Распределение осевой силы по виткам резьбы гайки
Осевая сила по виткам резьбы гайки распределяется неравномерно из-за неблагоприятного сочетания деформаций винта и гайки (витки в наиболее растянутой части винта взаимодействуют с витками наиболее сжатой части гайки).
Впервые статически неопределимая задача о распределении нагрузки по виткам гайки была решена известным русским ученым Н. Е. Жуковским в 1902 г. В дальнейшем это решение подтвердилось многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями. Было установлено, что в десятивитковой гайке на первый со стороны опорного торца наиболее нагруженный виток приходится 34 % общей осевой нагрузки, на второй 23 %, на десятый < 1 %. Учитывая неравномерность распределения нагрузки по виткам резьбы, оказывается бесполезным большое увеличение высоты гайки или глубины завинчивания. Принимают число витков гайки z<8. Стандартная крепежная гайка нормальной высоты имеет z =6. Глубину завинчивания винтов и шпилек в тело деталей см. в § 6.4.
На практике применяют специальные гайки (рис. 6.34), в которых выравнивание нагрузки в резьбе происходит за счет повышения податливости витков резьбы винта (а) или гайки (б), что повышает усталостную прочность соединений до 30%.
Рис. 6.34. Конструкции гаек для выравнивания сил
по виткам резьбы: а —гайка с поднутрением; б—гайка с конической выточкой
Контрольные вопросы
1. Что представлят собой винтовая линия при развертке прямого кругового цилиндра на плоскость?
2. Что такое профиль резьбы, шаг резьбы, ход резьбы, угол профиля и угол подъема резьбы?
3. Какие различают типы резьб по профилю, по назначению? Какие из них стандартизованы?
4. Почему метрическая резьба с крупным шагом имеет преимущественное применение в качестве крепежной? В каких случаях применяют резьбы с мелким шагом?
5. Какие основные виды резьбовых соединений применяют в машиностроении? Дайте их сравнительную оценку.
6. Какие различают болты и винты по назначению и конструкции?
7. На каких принципах основаны применяемые способы стопорения резьбовых деталей от самоотвинчивания?
8. Из каких материалов изготовляют резьбовые и крепежные детали? Что характеризуют числовые обозначения классов прочности стальных винтов, например класс прочности 5.6?
9. От каких основных факторов зависит момент завинчивания в резьбовом соединении?
10.Почему в винтовых механизмах для передачи движения применяют не треугольный, а трапецеидальный профиль резьбы? От чего зависит КПД винтовой пары?
11.Какие напряжения испытывает болт в момент затягивания?
12.Какие напряжения испытывает предварительно затянутый болт, поставленный с зазором, при нагружении соединения сдвигающей силой?
13.Какие напряжения испытывает болт, поставленный без зазора в отверстие из-под развертки, при нагружении соединения сдвигающей силой?
14.Почему в предварительно затянутом болтовом соединении, нагруженном внешней растягивающей силой, применяют податливые болты и жесткие детали стыка? Какое влияние оказывают упругие прокладки на нагруженность болта в таком соединении?
15.Почему нецелесообразно большое увеличение глубины завинчивания (высоты гайки)?