Методика логопедического воздействия

Билет №13

Методика логопедического воздействия при афазии

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

Причины: нарушения мозгового кровообращения (инсульт, кровоизлияния);

травмы головного мозга; опухоли головного мозга.

Чаще всего афазии возникают у взрослых, у детей афазия -- результат ЧМТ или опухоли.

Проявления: системное нарушение всех видов речевой деятельности

Сложность афазии зависит от: локализации поражения и величины очага поражения

Различают6 форм афазий:

-акустико-гностическую

-акустико-мнестическую

-семантическую

-афферентную моторную

-эфферентную моторную

-динамическую

Акустико -- гностическая афазия

Методика логопедического воздействия

Задачи:

восстановление фонематического слуха

восстановление экспрессивной речи, чтения, письма

дифференциация слов, контрастных по длине: ЕЛЬ – ВЕЛОСИПЕД, КОТ-- МАШИНА (соотнесение картинки со словом, подкладывание надписей)

закрепление восприятия слов в процессе списывания, проговаривания (слова из 1-2 слогов)

дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию: РЫБА – НОГИ, ЗАБОР – ТРАКТОР (с опорой на картинки, подписи, чтение, списывание)

дифференциация слов с близкой слоговой структурой, резко отличающихся одним звуком: РАК –МАК, КЛЮВ – КЛЮЧ, ЛЕС – ЛЕВ

дифференциация слов, близких по звучанию: ДОМ – ТОМ, ДОМ – ДЫМ (вставление пропущенных букв, использование контекста)

закрепление дифференциальных признаков фонем

восстановление смысла слова: ОСТРЫЕ ПРЕДМЕТЫ, СТЕКЛЯННЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ПОСУДА, ОБУВЬ

различение смыслового оттенка слов, подбор существительных к глаголу, глаголов, прилагательных к существительному и т.д.

восстановление чтения и письма

Акустико – мнестическая афазия

Методика логопедического воздействия

Задачи:

восстановление речеслуховой памяти

восстановление зрительных представлений о признаках предметов

преодоление мнестических трудностей

Используют:

кодирование замысла речевого высказывания

составление внешних опор высказывания

подбор 3-4 предметных картинок, связанных ситуацией из набора: ВИЛКА – СТОЛ – ОГУРЕЦ; ЛЕС – ОХОТНИК – ЗАЯЦ

подбор названных картинок (на слух)

подбор запомненных ранее картинок (качества)

запоминание №№ телефонов

слуховые диктанты (3-4 слова с опорой на сюжетную картинку)

анализ похожих предметов: ЧАШКА – ЧАЙНИК – САХАРНИЦА; ШКАФ-- ХОЛОДИЛЬНИК – БУФЕТ

конструирование предметов из элементов (разрезные картинки, кубики; дорисовывания)

послоговое прослушивание сложных слов и их повторение (ВЫКАРАБКИВАЮЩАЯСЯ ЛЯГУШКА)

понимание многозначности слова

уточнение синонимов, антонимов, омонимов

упражнения в письме и чтении

Семантическая афазия

Методика логопедического воздействия

Задачи:

преодоление трудностей в нахождении названий предметов

расширение лексического и синтаксического состава речи

преодоление аграмматизмов

развитие конструктивно-практической деятельности (составление геометрических фигур, орнаментов, мозаики, узоров, разрезных картинок – по образцу, по инструкции)

ориентировка в пространстве

формирование обобщающих понятий (мебель, посуда) через выделение признаков

выявление общности слов по корневой части: САД—САДОВНИК -- САДИК…

описание различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов

формирование сложносочиненных предложений: ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ, ПОТОМУ ЧТО СТАЛО ХОЛОДНО

уточнение значений предлогов (схема)

установление отношений между предметами с помощью наглядной основы: ТАНЯ ВЫШЕ ОЛИ И НИЖЕ КАТИ

О Т К

коррекция счета:

уточнение разрядов числа

закрепление синонимов: МИНУС, ОТНЯТЬ, УМЕНЬШИТЬ, ВЫЧЕСТЬ

действия в пределах 10, 20, 100, 1000

решение задач

коррекция чтения:

описание элементов букв

конструирование букв

чтение через скользящее окошко (1, 2 буквы)

Афферентно-моторная афазия

Наши рекомендации