Принцип действия асинхронного двигателя. Электромагнитная схема асинхронной машины отличается от схемы трансформатора тем, что первичная обмотка размешена на неподвижном статоре
Электромагнитная схема асинхронной машины отличается от схемы трансформатора тем, что первичная обмотка размешена на неподвижном статоре, а вторичная - на вращающемся роторе 3. Между ротором и статором имеется воздушный зазор. При питании трехфазным током обмотки статора создаётся вращающееся магнитное поле, частота вращения которого (синхронная) . Если ротор неподвижен или вращается с частотой, меньшей , то вращающееся поле индуктирует в проводниках ротора ЭДС и по ним проходит ток, который, взаимодействуя с магнитным потоком, создает электромагнитный момент.
Относительную разность частот вращения магнитного поля статорной обмотки и ротора называют скольжением:
.
Скольжение часто выражают в процентах:
.
Очевидно, что при двигательном режиме:
.
Если ротор асинхронной машины разогнать с помощью внешнего момента (например, каким-либо двигателем) до частоты, большей частоты вращения магнитного поля то изменится направление ЭДС в проводниках ротора и активной составляющей тока ротора, т.е. асинхронная машина перейдет в генераторный режим При этом изменит свое направление и магнитный момент , который станет тормозящим. В данном режиме асинхронная машина получает механическую энергию от первичного двигателя, превращает её в электрическую и отдаёт в сеть. В генераторном режиме .
Если изменить направление вращения ротора (или магнитного поля) так, чтобы магнитное поле и ротор вращались в противоположных направлениях, то ЭДС и активная составляющая тока в проводниках ротора будут направлены так же, как в двигательном режиме, т.е. машина будет получать из сети активную мощность. Однако в таком режиме электромагнитный момент направлен против вращения ротора, т.е. является тормозящим. Этот режим работы асинхронной машины называют электромагнитным торможением. В режиме электромагнитного торможения направление вращения ротора является отрицательным (по отношению к направлению магнитного поля, поэтому , а .
На практике чаще всего встречается двигательный режим асинхронной машины.
.
Электромагнитный момент асинхронного двигателя создается взаимодействием тока в обмотке ротора с вращающимся магнитным полем. Электромагнитный момент М пропорционален электромагнитной мощности:
,
где:
.
– угловая синхронная скорость вращения.
Подставив в значение электромагнитной мощности по, получим
,
т. е. электромагнитный момент асинхронного двигателя пропорционален мощности электрических потерь в обмотке ротора.
Упрощенно механическую характеристику можно рассчитать по уравнению Клосса: