Иерархия потребностей и методы их удовлетворения
Одним из первых бихевиористов (от анг. behaviour — поведение — одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX в., считающее, в отличии от других теорий, предметом психологии поведение, а не сознание или мышление. (Прим научи ред.)), из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгойиерархическойструктуры, показанной на рис. 1. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей:
Рисунок 1 -Иерархия потребностей по Маслоу.
Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека.
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Как быстро и сильно могут спуститься по иерархической лестнице высшие потребности и какими сильными могут быть потребности самых низких ее уровней — показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. — чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены съесть своих погибших товарищей.
Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.
Менеджер должен тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то мотивация, которая была эффективной ранее, не может быть таковой все время.
Иерархия потребностей | Удовлетворение в процессе труда | Удовлетворение вне процесса труда |
Потребности в самовыражении | Продвижение, обучение, проявление творческих способностей | Образование, увлечения |
Потребности в уважении | Признание, высокий статус, дополнительные обязанности | Одобрение семьи, друзей, общества |
Социальные потребности | Рабочие группы, клиенты, коллеги, начальники | Семья, друзья, общественные группы |
Потребности в безопасности | Безопасность труда, гарантии сохранения рабочего места | Отсутствие войн и насилия, экология |
Физиологические потребности | Комфортные условия труда (тепло, свет и т.п.), оклад | Пища, вода, жилье и т.п. |
Таблица 1 – Условия удовлетворения потребностей
Социальные потребности |
1. Давайте сотрудникам работу, которая позволила им общаться |
2. Создавайте на рабочих местах дух команды |
3. Проводите с подчиненными периодические совещания |
4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят ущерб организации |
5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок |
Потребности в уважении |
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу |
2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами |
3. Высоко оценивайте поощряйте достигнутые подчиненными результаты |
4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей, выработке решений |
5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и обязанности |
6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице |
7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности |
Потребность в самовыражении |
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы им полностью использовать свой потенциал |
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи |
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие возможности |
Таблица 2 - Методы удовлетворения потребностей высших уровней
За время использования теории был сделан ряд уточнений, важнейшими из которых являются:
- по Маслоу, переход к потребности более высокого уровня происходит, если потребность предыдущего уровня удовлетворена на 100%; современные психологи считают, что этот процент меньше - порядка 70% и даже менее;
- иерархия потребностей конкретного человека во многом определяется уровнем развития его психики, она меняется от человека к человеку и различна у одного человека в различные периоды его жизни. С развитием психики человека потребности более высокого уровня становятся более важного по сравнению с потребностями более низкого уровня.