Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«тюменский индустриальный университет»

ТОБОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра электроэнергетики

Контрольная работа

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА

С (П и ПИ) – РЕГУЛЯТОРАМИ СКОРОСТИ И ИДЕАЛЬНЫМ УСИЛИТЕЛЕМ МОЩНОСТИ.

Вариант № 18

Выполнил студент

группы ЭСбз-13

Низовских Е.А.

Проверил:

Рысев П.В.

доцент, к.т.н.

Тобольск 2016

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА

С (П и ПИ) – РЕГУЛЯТОРАМИ СКОРОСТИ И ИДЕАЛЬНЫМ УСИЛИТЕЛЕМ МОЩНОСТИ.

Цель работы: изучение принципа действия, статических и динамических свойств регулируемого электропривода при различных настройках регуляторов.

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

 
  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Структурная схема электропривода приведена на рис. 1,

Рис. 1.

здесь Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru – сопротивление и ток якорной цепи;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru – угловая скорость вала двигателя;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru – момент нагрузки;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru – электромагнитная постоянная времени;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru – конструктивный коэффициент;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru – заданная скорость двигателя;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru – передаточная функция регулятора скорости. Это звено совмещает регулятор и идеальный усилитель мощности.

В случае П-регулятора:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru ;

Структурная схема ПИ-регулятора приведена на рис. 2.

 
  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рис. 2.

Передаточная функция ПИ – регулятора имеет вид:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru ;

Изображение скорости для привода с П-регулятором:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru ;(1)

здесь Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru − электромеханическая постоянная времени двигателя.

По (1) рассчитываются переходные процессы в системе и отсюда же следует выражения механической характеристики электропривода.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru . (2)

 
  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рис. 3.

Система с П – регулятором является статической относительно задающего воздействия и возмущения.

Величина статической ошибки:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru . (3)

Ее можно уменьшить путем увеличения коэффициента усиления регулятора скорости kpc кроме того, увеличение kpc вызывает ускорение (до определенных пределов) протекания переходных процессов. Однако вместе с этим меняется и вид переходных процессов. Если у исследуемого двигателя

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru ,

то апериодический переходный процесс обеспечивается при

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru , (4)

а колебательный переходный процесс – при

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru . (5)

Недостаток привода с П-регулятором – наличие статической ошибки по скорости, которую можно устранить введением в систему ПИ – регулятора. В этом случае изображение по скорости имеет вид:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru . (6)

Из (6) следует, что система обладает астатизмом 1-го порядка относительно задающего воздействия и возмущения.

В отличие от привода с П – регулятором данный привод не сохраняет устойчивость при увеличении коэффициентов усиления ПИ – регулятора kpc, kи.

Для устойчивости системы необходимо

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru . (7)

Моделирование исследуемых электроприводов на ЭВМ производится с помощью приложения «SIMULINK» из состава пакета «MATLAB».

Структурная схема электропривода с П-регулятором и идеальным усилителем мощности приведена на рис. 4.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рис. 4.

Структурная схема состоит из следующих блоков:

1 и 2 – генераторы ступенчатого сигнала;

3 – сумматор;

4 – усилитель;

5 – модель ДПТ;

6 – терминаторы;

7 – виртуальный осциллограф.

Структурная схема электропривода с ПИ – регулятором и идеальным усилителем мощности приведена на рис. 5.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru

Рис. 5.

Структурная схема состоит из следующих блоков:

1 и 2 – генераторы ступенчатого сигнала;

3 и 5 – сумматоры;

4 – усилитель;

6 – интегратор;

7 – модель ДПТ;

8 – терминаторы;

9 – виртуальный осциллогораф.

РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Для привода с П-регулятором (kрс=10) рассчитать величины ω уст, Хуст, результаты расчетов занести в таблицу 1. Исследовать процессы отработки ступенчатого задающего воздействия и наброса нагрузки, контролируя величины Uя(t), iя(t), ω(t). Постройте графики этих величин. Определите значения максимальной величины скорости ωmax, перерегулирование σ, установившееся значение скорости ω уст, время регулирования tp. Результаты занесите в таблицу 1.

2. Для привода с ПИ – регулятором и величин kрс=10; kрс=50 рассчитать величину kи, обеспечивающую устойчивость привода (формула (7)). Повторите исследования по пункту 2. Результаты занесите в таблицу 2.

Таблица 1. Исследование привода с П – регулятором.

Огранич. u Мс, Н∙м kрс u max, В i max, A ω max, с-1 u уст, B i уст, A ω уст, с-1
нет              
есть              

продолжение таблицы 1.

Огранич. u Перерегулирование σ , % Х уст расч., с-1 Х уст мод, с-1 t р, с
нет        
есть        

Таблица 2. Исследование привода с ПИ – регулятором.

Огранич. u Мс, Н∙м k рс k и u max, В i max, A ω max, с-1 u уст, B i уст, A ω уст, с-1
нет              
есть              

продолжение таблицы 2.

Огранич. u Перерегулирование σ , % Х уст расч., с-1 Х уст мод, с-1 t р, с
нет        
есть        

Таблица 2. Исследование привода с ПИ – регулятором.

Огранич. u Мс, Н∙м k рс k и u max, В i max, A ω max, с-1 u уст, B i уст, A ω уст, с-1
нет              
есть              

продолжение таблицы 2.

Огранич. u Перерегулирование σ , % Х уст расч., с-1 Х уст мод, с-1 t р, с
нет        
есть        

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Таблица 3

Вариант Двигатель

Примечание: Параметры двигателей приведены в приложении 1.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Цель работы.

2. Исходные данные.

3. Схема модели с П-регулятором.

4. Расчет величин ωуст , Хуст для модели с П-регулятором.

5. Графики Uя(t), iя(t), ω(t) полученные на модели с П-регулятором.

6. Таблица 1.

7. Схема модели с ПИ-регулятором.

8. Расчет величин ωуст , Хуст, kи для модели с ПИ-регулятором.

9. Графики Uя(t), iя(t), ω(t) полученные на модели с ПИ-регулятором.

10. Таблица 2.

11. Вывод.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Объясните принцип действия, достоинства и недостатки привода с П-регулятором.

2. Объясните назначение блоков структурной схемы рис. 4.

3. Объясните принцип действия, достоинства и недостатки привода с ПИ-регулятором.

4. Какое влияние оказывают величины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru , Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - student2.ru регуляторов на быстродействие и точность привода ?

ЛИТЕРАТУРА.

1. Михайлов О.П. Автоматизированный электропривод станков и промышленных роботов. – М.: Машиностроение, 1990.

2. Зимин Е.Н., Яковлев В.И. Автоматическое управление электроприводами. – М.: Высшая школа, 1979.

3. Справочник по автоматизированному электроприводу / Под ред. В.А. Елисеева. – М.: Энергоатомиздат, 1983.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – Параметры двигателей.

Тип двигателя Мном, Н∙м nном, об/мин Рном, кВт Uном, В Iном, А J, кг∙м2 Тм, с Тя, с
ПБВ-100М 7,16 0,75 0,01 10,3∙10-3 5,3∙10-3
ПБВ-100L 10,5 1,1 0,013 7,6∙10-3 5,75∙10-3
ПБВ-112S 1,1 31,5 0,035 13,2∙10-3 6,75∙10-3
ПБВ-112M 17,5 1,1 0,042 10,1∙10-3 7,3∙10-3
ПБВ-112L 1,1 0,049 8,6∙10-3 7,65∙10-3
ПБВ-132М 2,2 0,188 14,2∙10-3 7,35∙10-3
ПБВ-132L 47,7 3,0 0,238 12,3∙10-3 7,85∙10-3
ПБВ-160М 76,4 4,0 78,5 0,242 8,5∙10-3 10,6∙10-3
ПБВ-160L 5,5 78,5 0,242 7,9∙10-3 11,8∙10-3
ПФВ-160S 143,2 7,5 0,194 9,9∙10-3 2,25∙10-3
ПФВ-160M 0,242 8,5∙10-3 1,6∙10-3
ДК1-1,7-100АТ 1,7 0,18 2,1∙10-3 25∙10-3 2,5∙10-3
ДК1-2,3-100АТ 2,3 0,24 7,5 2,7∙10-3 20∙10-3 3∙10-3
ДК1-3,5-100АТ 3,5 0,37 7,5 2,85∙10-3 15∙10-3 3,5∙10-3
ДК1-5,2-100 5,2 0,55 6,5 3,9∙10-3 10∙10-3 5,3∙10-3
ДПУ87-75-23 0,7 0,075 4,5 0,21∙10-3 9∙10-3 1,5∙10-3
ДПУ127-220-1-30 2,1 0,22 2,8∙10-3 25∙10-3 3,2∙10-3
ДПУ127-450-2-57 4,3 0,45 4,9∙10-3 15∙10-3 3,8∙10-3
4ПБМ112МГ04 6,2 5,7 0,015 96,7∙10-3 5,9∙10-3
2ПБМ112LГ04 6,11 0,9 10,1 0,018 68,8∙10-3 6,036∙10-3

Наши рекомендации