Методика логопедического воздействия
Билет №13
Методика логопедического воздействия при афазии
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга
Причины: нарушения мозгового кровообращения (инсульт, кровоизлияния);
травмы головного мозга; опухоли головного мозга.
Чаще всего афазии возникают у взрослых, у детей афазия -- результат ЧМТ или опухоли.
Проявления: системное нарушение всех видов речевой деятельности
Сложность афазии зависит от: локализации поражения и величины очага поражения
Различают6 форм афазий:
-акустико-гностическую
-акустико-мнестическую
-семантическую
-афферентную моторную
-эфферентную моторную
-динамическую
Акустико -- гностическая афазия
Методика логопедического воздействия
Задачи:
восстановление фонематического слуха
восстановление экспрессивной речи, чтения, письма
дифференциация слов, контрастных по длине: ЕЛЬ – ВЕЛОСИПЕД, КОТ-- МАШИНА (соотнесение картинки со словом, подкладывание надписей)
закрепление восприятия слов в процессе списывания, проговаривания (слова из 1-2 слогов)
дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию: РЫБА – НОГИ, ЗАБОР – ТРАКТОР (с опорой на картинки, подписи, чтение, списывание)
дифференциация слов с близкой слоговой структурой, резко отличающихся одним звуком: РАК –МАК, КЛЮВ – КЛЮЧ, ЛЕС – ЛЕВ
дифференциация слов, близких по звучанию: ДОМ – ТОМ, ДОМ – ДЫМ (вставление пропущенных букв, использование контекста)
закрепление дифференциальных признаков фонем
восстановление смысла слова: ОСТРЫЕ ПРЕДМЕТЫ, СТЕКЛЯННЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ПОСУДА, ОБУВЬ
различение смыслового оттенка слов, подбор существительных к глаголу, глаголов, прилагательных к существительному и т.д.
восстановление чтения и письма
Акустико – мнестическая афазия
Методика логопедического воздействия
Задачи:
восстановление речеслуховой памяти
восстановление зрительных представлений о признаках предметов
преодоление мнестических трудностей
Используют:
кодирование замысла речевого высказывания
составление внешних опор высказывания
подбор 3-4 предметных картинок, связанных ситуацией из набора: ВИЛКА – СТОЛ – ОГУРЕЦ; ЛЕС – ОХОТНИК – ЗАЯЦ
подбор названных картинок (на слух)
подбор запомненных ранее картинок (качества)
запоминание №№ телефонов
слуховые диктанты (3-4 слова с опорой на сюжетную картинку)
анализ похожих предметов: ЧАШКА – ЧАЙНИК – САХАРНИЦА; ШКАФ-- ХОЛОДИЛЬНИК – БУФЕТ
конструирование предметов из элементов (разрезные картинки, кубики; дорисовывания)
послоговое прослушивание сложных слов и их повторение (ВЫКАРАБКИВАЮЩАЯСЯ ЛЯГУШКА)
понимание многозначности слова
уточнение синонимов, антонимов, омонимов
упражнения в письме и чтении
Семантическая афазия
Методика логопедического воздействия
Задачи:
преодоление трудностей в нахождении названий предметов
расширение лексического и синтаксического состава речи
преодоление аграмматизмов
развитие конструктивно-практической деятельности (составление геометрических фигур, орнаментов, мозаики, узоров, разрезных картинок – по образцу, по инструкции)
ориентировка в пространстве
формирование обобщающих понятий (мебель, посуда) через выделение признаков
выявление общности слов по корневой части: САД—САДОВНИК -- САДИК…
описание различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов
формирование сложносочиненных предложений: ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ, ПОТОМУ ЧТО СТАЛО ХОЛОДНО
уточнение значений предлогов (схема)
установление отношений между предметами с помощью наглядной основы: ТАНЯ ВЫШЕ ОЛИ И НИЖЕ КАТИ
О Т К
коррекция счета:
уточнение разрядов числа
закрепление синонимов: МИНУС, ОТНЯТЬ, УМЕНЬШИТЬ, ВЫЧЕСТЬ
действия в пределах 10, 20, 100, 1000
решение задач
коррекция чтения:
описание элементов букв
конструирование букв
чтение через скользящее окошко (1, 2 буквы)
Афферентно-моторная афазия