Динамические характеристики

Для описания динамических свойств двигателя используем систему уравнений (1), (2), (3), (6), которые после преобразований представим в виде:

uв=(1+Tвp)iвRв,

uя=(1+Tяp)iяRя+KΦω,

Jdω/dt=KΦiя−Mс, (36)

где: p=d/dt – оператор дифференцирования; Tв=Lв/Rв, Tя=Lя/Rя – электромагнитные постоянные времени обмотки возбуждения и якорной обмотки соответственно.

Полученную систему уравнений необходимо дополнить уравнением связи потока двигателя с током возбуждения. Как известно из теории электрических машин, из-за влияния насыщения магнитной системы эта связь нелинейная и имеет вид рис. 7. а. С целью лучшего использования железа машина проектируется так, чтобы в номинальном режиме рабочая точка находилась на перегибе кривой намагничивания.

Динамические характеристики - student2.ru

Рис. 7. Реальная и аппроксимированная зависимости потока от тока возбуждения

Для аналитического описания модели заменим реальную кривую намагничивания аппроксимированной (рис. 7. б). Тогда зависимость потока от тока возбуждения можно записать выражениями:

Φ=k1iв если |iв|≤|iн|,

Φ=Φн если |iв|>|iн|. (37)

На основании системы уравнений (36) и (37) структурную схему двигателя постоянного тока как динамической системы можно представить в виде рис. 8.

Динамические характеристики - student2.ru

Рис. 8. Полная структурная схема двигателя постоянного тока
как динамической системы

Из структурной схемы можно заключить, что двигатель постоянного тока является существенно нелинейной системой, имеющей два типа нелинейности – ограничение и умножение. Входными координатами, которыми осуществляется управление, являются Uя и Uв.

На практике чаще всего используют упрощенную модель. Это объясняется тем, что в автоматическом приводе в основном используется якорное управление, более того, все большее применение находят двигатели с возбуждением от постоянных магнитов. При этом поток двигателя можно считать постоянным и структурная схема двигателя получает вид рис. 9.

Динамические характеристики - student2.ru

Рис. 9. Структурная схема двигателя при постоянном потоке

Из этой структурной схемы можно найти передаточные функции двигателя

по управлению W1(p)=ω(p)/U(p), W2(p)=M(p)/U(p)

и по возмущениюW3(p)=ω(p)/Mс(p).

Для этого воспользуемся известными правилами преобразования структурных схем. В результате получим

Динамические характеристики - student2.ru (38)

Назовем Tм=JRя/(KΦ)2 механической постоянной времени двигателя и напомним, что kω=1/(KΦ) – передаточный коэффициент двигателя по управлению при регулировании скорости. С учетом принятых обозначений имеем:

Динамические характеристики - student2.ru (39 а)

Динамические характеристики - student2.ru (40 а)

Динамические характеристики - student2.ru (41 а)

где kμ=KΦ/Rя – передаточный коэффициент двигателя по управлению при регулировании момента, kв=−Rя/(KΦ)2 – передаточный коэффициент по возмущению.

Можно отметить, что полученные ранее коэффициенты kω и kμ, из выражений (16) и (17) совпадают с их значениями, полученными методом структурных преобразований в настоящем пункте.

По виду передаточных функций можно заключить, что двигатель является динамическим звеном второго порядка.

Известно, что переходные процессы в таком звене будут апериодическими, если корни его характеристического уравнения вещественные, и колебательными, если корни комплексные.

Напомним, что корни характеристического уравнения находятся путем приравнивания нулю знаменателя передаточной функции. Отсюда имеем

Динамические характеристики - student2.ru (42)

С учетом последнего выражения можно отметить, что переходный процесс будет апериодическим, если Tм>4Tя.

В противном случае переходный процесс колебательный, что в реальности практически не встречается.

Можно отметить также, что при выполнении условия Tм≥10Tя с достаточной степенью точности характеристическое уравнение можно представить в виде произведения двух полиномов, т.е. передаточные функции могут быть записаны в виде

Динамические характеристики - student2.ru (39 б)

Запись передаточных функций двигателя в виде (39 б) оказывается удобной при синтезе систем управления приводом.

В некоторых случаях постоянной времени якорной цепи можно пренебречь. Тогда двигатель можно представить динамическим звеном первого порядка, а передаточные функции получат вид:

W1(p)=kω/(Tмp+1), (39 в)

W2(p)=kμTмp/(Tмp+1), (40 б)

W3(p)=kв/(Tмp+1). (41 б)

По структурной схеме двигателя (рис. 9) можно также составить дифференциальное уравнение движения привода, решение которого даст уравнения переходных процессов для скорости, момента и тока.

Самостоятельно разобрать:

Наши рекомендации