Суставно- мышечная, проприоцептивная, чувствительность – проецируется в постцентральную и предцентральную извилины.
9) Теменная область коры относится к ассоциативным зонами способствует установлению связей между различными зонами коры и играют большую роль в формировании условных рефлексов.
Белое вещество полушарий образует белый полуовальный центр, который состоит из отростков нейронов и клеток нейроглии, отростки нейронов объединяются в волокна . различают 3 вида волокон:
- ассоциативные нервные волокна соединяют друг с другом разные участки коры в пределах одного полушария. Короткие волокна связывают между собой соседние извилины в пределах одной доли, а длинные соединяют участки коры в различных долях одного полушария.
- комиссуральные (спаечные) нервные волокна соединяют симметричные участки обоих полушарий и образуют спайки (комиссуры). Наибольшее количество комиссуральных волокон входит в состав мозолистого тела.
Срединная часть мозолистого тела носит название ствола. Преедние отделы его загибаются книзу, образуя колено мозолистого тела, ниже мозоистое тело истончается и переходит в клюв. Задние отделы мозолистого тела утолщаются и заканчиваются свободно в виде валика. От нижней поверхности мозолистого тела в средней его части отделяется тонкая белая пластинка – тело свода. Постепенно отделяясь от мозолистого тела и образуя дугообразный изгиб вперед и книзу, тело продолжается в столб свода, который заканчивается сосцевидным телом, сзади в ножки свода. Между столбами свода поперечно проходит пучок нервных волокон, заметный на срезе в виде белого овала,- это передняя спайка мозга. Столбы свода окружают тонкую пластинку мозгового вещества – прозрачную перегородку.
- проекционные нервные волокна соединяют полушария с нижележащими отделами головного мозга и спинным мозгом, т. е. представляют собой проводящие пути. Они проводят нервные импульсы как восходящего (к коре), так и нисходящего направления (к нижележащим центрам) , значит обеспечивают связь полушарий со всем рецепторным аппаратом и со всеми рабочими органами.
Лимбическая система
Лимбической системой называют наиболее древнюю часть коры большого мозга, расположенную на медиальной (внутренней ) стороне больших полушарий. Лимбическую систему составляют: поясная извилина, гипокамп, парагиппокампальная извилина, свод, миндалевидное тело, прозрачная перегородка. Чем более развито животное , тем меньшую часть занимает лимбическая система.
Функции лимбической системы:
1. участие в регуляции вегетативных функций ( АД, дыхание, движение пищеварительного тракта, тонус матки и мочевого пузыря, поддержание гомеостаза)
2. регуляция поведенческих реакций организма
3. формирование и регуляция эмоций и мотивации
4. формирование и проявление памяти.
Разрушение лимбической системы приводит к нарушению поведения (агрессивность , реакции ярости или наоборот спокойствие), изменяется половое поведение.
Ассоциативные зоны коры
Проекционные зоны коры занимают небольшой участок поверхности коры полушарий. Остальная часть занята так называемыми ассоциативными зонами. Нейроны этих областей не связаны ни с органами чувств, ни с смыщцами, они осуществляют связь между различными областями коры, интегрируя, объединяя все поступающие в кору импульсы в целостные акты научения (чтение, речь, письмо), логического мышления, памяти, обеспечивая возможность целесообразной реакции поведения.
При нарушениях ассоциативных зон появляются агнозия– неспособность узнавания и апраксия– неспособность производить заученные движения (не помнит как делать). Например, стереоагнозия выражается в том, что человек не может найти на ощупь у себя в кармане ни ключа, ни коробки спичек. Хотя зрительно он их сразу узнаёт. При повреждении наружной поверхности затылочной доли- ассоциативной зрительной зоны, зрение сохраняется, но наступает расстройство узнавания (зрительная агнозия). Больной будучи грамотным, не может прочесть написанное, узнаёт знакомого человека после того как заговорит. При повреждении участков коры слуховой зоны может наступить слуховая агнозия:человек слышит, но перестаёт понимать значение слов.
В случае нарушения речевых ассоциативных зон коры возможна афазия – потеря речи. Афазия может быть моторной и сенсорной. Моторная афазия возникает при поражении задней трети нижней лобной извилины слева, так называемого центра Брока (этот центр находится у правшей только в левом полушарии). Больной понимает речь, но сам говорить не может.
При аграфии человек разучивается писать, при апраксии- производить заученные движения: зажечь спичку, застегнуть пуговицу.
Роль каждого полушария в их совместной деятельности неодинакова. Если у правшей левое полушарие превалирует в двигательных функциях организма, то правое – в чувствительных. (напомним, что левое полушарие иннервирует мышцы правой половины тела и получает информацию от рецепторов правой стороны; левая половина тела иннервируется правым полушарием.)
Наиболее ярко выявляется двигательная асимметрия мозга: правые рука и нога у правшей сильнее, ловчее и точнее в движениях, чем левые. Большинство людей являются правшами.
Левое полушарие у правшей обеспечивает понимание и формирование устной и письменной речи, математические способности и отвлеченное, словесное, логическое мышление(поражение его сопровождается афазией и аграфией) т.е левое полушарие - интелектуальное. Правомунеграмотному полушарию свойственно образное, конкретное мышление. Музыкальные и художественные способностиопределяются в основном функцией правого «эмоционального» полушария.
Подмеченное И,П,Павловым деление людей на «мыслителей» и «художников», т.е. лиц с преобладанием логического и образного типа мышления, связано с преобладанием функции соответствующего полушария.