В отношении ремонта СПБУ «Кольская» в порту г. Магадан
Особенно хочу обратить внимание суда на присутствующие в деле документы, касающиеся проведения ремонтных работ в порту г. Магадан. Эти ремонтные работы, по моему мнению, заслуживают отдельного разбирательства, потому что техническое состояние корпуса буровой сильно влияет на последствия принятых решений. По моему мнению, если бы корпус СПБУ был в надлежащем состоянии, то последствия любых решений, в том числе и противозаконных и противоречащих правилам были бы не такими ужасными. Это в подтверждает в своем допросе имеющий большой опыт эксплуатации СПБУ, бывший ее капитан Абдуллин Ш.Н.
В частности в процессе нашего судебного разбирательства выяснилось, что в процессе производства ремонтных работ на СПБУ в порту г. Магадан под личным наблюдением зам. генерального по флоту ОАО «АМНГР» - назначенного лица компании отвечающего за безопасность Васецкого В.А. при участии инженера-инспектора Магаданского участка Северо-Восточного отделения Дальневосточного филиала РМРС Танина К. И. были допущены грубейшие нарушения технологии ремонтных работ, а также имеются признаки хищения средств государственного ОАО «АМНГР».
В частности среди материалов, полученных с Дальнего востока и не приобщенных к делу № 800349, но осмотренных в судебном заседании имеются акты приемки работ выполненных ООО «Полимер»:
Акт № 43 от 16 июня 2011 «Определение границ трещин танков согласно тех.указания»;
Акт № 47 от 19 августа 2011 «Установка пластин и брекетов на трещины внутренней части танков, согласно тех.указанию.»;
Акт № 50 от 23 августа 2011 «Наружний ремонт 3-его танка»;
Акт № 51 от 23 августа 2011 «Наружний ремонт танков № 30;31;2 СБПУ "Кольская"».
Подтверждая качество и факт производства работ, подписывал эти акты капитан СПБУ «Кольская» А.С. Козлов, заказчиком работ выступал Москвин Ю. Л. - начальник отдела технической эксплуатации и ремонта флота (СТЭ и РФ), который и утверждал оплату.
Однако по показаниям свидетелей, многие трещины корпуса в нарушение рекомендаций и без предъявления специалистам РМРС были заварены сварщиками Трансшельфа, часть работ были проведены силами судового экипажа, не имеющим необходимого допуска и квалификации, надлежащей дефектоскопии и определения границ трещин не было сделано, бракеты не устанавливались, многие работы проводило ООО «Полимер» неизвестно имеющее ли сертификаты и допуски к проведению корпусных работ.
Однако несуществующие или некачественные работы «закрывались» актами и оплачивались. Многие трещины были заварены с нарушением технологии и вероятно сокрыты от специалиста РМРС.
После многократных неудачных попыток заварить металл корпуса руководство ОАО «АМНГР» пригласило специалистов Амурского СРЗ, которые в процессе производства работ неоднократно ставили в известность зам. генерального директора по флоту – назначенного лица компании ответственного за безопасность Васецкого В.А., инженера-инспектора Магаданского участка Северо-Восточного отделения Дальневосточного филиала РМРС Танина К. И., капитана СПБУ Козлова А.С. о недопустимости такого ремонта.
Многими работами по ремонту корпуса, методами, противоречащими рекомендациям РМРС, которые являются обязательными для исполнения, руководил начальник СПБУ Коваленко А.И. и старпом Щуров В.А.
Факты проведения не качественного ремонта, сокрытия существенных нарушений конструкции СПБУ нашли свое подтверждение как в результате допросов свидетелей в суде, так и при оглашении целого ряда документов, о чем имеют полное представление присутствовавшие во время заседаний государственные обвинители, представители Мурманской транспортной прокуратуры Леденёв А.Н. и Мошковский Н.Н.
Думаю, что на сегодняшний момент показаний свидетелей – сотрудников Амурского СРЗ, существующих Актов приемки работ уже достаточно для предъявления обвинения заместителю генерального директора по флоту – назначенному лицу компании ответственному за безопасность Васецкому В.А., инженеру-инспектору Магаданского участка Северо-Восточного отделения Дальневосточного филиала РМРС Танину К. И., руководителям среднего звена Коваленко А.И. и Щурову В.А., а также для рассмотрения степени участия погибшего капитана Козлова А.С.
В связи с выяснением этих обстоятельств я считаю, что тут имеется состав преступления. Поэтому я написала письмо в Прокуратуру и СК с просьбой принять меры к возбуждению уголовного дела по фактам нарушения законодательства при проведении ремонтных работ на СПБУ «Кольская» в порту г. Магадан, и предъявить обвинения указанным лицам по подозрению в совершении преступления предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.
В отношении принятия решения о перегоне СПБУ «Кольская»
Пытаясь разобраться, кто же принял решение о перегоне СПБУ, я выяснила, что решение о проведении перегона СПБУ «Кольская» в нарушение запрета связанного с сезонными ограничениями проведения буксировочных работ СПБУ «Кольская», которые прописаны в информации об остойчивости и классификационном свидетельстве СПБУ, которое выдал РМРС, и вопреки инструкциям и рекомендациям, с пассажирами на борту, принималось задолго до трагедии непосредственно Мелеховым Ю.С. и Васецким В.А.
Уже в процессе разбирательства в суде факт принятия такого решения нашел свое подтверждение как в результате допросов свидетелей в суде, так и при оглашении целого ряда документов.
В частности, в ходе судебного заседания от 27 августа 2015г. Азбель О. В., являвшаяся, на момент трагедии, начальником коммерческого отдела АМНГР, показала, что еще на совещании с ООО «Газфлот» (заказчиком на бурение) в Москве 15 ноября 2011 года обсуждался договор на аренду ледокола "Магадан" – Touhair и руководители АМНГР знали, и безусловно учитывали, что сезонные ограничения существуют.
Кроме того контракт № 33600/53-11 от 08 апреля 2011г., заключённый между ОАО «АМНГР» и ООО «Газфлот» при условии начала работ по бурению в период с 07 по 10 июля 2011г., и продолжительности работ в 124 дня предусматривал окончание работ в период с 07 по 10 ноября 2011г, что в соответствии с Международной конвенцией о грузовой марке соответствует зимнему сезону Охотского моря для судов такого класса.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что при решении вопроса о заключении контракта на бурение в апреле 2011 г. и договора на аренду ледокола "Магадан" в ноябре 2011 года и.о. генерального директора ОАО «АМНГР» Мелехов Ю.С. и заместитель генерального директора – назначенное лицо компании, отвечающее за безопасность Васецкий В.А. сознательно пошли на нарушение сезонных запретов на буксировку установки, что в конечном итоге и привело к крушению СПБУ «Кольская» и гибели 53 человек.
Выяснив это, - я направила в Генеральную прокуратуру и СК письмо с просьбой привлечь к ответственности Мелехова Ю.С. и Васецкого В.А. по подозрению в совершении преступления предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.