Потребительские свойства автомобиля
Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. При передаче крутящего момента происходит его изменение и распределение между ведущими колесами.
Рис Трансмиссия полноприводного автомобиля. 1-передний ведущий мост; 2-коробка передач; 3-раздаточная коробка; 4-задний ведущий мост с главной передачей. |
Трансмиссии по характеру связи между двигателем и ведущими колесами разделяют на механические, гидрообъемные, электрические, комбинированные (гидромеханические, электромеханические). На легковых автобилях чаще применяют механические. Для оценки трансмиссии и автомобиля в целом используются понятие колесной формулы, в которой через знак «х» указывается число всех колес и число ведущих колес.
Для автомобилей с колесной формулой 4х2 наиболее часто применяются схемы с передними расположениями двигателя и передними или задними ведущими колесами.
Таблица Схемы трансмиссии двухосных автомобилей
Заднеприводные автомобили 1– двигатель; 2– сцепление; 3- коробка передач; 4- карданная передача. | |
Переднеприводные автомобили 1– двигатель; 2– сцепление; 3- коробка передач; 4- карданная передача; 5- ведущий мост; 6- шарниры равных угловых скоростей. | |
Полноприводные автомобили 1– двигатель; 2– сцепление; 3- коробка передач; 4- карданная передача; 5- ведущий мост; 6- шарниры равных угловых скоростей; 7- раздаточная коробка; |
При схеме с задними ведущими колесами крутящий момент от двигателя передается к ведущим колесам через сцепление, коробку передач, карданную передачу, ведущий мост. В ведущем мосту расположены главная передача, дифференциал, полуоси.
Часто применяют, особенно на легковых автомобилях малого класса, переднее поперечное расположение двигателя при передних ведущих колесах. В этом случае двигатель, сцепление, коробку передач, главную передачу и дифференциал выполняют в одном блоке, от которого крутящий момент передается к ведущим колесам карданными передачами с шарнирами равных угловых скоростей.
Сцепление – предназначено для кратковременного разобщения вала двигателя с трансмиссией и последующего их главного соединения. Любое сцепление состоит из ведущей части, в которую входят детали, соединенные с валом двигателя, ведомой части - в нее входят детали, разобщаемые с ведущей частью при включении сцепления, и привода выключения сцепления.
Таблица Схемы вариантов сцеплений
Схема однодискового фрикционного сцепления с периферийными пружинами 1-кожух; 2-нажимной диск; 3-маховик; 4-ведомый диск; 5-упругая пластина; 6-периферийные пружины; 7-рычаг; 8-выжимной подшипник; 9-вилка; 10-педаль; 11-пружина; 12-тяга; 13-зазор между рычагами и выжимным подшипником. | |
Схема сцепления с диафрагменной пружиной 1,11-опорные кольца; 2-ведомый диск; 3-упорный фланец; 4-маховик; 5-нажимной диск; 6-кожух; 7-диафрагменная пружина; 8-заклепка; 9-упорное кольцо; 10-выжимной подшипник; 12-фиксатор; |
Коробка передач предназначена для изменения передаточного числа трансмиссии с целью получения тяговых усилий на ведущих колесах автомобиля в более широких пределах, чем это может быть осуществлено двигателем при полной подаче топлива. Кроме того, коробка передач позволяет осуществлять движение автомобиля задним ходом и разъединять вал двигателя и ведущие колеса на продолжительное время, необходимое при работе двигателя на стоянке или при движении накатом.
Рис Схема механической трехступенчатой коробки передач 1-ведущий вал; 2-,14-шестерни постоянного зацепления; 3-зубчатая муфта; 4,7-вилки; 5-зубчатое колесо; 6-скользящее зубчатое колесо (каретка); 8-ведомый вал; 9,12,13-шестрни промежуточного вала; 10-ось шестерни заднего хода; 11-шестерня заднего хода; 15-промежуточный вал; 16-картер. |