Задачи,принципы и нормативная база социальной оценки условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится в организациях только второй год, с 2014 г. При изучении нормативных документов стоит помнить, что они в настоящее время ещё дорабатываются. В целом логика разработчиков понятна: передать всё, что касается трудовых отношений в ведение Минтруда, и снизить количество льготников, к которым стали относить чуть ли не офисных сотрудников. Однако в нюансах возможны изменения.
СОУТ: нормативно-методическая база
Базовым нормативно-правовым документом для СОУТ является Трудовой кодекс, в котором указывается на необходимость внесения условий труда в трудовой договор. Подробно специальная оценка регламентирована в профильном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. Деятельность лабораторий по измерению вредных факторов урегулирована ФЗ Об аккредитации от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ. Регионального законодательства, например, ЯНАО, по спецоценке нет.
Правительство определяет только списки рабочих мест. Ранее подобные перечни подразумевали автоматическое признание соответствующей должности или профессии «вредной» и предоставление льгот и компенсаций. Сейчас «вредные» списки не отменены, но льготы положены согласно установленным в ходе специальной оценки классам условий труда. На настоящий момент правительство перечислило рабочие места, которые имеют особенности в процессе СОУТ.
Ведомственный уровень представлен приказами Минтруда, утверждающими методики, регламенты, особенности. Нормативы вредных факторов обобщены в Методике проведения спецоценки (приказ Минтруда от 24.01.2014 г. № 33н). Частично установлены новые значения, частично использованы данные из СанПиНов и СП. В дальнейшем Минтруда планирует ввести полностью свои нормы для специальной оценки; требования к условиям труда при этом становятся менее жёсткими.
Специальная оценка условий труда: роль государственных инстанций
Основной государственный орган, регламентирующий спецоценку, — Министерство труда и социальной защиты; а его структурное подразделение — Роструд — контролирует выполнение нормативных требований. В Минтруда ведётся реестр фирм-оценщиков, соответствующих ФЗ о специальной оценке.В частности, там под номером 2298 зарегистрировано ООО «Прометей», получившее право проверять условия труда по новому закону в конце 2014 г.
Таблица — Государственные органы, связанные со специальной оценкой условий труда
Орган | Функции | Проверка | Отчётность | Финансирование |
Минтруда | — разработка правил и нормативов; — регистрация фирм и экспертов-оценщиков | — фирм и экспертов перед внесением в реестр | нет | нет |
Роструд | — контроль за деятельностью оценщиков; — контроль работодателей в трудовых правоотношениях | — оценщиков на качество специальной оценки; — работодателей на соблюдение ФЗ о СОУТ; — иски на взыскание штрафов | отчёт о спецоценке | нет |
Росаккредитация | — регистрация испытательных лабораторий; — контроль над их деятельностью | — лабораторий на соответствие нормативам | нет | нет |
Роспотребнадзор | — контроль за условиями труда по своим нормативам (не специальная оценка) | — работодателей на соблюдение санитарно-гигиенических нормативов | нет | нет |
ФСС | — специальное социальное страхование работающих во вредных условиях | нет | сведения о классах условий труда | зачёт расходов на СОУТ в качестве взносов |
ПФР | — особое пенсионное обеспечение "вредников" | нет | то же | нет |
Специальная оценка условий труда: права и обязанности участников
ФЗ о СОУТ в качестве участников процедуры выделяет работодателя, работников и оценщиков.
Меньше всего прав и обязанностей у работников: они могут присутствовать при проверке условий труда на своём рабочем месте и обязаны ознакомиться с установленным классом вредности. Кроме того, эксперты должны прислушаться ко мнению сотрудников о возможных вредных факторах, а работодателю следует разъяснять непонятные вопросы.
Больше всего обязанностей у работодателя: предприятию положено организовать специальную оценку, в том числе предоставив оценщикам требующуюся информацию и доступ к рабочим местам, и оплатить её из своего бюджета. Кроме того, обязательно ознакомить работников с результатами и передать данные в Роструд, ФСС, ПФР.
Оценщики вправе выбрать лабораторию для испытаний; предложить вместо измерений данные производственного контроля. От них требуется иметь и показывать все необходимые сертификаты, проводить исследования аттестованными методами с помощью поверенных средств измерения. Кроме того, они должны отказаться от оценки, если работодатель не даёт информацию о рабочих местах и доступ к ним.