Выбор размерной группы вкладышей 2 страница
11 Проследите электропроводку двига
теля/трансмиссии до соединителей на
левой стороне моторного отсека. Отклю
чите соединители и открутите болт креп
ления ремня заземления. Открутите кре
пежные скобы жгута проводов от кузова,
затем освободите жгут, чтобы электро
проводку можно было удалить вместе с
силовым агрегатом. Сделайте это и на
правой стороне, но заметьте, что для
доступа к болту крепления ремня зазем
ления необходимо удалить крышку бло
ка предохранителей (см. иллюстрации).
12 Открутите насос рулевого усилителя
и сместите его от двигателя, не отсоеди
няя шланги (см. Раздел 10). Открутите
болт крепления и освободите крепеж
ную скобу шланга рулевого усилителя от
впускного коллектора.
13 На ранних моделях, у которых при
вод спидометра подсоединен к гидро
проводу рулевого усилителя, ослабьте
хомуты и отсоедините шланги от привода (см. Раздел 7). Закупорьте концы шлангов и соединительные муфты привода, чтобы минимизировать потерю жидкости и предотвратить попадание грязи в блок.
14 На моделях, оборудованных воздуш
ным кондиционером, снимите вспомога
тельный приводной ремень (см. Раздел
1), затем открутите компрессор и смес
тите его от двигателя. Подвяжите комп
рессор к кузову, не отсоединяйте трубки
с хладагентом (см. предупреждения в
Разделе 3).
15 Снимите шпильки и шайбы, крепя
щие тросики выбора передач к рычагам
трансмиссии (см. Раздел 7), затем откру
тите болты крепления и отделите кронш
тейн тросиков от верхней стенки транс
миссии.
16 В направлении от главного цилиндра
освободите шланг/трубку гидропривода
сцепления (см. Раздел 6). Открутите бол
ты крепления исполнительного цилинд
ра и отведите его вместе с трубкой/шлан-
гом от трансмиссии. Полностью
втолкните штангу в исполнительный
цилиндр и закрепите ее в этом положе
нии тугой резинкой или стяжкой (чтобы
поршень не смог случайно выскочить
под усилием пружины).
Предупреждение: Пока цилиндр не будет установлен на трансмиссию, не нажимайте на педаль сцепления.
17 Действуя как описано в Разделе 8,
разъедините внутренние приводные валы
от промежуточных валов и трансмиссии.
Обратите внимание, что полностью сни-
мать приводные валы нет необходимости, их можно оставить присоединенными к ступицам.
Примечание: Следите за тем, чтобы валы не висели под собственным весом, иначе могут быть повреждены ШРУСы/ защитные чехлы.
18 Подведите специальную лебедку к
моторному отсеку, присоедините ее к монтажным проушинам двигателя/трансмиссии и слегка приподнимите силовой агрегат.
19 Ослабьте и снимите сквозной болт из
заднего подвеса двигателя/трансмиссии.
Где необходимо, также открутите крон
штейн от правой стороны подвеса.
20 Открутите сквозной болт с шайбой,
крепящий монтажную связь переднего
подвеса к двигателю/трансмиссии и уда
лите специальную гайку из кронштейна
подвеса.
21 Открутите сквозной болт с левого
подвеса, затем открутите крепежные гай
ку/болт и снимите подвес.
22 Открутите сквозной болт, затем откру
тите крепежные гайки и снимите сборку
правого подвеса с кожуха трансмиссии.
23 Еще раз проверьте, чтобы компонен
ты, которые могут мешать снятию дви
гателя/трансмиссии с автомобиля, были
удалены или отсоединены, а приводные
валы надежно подвязаны на шпагате.
24 Поднимите силовой агрегат из мо
торного отсека, стараясь не повредить
окружающие компоненты (см, иллюст
рацию).
25 Опустите блок на землю перед авто
мобилем.
Общие процедуры переборки двигателя
Разделение
26 Разместите силовой агрегат на вер
стаке или на чистом полу и подоприте
его деревянными брусками.
27 Открутите монтажные болты и сни
мите промежуточный вал с задней части
блока цилиндров (см. Раздел 8).
28 Открутите болты крепления и сни
мите нижнюю крышку маховика с транс
миссии.
29 Открутите болты крепления и сни
мите стартер (см. Раздел 5).
30 Отверните болты крепления транс
миссии к двигателю. Запомните место
положение каждого болта (и закреплен
ных ими кронштейнов).
31 Осторожно отделите трансмиссию от двигателя, не допуская провисания коробки на первичном валу.
32 Если направляющие штифты сидят
свободно, снимите их, чтобы при сборке
установить по месту.
Установка
33 Если двигатель и трансмиссия был
разделены, выполните действия, описан
ные ниже в пунктах 34-40. Иначе сразу
же переходите к пункту 41.
34 Убедитесь, что пазы в диске сцепле
ния и входном вале трансмиссии чис
тые и сухие. Нанесите небольшое коли
чество высокотемпературной смазки
(например, Urea Grease UM264) на ось
вилки выключения сцепления и контак
тные поверхности вилки, подшипника и
картера трансмиссии. Смазки должно
быть умеренное количество, иначе она
может попасть на фрикционный диск
сцепления.
35 Убедитесь, что установочные штыри
вставлены на прежние места и компонен
ты механизма выключения сцепления ус
тановлены правильно (см. Раздел 6).
36 Аккуратно соедините трансмиссию с
двигателем. Следите за тем, чтобы транс
миссия не опиралась своим весом на вход
ной вал.
37 Вкрутите на свои места болты креп
ления трансмиссии к двигателю и заж
мите их регламентированным усилием
затяжки.
38 Установите стартер и закрепите его,
завернув монтажные болты усилием за
тяжки, регламентированным Специфи
кациями (см. Раздел 5).
39 Установите нижнюю крышку махо
вика на трансмиссию и зажмите ее болты
крепления с требуемым усилием.
40 Установите промежуточный вал и
зажмите болты его кронштейна усилием
затяжки, регламентированным Специфи
кациями (см. Раздел 8).
Примечание: Перед установкой вала рекомендуется заменить сальник приводного вала (см. Раздел 7).
41 Подсоедините лебедку и подъемное
устройство к монтажным проушинам
двигателя. С помощью ассистента под
нимите силовой агрегат над моторным
отсеком.
42 Наклоняйте блок по мере необходи
мости, чтобы не зацепить прилегающие
компоненты, и опустите сборку в мотор
ный отсек.
43 Совместите двигатель/трансмиссию
с передним и задним подвесами.
44 Установите правый подвес на транс
миссию, вставьте сквозные болты и на
живите обе монтажные гайки.
45 Установите левый подвес, вставьте
сквозной болт и наживите монтажную
гайку.
46 Вставьте специальную гайку перс-
дней монтажной связи в паз кронштей
на, затем установите сквозной болт с
шайбой и слегка зажмите его.
47 Установите сквозной болт заднего подвеса и зажмите его вручную. Где необходимо, установите кронштейн на подвес.
48 Качните двигатель, чтобы уладить
положение компонентов подвесов, за
тем в следующей последовательности
зажмите все монтажные гайки и болты
усилием затяжки, регламентированным
Спецификациями:
1 Гайка и болт левого подвеса к крон
штейну.
2 Гайки правого подвеса к трансмис
сии.
3 Сквозной болт левого подвеса.
4 Сквозной болт правого подвеса.
5 Сквозной болт заднего подвеса, гай
ка и болт кронштейна (где имеется).
6 Сквозной болт переднего подвеса.
49 Когда все монтажные гайки и болты
будут зажаты с требуемым усилием, от
соедините лебедку от силового агрегата.
50 Далее процедура установки прово
дится в обратном порядке, с учетом сле
дующего:
a) Убедитесь в том, что вся электро
проводка правильно проложена, зак
реплена всеми скобами и стяжками,
и наделено подключена.
b) Перед соединением правого привод
ного вала с трансмиссией замените
сальник вала (см. Раздел 7).
Ь) Правильно подсоедините все потревоженные шланги и надежно закрепите их хомутами.
d) Установите исполнительный ци
линдр и надежно закрепите трубку/
шланг гидросистемы всеми необхо
димыми скобами. В заключение, про
верьте функционирование сцепления
(см. Раздел 6).
e) Подсоедините тросики выбора пе
редач к трансмиссии, используя но
вые шпильки и проведите регулиров
ку, как описано в Разделе 7.
j) Отрегулируйте тросик педали газа (см. Раздел 4).
g) Заполните двигатель и трансмиссию нормативным количеством масла (см. Раздел 1).
h) Заполните систему охлаждения (см. Раздел 1).
i) На ранних моделях, у которых привод спидометра подсоединен к гидропроводу рулевого усилителя, прокачайте гидросистему (см. Раздел 10).
Двигатель/автоматическая
трансмиссия- снятие, разделение и установка
Снятие
Примечание: Двигатель снимается с автомобиля только в сборе с трансмиссией; после чего их можно разделить для ремонтных работ.
1 Выполните действия, описанные в
пунктах 1-14 из Главы 4.
2 Промаркируйте шланги охладителя
трансмиссионной жидкости и их соеди
нительные муфты на передней части кар
тера трансмиссии. Передавите шланги
зажимами, затем ослабьте хомуты и от
соедините шланги от трансмиссии. Заку
порьте открытые концы.
3 Открутите винты крепления и сни
мите монтажную пластину тросика пе
реключения с основания блока транс
миссии (см. Раздел 7). Отогните язычки
блокирующей пластины, затем открути
те болт крепления и отделите рычаг вы
бора от вала трансмиссии. Удалите бло
кирующую пластину и отведите тросик
от трансмиссии.
4 Снимите силовой агрегат как описа
но в пунктах 17-25 из Главы 4. Следите за
тем, чтобы не потерялись резиновые изо
лирующие шайбы, которые установле
ны на верхнем конце передней монтаж
ной связи.
Разделение
5 Разместите силовой агрегат на вер
стаке или на чистом полу и подоприте
его деревянными брусками.
6 Открутите монтажные болты и сни
мите промежуточный вал с задней части
блока цилиндров (см. Раздел 8).
7 Открутите болты крепления и сни
мите нижнюю крышку приводного дис
ка с основания картера трансмиссии.
8 Открутите болты крепления и сни
мите стартер (см. Раздел 5).
9 Открутите болты, крепящие гидро
трансформатор к приводному диску на
коленвале. Добраться к болтам можно
через проем защитной крышки. Открути
те видимый болт, затем проворачивайте
шкив коленвала и открутите оставшиеся
болты. Всего должно быть восемь болтов.
10 Отверните болты крепления транс
миссии к двигателю. Запомните место
положение каждого болта (и закреплен
ных ими кронштейнов).
11 Полностью толкните гидротрансфор
матор на вал трансмиссии, затем осторож
но отделите трансмиссию от двигателя.
Если направляющие штифты сидят сво
бодно, снимите их, чтобы при сборке уста
новить поместу.Зафиксируйте гидротран
сформатор врабочем положении, закрепив
металлический стержень к кожуху.
Установка
12 Если двигатель и трансмиссия был
разделены, выполните действия, описан-
Общие процедуры переборки двигателя
ные ниже в пунктах 13-20. Иначе сразу же переходите к пункту 21.
13 Убедитесь, что установочные штыри
вставлены на прежние места в двигателе
или трансмиссии.
14 Снимите фиксирующую пластину и
убедитесь, что гидротрансформатор выд
винут в рабочее положение.
15 Аккуратно соедините трансмиссию с
двигателем, совмещая гидротрансфор
матор с отверстиями в приводном диске.
16 Вкрутите на свои места болты креп
ления трансмиссии к двигателю и заж
мите их регламентированным усилием
затяжки.
17 Вкрутите болты крепления гидро
трансформатора и зажмите их усилием
затяжки, регламентированным Специфи
кациями (см. Раздел 7).
18 Установите нижнюю крышку при
водного диска и зажмите ее болты креп
ления с требуемым усилием.
19 Установите стартер и закрепите его,
завернув монтажные болты усилием за
тяжки, регламентированным Специфи
кациями (см. Раздел 5).
20 Установите промежуточный вал и
зажмите болты его кронштейна усилием
затяжки, регламентированным Специфи
кациями (см. Раздел 8). -
Примечание: Перед установкой вала рекомендуется заменить сальник приводного вала (см. Раздел 7).
21 Подсоедините лебедку и подъемное
устройство к монтажным проушинам
двигателя. С помощью ассистента под
нимите силовой агрегат над моторным
отсеком.
22 Наклоняйте блок по мере необходи
мости, чтобы не зацепить прилегающие
компоненты, и опустите сборку в мотор
ный отсек.
23 Убедитесь, что резиновые изолиру
ющие шайбы правильно установлены на
верхнем конце передней монтажной свя
зи, затем совместите двигатель/трансмис
сию с передним и задним подвесами.
24 Установите правый подвес на транс
миссию, вставьте сквозные болты и на
живите монтажные гайки.
25 Установите левый подвес, вставьте
сквозной болт и наживите монтажную
гайку.
26 Вставьте специальную гайку пере
дней монтажной связи в паз кронштей
на, затем установите сквозной болт с
шайбой и слегка зажмите его.
27 Установите сквозной болт заднего под
веса и зажмите его вручную. Где необхо
димо, установите кронштейн на подвес.
28 Качните двигатель, чтобы уладить
положение компонентов подвесов, за
тем в следующей последовательности
зажмите все монтажные гайки и болты
усилием затяжки, регламентированным
Спецификациями:
1 Гайка и болт левого подвеса к крон
штейну.
2 Гайки правого подвеса к трансмис
сии.
3 Сквозной болт левого подвеса.
4 Сквозной болт правого подвеса.
5 Сквозной болт заднего подвеса, гай
ка и болт кронштейна (где имеется).
6 Сквозной болт переднего подвеса.
29 Когда все монтажные гайки и болты
будут зажаты с требуемым усилием, от
соедините лебедку от силового агрегата.
30 Далее процедура установки прово
дится в обратном порядке, с учетом сле
дующего:
a) Убедитесь в том, что вся электро
проводка правильно проложена, зак
реплена всеми скобами и стяжками,
и надежно подключена.
b) Перед соединением правого привод
ного вала с трансмиссией замените
сальник вала (см. Раздел 7),
b) Правильно подсоедините все потревоженные шланги и надежно закрепите их хомутами.
d) Подсоедините и отрегулируйте тро
сик переключения (см. Раздел 7).
e) Отрегулируйте тросик педали газа
(Раздел 4), затем отрегулируйте
тросик включения функции
«kickdown» (Раздел 7).
J) Заполните двигатель и трансмиссию нормативным количеством масла, заполните систему охлаждения (см. Раздел 1).
g) На ранних моделях, у которых привод спидометра подсоединен к гидропроводу рулевого усилителя, прокачайте гидросистему (см. Раздел J0).
6 Последовательность разборки двигателя
1 Работать будет намного легче, если
установить двигатель на специальной
портативной станине. Прежде чем поме
стить двигатель на станину, снимите ма
ховик/приводной диск, чтобы болты ста
нины можно было вкрутить в блок
цилиндров.
2 Если станина не доступна, можно
разобрать двигатель на крепком верста
ке или на полу. Будьте чрезвычайно ос
торожны, не опрокиньте и не уроните
двигатель, работая без станины.
3 Прежде чем разбирать двигатель или
заменить его на уже восстановленный
блок, снимите все внешние компоненты:
a) Впускной и выпускной коллекторы
(Раздел 4).
b) Кронштейны генератора/насос руле
вого усилителя/компрессора воздуш
ного кондиционера (если имеется).
c) Водяной насос (Раздел 3).
d) Компоненты топливной системы
(Раздел 4).
e) Жгут проводов, все электрические
выключатели и датчики.
f) Масляный фильтр (Раздел 1).
g) Маховик/приводной диск (Раздел 2А).
Примечание: При снятии внешних компонентов с двигателя уделяйте особое внимание деталям, которые могут
быть полезны при установке. Зарисуйте расположение прокладок, уплотнений, штифтов, шайб, болтов и других мелких деталей.
4 Если Вы приобрели для замены вос
становленный «короткий двигатель»
(блок цилиндров/картер, коленвал, пор
шни и шатуны в сборе), необходимо так
же снять головку цилиндров, поддон,
масляный насос и зубчатый приводной
ремень.
5 Если Вы планируете полную пере
борку, разберите двигатель в следую
щем порядке:
a) Впускной и выпускной коллекторы
(Раздел 4).
b) Ремень блока балансира, зубчатый
приводной ремень, звездочки и меха
низм натяжения.
c) Головка цилиндров.
d Маховик/приводной диск.
е) Поддон.
f) Масляный насос.
g) Валы блока балансира.
h) Шатунно-поршневые группы.
i) Коленвал.
6 Прежде чем приступать к разборке,
приготовьте все необходимые инстру
менты.
7 Головка цилиндров -
разборка
Примечание: У дилеров можно приобрести как новые, так и восстановленные головки цилиндров. Для разборки и осмотра головки требуются специальные инструменты, кроме того, нужные компоненты не всегда бывают в продаже. Поэтому, вероятно практичнее купить восстановленную головку, чем перебирать ее самостоятельно.
7.3 С помощью плоскогубцев снимите колпа-чокс верхушки направляющей втулки клапана |
1 Снимите распредвалы и коромысла.
2 Снимите головку цилиндров.
3 С помощью специального инстру
мента сожмите клапанную пружину и
извлеките сухари. Освободите инстру
мент и удалите опорную чашку и пружи
ну. С помощью плоскогубцев аккуратно
стащите маслосьемный колпачок с на
правляющей втулки, затем удалите опо
ру пружины (см. иллюстрацию).
4 Если при установленном компрессо
ре пружин опорная чашка не освобожда-
Общие процедуры переборки двигателя
8.8 Проверка износа направляющей втулки клапана с помощью микрометра |
7.6 Сложите компоненты клапана в маркированный полиэтиленовый пакет
ет и сухари, ударьте по верху инструмента КИЯНКОЙ.
5 Достаньте клапан со стороны каме
ры сгорания.
6 Клапаны вместе с сухарями, пружи
ной, тарелкой пружины и опорной шай
бой следует хранить в маркированных
полиэтиленовых мешках или в отдель
ных коробочках (см. иллюстрацию).
8 Головка цилиндров и клапаны- чистка и осмотр
1 Тщательно очистите головку цилинд
ров и клапанные компоненты, затем вни
мательно проверьте их состояние. Это
даст Вам возможность определить объем
необходимых работ по обслуживанию
клапанного механизма в ходе капиталь
ного ремонта двигателя. Особое внима
ние обратите на шейки подшипников,
гидравлические толкатели, направляющие
втулки клапанов и смазочные канавки.
Примечание: Если двигатель подвергался сильным перегревам, лучше считать головку заведомо искривленной и тщательным образом проверить данное предположение.
Чистка
8.7 Проверка износа седла клапана измерением установочной высоты штока клапана (А) |
2 Соскоблите с головки цилиндров сле
ды материала старой прокладки.
3 Соскоблите нагар со стенок камер
сгорания и портов, затем тщательно про-
8.6 Измерение деформации посадочной поверхности головки цилиндров
мойте головку цилиндров керосином или подходящим растворителем.
4 Соскоблите основную массу уголь
ных отложений, которые могли сформи
роваться на клапанах, затем с помощью
проволочной насадки, зажатой в патрон
электродрели, удалите отложения с та
релок и штоков клапанов.
Проверка состояния
Примечание: Перед тем как прийти к выводу о необходимости привлечения специалистов, проведите тщательную проверку состояния всех компонентов, строго придерживаясь предлагаемого ниже порядка осмотра. Составьте подробный список требующих внимания компонентов.
Головка цилиндров
5 Тщательно проверьте головку цилин
дров на наличие трещин, признаков уте
чек охладителя и других повреждений.
Обнаружение трещин говорит о необхо
димости замены головки в обязательном
порядке.
6 С помощью измерителя плоскостнос
ти (ребра стальной линейки) и измеритель
ного щупа удостоверьтесь, что сопрягае
мая с блоком цилиндров поверхность
головки не изогнута (см. иллюстрацию). В
случае выявления неплоскостности необ
ходимо проведение станочной обработки
поверхности, при условии, что высота го
ловки не станет меньше указанного в Спе
цификациях значения.
7 Проверьте состояние седел клапа
нов в каждой из камер сгорания. При
наличии глубоких каверн, трещин или
прогаров необходимо обратиться к спе
циалистам для проведения замены или
проточки седел. В случае обнаружения
лишь незначительных дефектов, они могут быть удалены путем притирки тарелок клапанов к своим седлам с применением тонкой притирочной пасты. Чтобы оценить степень износа, установите клапан и измерьте высоту выступающей части его штока над поверхность головки цилиндров; если измерение превышает указанное в Спецификациях предельное значение, повторите проверку с новым клапаном (см. иллюстрацию). Если и на этот раз выступание чрезмерное, седло клапана изношено и головка цилиндров должна быть заменена.
8.12 Места измерения клапана А Диаметр тарелки В Длина С Диаметр штока D Толщина тарелки |
8 В случае износа направляющие втул
ки должны быть заменены. Измерьте ди
аметр существующих штоков клапанов
(см. ниже) и внутренний диаметр направ
ляющих втулок, затем вычислите зазор и
сравните результат с регламентирован
ной величиной. Альтернативный метод
состоит в прямом измерении с помощью
микрометра бокового отклонения клапа
на в его направляющей. Для этого вставь
те клапан в головку цилиндров и зафикси
руйте его приблизительно на 10 мм выше
поверхности головки. Уприте зонд мик
рометра в торец головки клапана и из
мерьте боковой люфт, перемещая клапан
в поперечном направлении (см. иллюст
рацию). Если обнаружен износ втулки
или штока клапана, замените их.
9 Для замены направляющих втулок
клапанов лучше всего обратиться настан-
цию техобслуживания или к специалис
ту по двигателям.
10 Если седла клапанов нуждаются в
переточке, это делается только после за
мены направляющих втулок.
Клапаны
11Проверьте тарелку каждого клапана
на наличие каверн, прогаров, трещин и
признаков общего износа, затем проверь
те стержни клапанов на наличие царапин
и следов ступенчатого износа. Покрути
те клапан с целью выявления признаков
его изгиба. Проверьте торец стержня каж
дого клапана на наличие каверн и при
знаков чрезмерного износа. Каждый кла
пан с признаками такого рода износа или
повреждений подлежит замене.
12 Если клапан на данном этапе выгля
дит удовлетворительно, измерьте диа
метр его стержня в нескольких точках с
помощью микрометра (см. иллюстра
цию). Любая сколько-нибудь заметная
Общие процедуры переборки двигателя
9.1 Смажьте шток и вставьте клапан в направляющую втулку
разница в результатах измерений говорит об износе стержня. В случае выявления любого из перечисленных дефектов клапан подлежит замене.
13 Если состояние клапанов удовлетво
рительно, они должны быть притерты к
своим седлам с целью обеспечения на
дежной герметизации при их закрытии.
Если на седле клапана обнаружены не
глубокие каверны, или если оно подвер
галось проточке, притирка осуществля
ется с применением лишь тонкой
притирочной пасты. Грубая паста не дол
жна использоваться, если на седле не
имеется сильных прогаров или глубоких
каверн. В этом случае головка цилинд
ров и клапаны должны быть осмотрены
специалистом с целью определения не
обходимости проточки или даже замены
клапанов или вставок седел.
14 Притирка клапанов осуществляется
описанным ниже образом. Установите
головку цилиндров вверх дном на вер
стак, подложив под каждую из ее сторон
деревянный блок для обеспечения необ
ходимого свободного пространства для
стержней клапанов.
15 Нанесите на поверхность седла кла
пана мазок соответствующего типа при
тирочной пасты и прижмите присасыва
ющийся притирочный инструмент к
тарелке клапана. Совершая полувраща
тельные движения, притирайте тарелку
к своему седлу, время от времени подни
мая клапан для перераспределения пас
ты. Легкая пружина, подложенная под
тарелку клапана поможет существенно
облегчить выполнение процедуры.
9.2а Установите гнездо пружины на втулку
16 Если для осуществления притирки
необходимо применение грубой прити
рочной пасты, продолжайте работу до
образования ровной, гладкой, матовой
окраски на поверхности как тарелки кла
пана, так и седла, затем сотрите следы
грубой пасты и переходите к притирке с
помощью тонкой. По образовании на по
верхностях клапана и седла ровного, не
прерывного кольца гладкой полировки
светло-серого цвета, притирку можно
считать законченной. Не следует про
должать притирку дольше, чем это дей
ствительно необходимо, т.к. это может
привести к непоправимому уталливанию
седел клапанов в головку цилиндров.
17 Убедитесь, что седло не было сильно
утоплено, измерив высоту выступающей
части штока клапана (см. пункт 7 выше).
18 После завершения притирки всех
клапанов, смойте все следы притироч
ной пасты и абразива керосином или
подходящим растворителем и лишь за
тем переходите к сборке головки цилин
дров.