Пример выполнения задания №2

Диск радиуса Пример выполнения задания №2 - student2.ru м вращается вокруг касательной O1O2 (рис. 2.2) с угловой скоростью Пример выполнения задания №2 - student2.ru (рад/c). По ободу диска движется точка M согласно уравнению Пример выполнения задания №2 - student2.ru (м).

Определить абсолютные скорость и ускорение точки в момент времени Пример выполнения задания №2 - student2.ru (c).

 
  Пример выполнения задания №2 - student2.ru

Решение. Выберем неподвижную и подвижную системы отсчета. Неподвижную систему отсчета Сxyz связываем с неподвижным телом, отмеченным на рис. 2.3 штриховкой. Подвижную систему отсчета Пример выполнения задания №2 - student2.ru связываем с диском (переносящим телом), который вращается с переносной угловой скоростью Пример выполнения задания №2 - student2.ru .

Таким образом, окружность радиуса Пример выполнения задания №2 - student2.ru м – относительная траектория точки М, а уравнение Пример выполнения задания №2 - student2.ru – уравнение относительного движения точки.

  Рис. 2.3
М
Пример выполнения задания №2 - student2.ru

Расчет скоростей

Положение точки М при Пример выполнения задания №2 - student2.ru c определяется центральным углом:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru (рад),

что соответствует 120o(см. рис. 2.3).

Относительная скорость точки М равна:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru

При Пример выполнения задания №2 - student2.ru c

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с.

Вектор Пример выполнения задания №2 - student2.ru направлен по касательной к относительной траектории – окружности (см. рис. 2.3).

Переносную скорость Ve точки М определим как абсолютную скорость точки Пример выполнения задания №2 - student2.ru диска, с которой в момент времени Пример выполнения задания №2 - student2.ru c совпала движущаяся точка М. Имеем:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru .

При Пример выполнения задания №2 - student2.ru c

Пример выполнения задания №2 - student2.ru рад/с, Пример выполнения задания №2 - student2.ru м.

Окончательно:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с.

Вектор Пример выполнения задания №2 - student2.ru направлен перпендикулярно плоскости диска в положительном направлении оси Сх (см. рис. 2.3).

По теореме о сложении скоростей:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru (2.1)

В рассматриваемом примере векторы относительной и переносной скоростей взаимно перпендикулярны, следовательно, модуль абсолютной скорости можно определить по теореме Пифагора:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с.

Модуль абсолютной скорости Va точки М можно также определить методом проекций. Проецируя обе части векторного равенства (2.1) на неподвижные оси координат, имеем:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с,

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с,

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с.

Тогда

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с.

Направляющие косинусы вектора Пример выполнения задания №2 - student2.ru равны:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru Пример выполнения задания №2 - student2.ru Пример выполнения задания №2 - student2.ru .

Расчет ускорений

Запишем векторное равенство, выражающее теорему о сложении ускорений при вращательном переносном движении

Пример выполнения задания №2 - student2.ru (2.2)

где Пример выполнения задания №2 - student2.ru и Пример выполнения задания №2 - student2.ru – нормальная и касательная составляющие переносного ускорения точки, Пример выполнения задания №2 - student2.ru и Пример выполнения задания №2 - student2.ru – нормальная и касательная составляющие относительного ускорения точки, Пример выполнения задания №2 - student2.ru – ускорение Кориолиса.

Переносное вращение происходит с угловым ускорением:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru .

При Пример выполнения задания №2 - student2.ru c

Пример выполнения задания №2 - student2.ru рад/с2.

Векторы Пример выполнения задания №2 - student2.ru и Пример выполнения задания №2 - student2.ru направлены в одну сторону вдоль оси вращения O1O2 (см. рис. 2.3).

Переносное нормальное ускорение Пример выполнения задания №2 - student2.ru точки М равно абсолютному нормальному ускорению точки Пример выполнения задания №2 - student2.ru диска:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с2.

Вектор Пример выполнения задания №2 - student2.ru направлен вдоль прямолинейного отрезка МЕ к оси вращения диска (см. рис. 2.3).

Переносное касательное ускорение Пример выполнения задания №2 - student2.ru точки М равно абсолютному касательному ускорению точки Пример выполнения задания №2 - student2.ru диска:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с2.

Направление вектора Пример выполнения задания №2 - student2.ru совпадает с направлением вектора Пример выполнения задания №2 - student2.ru , так как векторы Пример выполнения задания №2 - student2.ru и Пример выполнения задания №2 - student2.ru направлены в одну сторону (см. рис. 2.3).

Относительное нормальное ускорение Пример выполнения задания №2 - student2.ru точки М определяем по формуле:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с2.

Относительное касательное ускорение Пример выполнения задания №2 - student2.ru точки М равно производной по времени от относительной скорости Пример выполнения задания №2 - student2.ru :

Пример выполнения задания №2 - student2.ru

При Пример выполнения задания №2 - student2.ru c

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с2.

Направление вектора Пример выполнения задания №2 - student2.ru совпадает с направлением вектора Пример выполнения задания №2 - student2.ru (см. рис. 3.3).

Вектор Пример выполнения задания №2 - student2.ru направлен вдоль радиуса к центру диска (см. рис. 2.3).

Модуль ускорения Кориолиса точки М находим по формуле:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с2.

Ускорение Кориолиса, определяемое векторным произведением:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru

направлено перпендикулярно плоскости диска в отрицательном направлении оси Сх (см. рис. 2.3).

Проецируя обе части векторного равенства (2.2) на оси координат, находим:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с2,

м/с2,
Пример выполнения задания №2 - student2.ru

м/с2.
Пример выполнения задания №2 - student2.ru

Модуль ускорения точки М равен:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru м/с2.

Направляющие косинусы вектора Пример выполнения задания №2 - student2.ru равны:

Пример выполнения задания №2 - student2.ru Пример выполнения задания №2 - student2.ru Пример выполнения задания №2 - student2.ru .

ЗАДАНИЕ № 3 ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА

Содержание задания №3

1. Построить положение механизма (вариант схемы выбрать из рис. 3.1) по заданным размерам и углам, приведенным в табл. 3.1.

Примечание. В вариантах 2, 3, 9, 15, 16, 21, 24, 25, 27 заштрихованные треугольники считать равносторонними, в вариантах 11, 23, 29 плоскую фигуру считать прямоугольником, а в вариантах 8, 14, 19 – круговым диском, катящимся без скольжения.

2. По заданной угловой скорости ведущего звена, для заданного положения механизма определить линейные скорости всех изображенных точек и угловые скорости его звеньев.

3. По найденным величинам угловых скоростей звеньев и заданной величине углового ускорения ведущего звена, определить линейные ускорения точек, изображенных на схеме, и угловые ускорения звеньев механизма.

Наши рекомендации