И ремонт автомобильного транспорта. Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя»
Тема 1.2 «Устройство и основы теории двигателя»
Урок № 1.2.55. Тема: «Топливные насосы низкого давления»
Топливные насосы низкого давления(топливоподкачивающие) служат для подачи топлива из бака через фильтры к приборам, дозирующим количество топлива, необходимого для работы двигателя. Они должны обеспечить подачу нужного количества топлива под давлением, обеспечивающим преодоление сопротивления фильтров. Это давление составляет 0,12...0,15 МПа. Производительность насосов в 2...10 раз превышает подачу топлива в цилиндры. В двигателях с впрыскиванием бензина насос должен обеспечить работу форсунок при давлении 0,28...0,32 МПа.
На двигателях применяют насосы низкого давления поршневого, диафрагменного и роторного типов.
Схема работы топливных насосов.
Насос поршневого типа представляет собой цилиндр, в котором движется поршень 2 (рис. 1). Под действием эксцентрика через роликовый толкатель 1 он перемещается в одну сторону, а обратно — пружиной 3.
а | б | в |
Рис. 1. Схема работы топливного насоса низкого давления поршневого типа (КамАЗ): А – надпоршневая полость; Б – подпоршневая полость; 1 – толкатель; 2 – поршень; 3 – пружина поршня; 4 – впускной клапан; 5 – поршень насоса ручной подкачки; 6 – выпускной клапан.
При движении поршня вниз (рис. 1, б) в полости над поршнем А создается разряжение под действием которого открывается впускной клапан 4 и топливо поступает в насос. В это же время в полости под поршнем Б создается давление, под действием которого закрывается клапан 6, а топливо поступает к фильтру тонкой очистки топлива (ФТО) и далее к топливному насосу высокого давления (ТНВД).
При движении поршня вниз (рис. 1, в) в полости над поршнем А повышается давление, которое закрывает клапан 4 и открывает клапан 6. При этом топливо поступает к ФТО и далее к ТНВД и одновременно заполняет полость под поршнем Б.
Такая система двойной подачи снижает пульсацию давления и обеспечивает непрерывную подачу топлива к ТНВД.
Насосы диафрагменного типа (рис. 2) применяются в карбюраторных двигателях. Его диафрагма 7 зажата между двумя половинками корпуса 6. Под действием эксцентрика 13 через шток 12 толкателя, рычага 10 и тяги 9 диафрагма прогибается вниз. В обратную сторону она выгибается под действием пружины 11. При прогибе диафрагмы вниз (рис. 2, б) открывается впускной клапан 5 и закрывается нагнетательный клапан 14.
Рис. 2. Схема работы топливного насоса диафрагменного типа (карбюраторные двигатели):1 –нагнетательный патрубок; 2 – стяжной болт; 3 – крышка; 4 – всасывающий патрубок; 5 – впускной клапан с пружиной; 6 – корпус; 7 – диафрагма насоса; 8 – рычаг ручной подкачки; 9 – тяга; 10 – рычаг механической подкачки; 11 – пружина; 12 – шток; 13 – эксцентрик; 14 – нагнетательный клапан с пружиной; 15 – фильтр очистки топлива.
Топливо заполняет полость над диафрагмой. При движении диафрагмы вверх (см. рис. 2, б) под действием пружины топливо вытесняется из полости над диафрагмой через открывшийся нагнетательный клапан в выходную магистраль 1. При этом клапан 5 закрыт. При давлении в магистрали выше допустимого диафрагма прогибается вниз и рычаг 10 перестает передавать на нее воздействие эксцентрика, свободно перемещаясь относительно неподвижной тяги 9. Подача топлива прекращается до падения давления ниже допустимого.
Насосы роторного типа устанавливают на двигателях с впрыском бензина (инжекторных). Эти насосы имеют электрический привод и являются составной частью модуля топливного насоса (рис. 3), в который входит датчик указателя уровня топлива 1 и заборная камера 8 с сетчатым фильтром.
Рис. 3. Устройство модуля топливного насоса двигателей ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 и схема работы электробензонасоса роторного типа:1 – датчик указателя уровня топлива; 2 – соединительная колодка; 3 – входной патрубок; 4 – выходной (нагнетающий) патрубок; 5 – крышка модуля; 6 – направляющая крышки модуля; 7 – электробензонасос роторного типа; 8 – заборная камера с сетчатым фильтром; 9 – корпус насоса; 10 – ротор; 11 – предохранительный клапан; 12 – ролик; 13 – электродвигатель; 14 – обратный клапан. |
Топливные модули чаще всего располагают в баке. В этом случае насос полностью погружен в бензин вместе с электродвигателем. Взрывобезопасность обеспечивается тем, что в среде бензина отсутствует кислород.
Внутренняя полость корпуса насоса выполнена в виде эллипса. В нем вращается ротор 10 (рис. 3) с пазами. В пазах ротора установлены ролики 12 покрытые пластиком (тефлоном).
При вращении ротора они прижимаются к корпусу под действием центробежной силы. Захватывая топливо в широкой полости, ролики переносят его в сужающуюся полость, благодаря чему его давление нарастает, открывается обратный клапан 14 и вытесняют топливо в нагнетательную магистраль. После выключения насоса обратный клапан закрывается, предотвращая слив топлива из нагнетательной магистрали, таким образом, двигатель готов к повторному быстрому впрыску.
При аварийном нарастании давления в нагнетательной магистрали открывается предохранительный клапан 11 и топливо циркулирует внутри полости насоса. На входе в насос установлен сетчатый предохранительный фильтр.
Рис. 4. Топливный насос высокого давления VP44 с радиальным перемещением плунжеров. | Насосы различных моделей автомобилей работают при давлении 0,3...0,62 МПа. Производительность их 1,7...2 л/мин при 20°С, рабочее напряжение 7...15 В, максимальное значение силы тока 4,7...9,5 А. Автоматика включает насос при включении зажигания и отключает его при остановке двигателя даже с включенным зажиганием. Насосы низкого давления (топливоподкачивающие насосы) роторного типа так же устанавливаются внутри ТНВД дизельных двигателей легковых автомобилей (рис. 4). |
Устройство насосов низкого давления.Поршневые насосы устанавливают обычно на дизелях (КамАЗ, ЗИЛ-645, ЗИЛ-5301). Они работают при давлении 0,12...0,15 МПа. Привод насоса осуществляется от эксцентрика (или кулачка) кулачкового вала топливного насоса высокого давления.
При различных режимах работы дизеля постоянное давление в перепускном канале достигается переменным ходом поршня 9 (рис. 5), обеспечиваемым специально подобранной пружиной. На режимах частичных нагрузок дизеля при малых расходах топлива в полости А (см. рис. 1) возникает давление и поршень 9 не совершает своего полного хода, поэтому шток 3 толкателя 1 частично перемещается вхолостую, вследствие чего подача топлива уменьшается. На впускной магистрали устанавливают насос ручной прокачки 10. Рис. 5. Топливный насос низкого давления двигателя КамАЗ-740.10: 1 – толкатель; 2 – втулка; 3 – шток; 4 – корпус; 5 – клапан; 6 – шайба; 7 – корпус клапана; 8 – пробка; 9 – поршень; 10 – ручной топливо-подкачивающий насос. |
Он служит для заполнения топливом топливопроводов, фильтров и ТНВД после длительного выключения двигателя или для удаления воздуха из системы.
Этот насос состоит из корпуса — цилиндра, вворачиваемого в корпус, и поршня, соединяемого штоком с рукояткой. При перемещении водителем рукоятки вверх-вниз насос, используя клапаны 5, обеспечивает подачу топлива в выходную магистраль.
Насосы диафрагменного типа устанавливают обычно на карбюраторных двигателях легковых и грузовых автомобилей.
В корпусе 1 насоса (рис. 6) размещены шток 13 с пружиной 14, диафрагма 12, корпус клапанов 11 с грибковыми впускными 9 и выпускным 5 клапанами, фильтр 8 и крышка 6. Рис. 6. Топливный насос двигателя ЗМЗ-4026: 1 – корпус; 2 – рычаг ручного привода; 3 – уплотнитель; 4 – сетчатый фильтр контрольного отверстия; 5 – нагнетательный клапан; 6 – крышка; 7 – винт крепления крышки фильтра; 8 – сетчатый фильтр; 9 – всасывающий клапан; 10 — тарелка; 11 – головка насоса; 12 – диафрагма; 13 – пружина штока; 14 – шток; 15 – пружина рычага привода; 16 – рычаг привода; 17 – эксцентрик распредвала. |
Привод насоса обеспечивает рычаг 16 от эксцентрика 17 распределительного вала ГРМ. Для ручной прокачки установлен рычаг 2, лыска оси которого при работе двигателя не воздействует на рычаг 16, а при качании рычага 2 перемещает его и диафрагму вверх-вниз.
Д.З.
1. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей.
Стр. 61.
2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 87.