ТО и ремонт автомобильного транспорта. Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя»

Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя»

Урок № 1.2.1. Тема: «Общее устройство двигателя»

Автомобиль состоит из трех основных частей: кузова, двигателя и шас­си.

Двигатель — машина, преобразующая какой-либо вид энергии в меха­ническую работу.

На большинстве современных автомобилей установлены поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС), в которых часть теплоты, выде­ляющейся при сгорании топлива в замкнутой рабочей полости, преобразу­ется в механическую работу.

Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из следующих ме­ханизмов и систем:

- кривошипно-шатунный механизм (КШМ);

- газораспределительный механизм (ГРМ);

- система охлаждения;

- смазочная система;

- система питания;

- система зажигания (в бензиновом двигателе);

- система электрического пуска двигателя.

В поршневом ДВС (рис. 1) преобразование энергии происходит в замкнутом объеме, который образован цилиндром 3, крышкой (головкой) 15 цилиндра и поршнем 4. В бензиновом двигателе горючая смесь вводится в цилиндр через впускной клапан 6, смешиваясь с остатками отработавших газов — образует рабочую смесь, которая сжимается поршнем 4 и воспламе­няется. Образовавшиеся при сгорании газы перемещают поршень 4, кото­рый через шатун 11 передает усилие на кривошип коленчатого вала 12, повора­чивая его вокруг оси. Отработавшие газы вытесняются при обратном дви­жении поршня через выпускной клапан 9. Таким образом, тепловая энергия преобразуется в механическую, а возвратно-поступательное движение — во вращательное как наиболее удобный для трансформации вид движения.

При вращении коленчатого вала поршень дважды за один оборот останав­ливается и меняет направление движения.

ТО и ремонт автомобильного транспорта. Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя» - student2.ru ТО и ремонт автомобильного транспорта. Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя» - student2.ru

Рис. 1. Схема четырехтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателя: 1 – распредели­тельный вал; 2 – толкатель; 3 – цилиндр; 4 – поршень; 5 – штанга; 6 – впускной клапан; 7 – коромысло; 8 – свеча зажигания; 9 – выпускной клапан; 10 – поршневые кольца; 11 – шатун; 12– коленчатый вал; 13 – поддон; 14 – маховик; 15 – головка цилиндра; 16 – поршневой палец.

Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразова­ния возвратно-поступательного движения поршней во враща­тельное движение коленчатого вала и передачи крутящего мо­мента на трансмиссию. Он состоит из неподвижных и подвижных деталей (рис. 1).

Неподвижные детали КШМ:

– цилиндр 3 (блок ци­линдров или блок-картер у многоцилиндровых двигателей),

– головка цилиндров 15,

– поддон картера 13.

Подвижные детали КШМ:

– поршней 4 с пальцами 16 и кольцами,

– шатунов 11,

– колен­чатого вала 12 с подшипниками,

– маховика 14.

Механизм газораспределения служит для своевременного впуска в цилиндры двигателя горючей смеси и выпуска из них отрабо­тавших газов. Он состоит из распределительного вала 1 (рис. 1), механизма его привода (для грузовых автомобилей: толкатель 2, штанга 5, коромысло 7) и клапанного механизма (деталей привода клапанов с регулировочными устройствами, клапанов 6, 9 с седлами, пружин и деталей крепления их на клапанах).

Д.З.

1. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей.

Стр. 19.

2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 23.

Наши рекомендации