мотивации (стимулирования) - предполагает побуждение и стимуляцию работников;
7) функция контроля - предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п.
Обеспечивающие функции
- социально-психологические: делегирование и мотивацию;
- технологические или процессуальные функции.
Объектами инновационного менеджмента выступают инновационные процессы:
- сфера научно-исследовательских и опытно-педагогических работ, - инновационная деятельность учреждения, -
сами научно-педагогические новшества.
ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
I этап. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды ОУ, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей.
II этап. Формирование им своей команды - подразумевающей в нашем случае не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к внедрению того или иного новшества.
III этап. Выбор стратегии разработки и внедрения инновации. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности. Зачем нужны предстоящие изменения нашей конкретной школе? Что лично мы, учителя, получим от них? Зачем нам все это нужно? - это далеко не полный перечень вопросов, которые неизбежно вам зададут на данном этапе.
IV этап. Прогнозирование будущего и проблемный анализ ОУ, построение «проблемного поля» и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего образовательного учреждения.
V этап. На основе полученных результатов проблемного анализа и выявленной ключевой проблемы – поиск, отбор и выработка проектной идеи развития школы на ближайший период.
VI этап. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. определение цели управления инновацией, выбор стратегии управления инновациями, составление плана или программы ее реализации, определение приемов управления инновацией.
VII этап. Организация работ по выполнению проекта (программы): осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры, трансфер и диффузия инновации.
VIII этап. Мониторинг (отслеживание) шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.
IХ этап. Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации.
ВЫБОР СТРАТЕГИИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОУ
(III этап)
«Кризисная» стратегия
Первый тип инновационной стратегии характеризуется тем, что новые идеи заимствуются извне и внедряются «революционным образом» в коллективе.
Давление «сверху» на учителей с целью освоения ими новых технологий является основным процессом данной инновационной стратегии.
Ее плюсами является наличие внешней методической поддержки, что серьезно облегчает принятие нового коллективом.
К тому же в этом случае руководству не надо изобретать мотивировок изменений - они, так сказать, «прилагаются» к новым технологиям.
В результате изменения могут происходить с достаточно высокой скоростью.
«Минусы».
Во-первых, к ним относится отсутствие адаптации данных «новейших технологий» к уникальным условиям конкретных педагогических коллективов. А это делает инновации весьма уязвимыми.
Во-вторых, ориентация директора на «революционный» характер изменений может вызвать открытый протест отдельных членов коллектива. Если позиции директора сильны, то после нескольких открытых конфликтов недовольные изгоняются.
«Репродуктивно-поступательная» стратегия
Также заимствованные откуда-то извне, идеи начинают потихонечку внедряться в коллектив. Однако в данном случае руководство школы понимает, что для того, чтобы внедрение было эффективным, необходимо хотя бы минимально адаптировать эти идеи к условиям школы и стилю отдельных учителей. Такую задачу быстро не решить, поэтому в школе разворачивается система обучающих семинаров, организуется учеба учителей, им дается «примерить на себя» новые технологии и обсудить их, а способ управленческой поддержки является вполне демократичным. В этом проявляется ценность эволюционного изменения.
Минусы.
Первый из них связан вообще с любым обучением по заимствованным откуда-то извне технологиям. Он заключается в том, что появление какой-то принципиально иной педагогической задачи может привести к профессиональному бессилию последователей, наученных в основном воспроизводить авторские технологии. В этом случае понадобится обучение уже следующей концепции - и подобные циклы могут повторяться вечно.
Второй минус - это то, что такая стратегия чревата множеством формальных действий, в процессе которых вся инновация может просто заглохнуть.
«Авторитарно-новаторская» стратегия
характеризуется уже не внедрением заимствованных извне инновационных педагогических технологий, а развитием собственного инновационного педагогического мышления сопровождающимся «революционным» способом поддержки. Принципиальным достоинством становления инновационного мышления является его возможность творчески разрешать бесконечное число педагогических ситуаций, в то время как любая заимствованная концепция ограничена областью задач, для которых она была разработана.
Директор, желающий поскорее и понадежнее построить «новую школу», в этом случае выбирает авторитарный путь «революции сверху», что достаточно быстро приводит к конфликтам. Однако они приобретают не обычный характер «противостояния», а гораздо часто более драматичный психологический сюжет. Со стороны одной части коллектива особенно остро воспринимается рассогласование между декларацией директором ценностей педагогического творчества и авторитарным способом реализации этих ценностей.
Другая часть просто не понимает, «зачем все это, когда и так нормально учим», а сам директор и его единомышленники начинают обвинять остальной коллектив в консерватизме и сопротивлении новому.
Исход авторитарно-новаторской инновационной стратегии чаще всего непредсказуем: либо директору удается, пройдя через большую текучку кадров, создать сильную авторскую школу (свою!), либо он уходит. В любом случае это стратегия для «сильной личности».
Эволюционно-сотворческая стратегия
Она опирается на ценность развития собственно инновационного педагогического мышления, выбирая при этом эволюционные способы поддержки его становления. При этом проблема дифференциации коллектива по готовности к педагогическому творчеству решается здесь путем культивирования особых совместных встреч всего коллектива, что позволяет развивать и согласовывать педагогические ценности и установки всех педагогов школы, то есть осуществлять реальную эволюцию профессионального сознания учителей. В этом случае акцент переносится с индивидуального творчества отдельных «продвинутых» членов коллектива на особые процессы сотворчества.
Факторы, препятствующие нововведениям
1. «Это у нас уже есть». Как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости различий.
2. «Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным.
3. «Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Новшество в этом случае получает образ паллиатива, а инноватор - черты недостаточно смелого проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.
4. «Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой «сырого» и поэтому проводить его в жизнь, вроде бы, не следует.
5. «Здесь не все равноценно». Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.
6. «Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.
В обществе «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Эти приёмы можно охарактеризовать действиями типа: «инициатива наказуема», «не высовывайся», «тебе больше всех надо?», «вперёд батьки не лезь», «на наш век хватит», «это надо согласовать» и т.п.
Более того, наряду с созидательными управленческими процессами и средствами существует так называемое «разрушительное управление» («терминаторный менеджмент»), которое оперирует методами дезорганизации, декоординации, дестимулирования, демотивации, деконтроля, декомпетенции и т.д.
Отношение педагогов к нововведениям
В психологии имеется классификации субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом:
1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.
2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.
3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после «ранних реализаторов», но значительно раньше так называемых "средних". Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.
4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давлением социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («Средние реализаторы»).
5 группа - колеблющиеся, обычно - 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.
Среди возможных моделей реакции человека на «навязывание» ему нововведения, имеется 5 фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К.Ушаков).
Фаза отрицания может быть характерна для подчиненного состоянием оцепенения, шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На первой фазе зачастую отрицательную роль играет недостаточная информированность педколлектива о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявление недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации.
На фазе сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Руководителю необходимо наладить «обратную связь» с коллективом, больше слушать, поддерживать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение вплоть до категорического: "делайте или уходите".
На этапе исследования подчиненный, согласившись с неизбежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. Руководителю необходимо следить за процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты.
Для этапа вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На данном этапе необходимо совместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов.
Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - это максимальное развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности.