ТО и ремонт автомобильного транспорта. Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя»
Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя»
Урок № 1.2.1. Тема: «Общее устройство двигателя»
Автомобиль состоит из трех основных частей: кузова, двигателя и шасси.
Двигатель — машина, преобразующая какой-либо вид энергии в механическую работу.
На большинстве современных автомобилей установлены поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС), в которых часть теплоты, выделяющейся при сгорании топлива в замкнутой рабочей полости, преобразуется в механическую работу.
Поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из следующих механизмов и систем:
- кривошипно-шатунный механизм (КШМ);
- газораспределительный механизм (ГРМ);
- система охлаждения;
- смазочная система;
- система питания;
- система зажигания (в бензиновом двигателе);
- система электрического пуска двигателя.
В поршневом ДВС (рис. 1) преобразование энергии происходит в замкнутом объеме, который образован цилиндром 3, крышкой (головкой) 15 цилиндра и поршнем 4. В бензиновом двигателе горючая смесь вводится в цилиндр через впускной клапан 6, смешиваясь с остатками отработавших газов — образует рабочую смесь, которая сжимается поршнем 4 и воспламеняется. Образовавшиеся при сгорании газы перемещают поршень 4, который через шатун 11 передает усилие на кривошип коленчатого вала 12, поворачивая его вокруг оси. Отработавшие газы вытесняются при обратном движении поршня через выпускной клапан 9. Таким образом, тепловая энергия преобразуется в механическую, а возвратно-поступательное движение — во вращательное как наиболее удобный для трансформации вид движения.
При вращении коленчатого вала поршень дважды за один оборот останавливается и меняет направление движения.
Рис. 1. Схема четырехтактного одноцилиндрового карбюраторного двигателя: 1 – распределительный вал; 2 – толкатель; 3 – цилиндр; 4 – поршень; 5 – штанга; 6 – впускной клапан; 7 – коромысло; 8 – свеча зажигания; 9 – выпускной клапан; 10 – поршневые кольца; 11 – шатун; 12– коленчатый вал; 13 – поддон; 14 – маховик; 15 – головка цилиндра; 16 – поршневой палец.
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала и передачи крутящего момента на трансмиссию. Он состоит из неподвижных и подвижных деталей (рис. 1).
Неподвижные детали КШМ:
– цилиндр 3 (блок цилиндров или блок-картер у многоцилиндровых двигателей),
– головка цилиндров 15,
– поддон картера 13.
Подвижные детали КШМ:
– поршней 4 с пальцами 16 и кольцами,
– шатунов 11,
– коленчатого вала 12 с подшипниками,
– маховика 14.
Механизм газораспределения служит для своевременного впуска в цилиндры двигателя горючей смеси и выпуска из них отработавших газов. Он состоит из распределительного вала 1 (рис. 1), механизма его привода (для грузовых автомобилей: толкатель 2, штанга 5, коромысло 7) и клапанного механизма (деталей привода клапанов с регулировочными устройствами, клапанов 6, 9 с седлами, пружин и деталей крепления их на клапанах).
Д.З.
1. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей.
Стр. 19.
2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 23.