Сопротивление на скоростных испытаниях
ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ МОРСКОЙ ИНСТИТУТ
Факультет Судовождения
Кафедра Управления судном
Дисциплина
«Теория и устройство судна»,
РАСЧЕТ ХОДКОСТИ СУДНА.
(Рабочая тетрадь)
Выполнил студент гр.________
__________________________
Проверил
доц. Зиньковский-Горбатенко В.Г
«____» _________2012 г
Севастополь 2012
ЗАДАНИЕ
Выполнить расчет сопротивления судна и его гребного комплекса (гребной винт -двигатель) для условий скоростных испытаний.
Общие исходные данные
Коэффициент остаточного сопротивления судна
(по испытаниям крупномасштабной модели)
Коэффициент . | Fr | |||||||||
0,0496 | 0,0992 | 0,1488 | 0,1640 | 0,1784 | 0,1933 | 0,2083 | 0,2230 | 0,2381 | 0,2532 | |
CR·103 | 0,516 | 0,535 | 0,558 | 0,609 | 0,691 | 0,752 | 0,794 | 0,863 | 0,953 | 1,060 |
Индивидуальные исходные данные – длина судна , м, и расчетная скорость хода уз, – см. ПРИЛОЖЕНИЕ: № варианта совпадает с номером студента в списке группы.
Расчет выполняется в виде двух частей:
1. Расчет сопротивления судна;
2. Расчет гребного комплекса.
Вторая часть выполняется после одобрения преподавателем результатов части первой.
Результаты работы представляются в текстовой и графической форме.
В заключение расчета требуется выполнить оценку качества данного судна в отношении ходкости путем сравнения мощности двигателя данного судна и лучших по ходкости судов того же водоизмещения и скорости хода.
РАСЧЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ СУДНА
Расчет сопротивления выполняется для условий скоростных испытаний судна в полном грузу на мерной линии. В расчете используются результаты испытаний модели судна в опытовом бассейне при закритических числах Рейнольдса.
По результатам расчета строятся графики сопротивления и буксировочной мощности.
Исходные данные
Тип и назначение судна ______________________транспортное
Водоизмещение _____________________________D =_________ т;
Скорость хода _____________________________V =_________уз;
Плотность забортной воды ___________________r = 1,025_____т×м-3;
Водоизмещение объемное ___________________Ñ = __________м3;
Длина по ватерлинии________________________L = _________м;
Ширина по ватерлинии_______________________B =_________м;
Осадка _____________________________________d =_________м;
Коэффициенты теоретического чертежа
общей полноты_______________________CB =_________
Число гребных валов _______________________ZP = 1_________
Число рулей _______________________________ZR = 1________
Выступающие части _____________________пренебрежимо малы
Расчетные условия
1.2.1. Режим расчетный:
Скоростные испытания на мерной линии - расчетная скорость хода
V = ______уз или v = 0,51444V =______м×с-1;
1.2.2. Внешние условия на скоростных испытаниях
- соответствующие требованиям руководящего документа [4], в том числе:
- глубина моря = м;
сила ветра - не более __3_____баллов;
сила волнения - не более ___2_баллов.
Сопротивление на скоростных испытаниях
Сопротивление в условиях скоростных испытаний на мерной линии , кН, выполняется по способу Фруда, т.е. при использовании "схемы 1" , т.е.как:
,
где - сопротивление трения эквивалентной гладкой пластины, кН;
- остаточное сопротивление, кН;
- корреляционная поправка, кН;
- поправка на сопротивление выступающих частей, кН.
Сопротивление представляется в виде
,
где - коэффициент сопротивления трения эквивалентной гладкой пластины ("экстра
полятор трения"); обычно принимается по формуле Прандтля-Шлихтинга [1]
,
в которой - число Рейнольдса,
,
- коэффициент кинематической вязкости; для морской воды при температуре
К принимается равным м2 ×с-1 )
- коэффициент остаточного сопротивления. В общем случае является функцией
от параметров формы и числа:
.
. В случае, когда когда принимается по результатам испытаний модели данного
судна; зависит только от числа Фруда)
.
- корреляционная поправка; учитывает (при пересчете на натуру испытаний модели)
масштабный эффект вязкости, влияние немоделируемых факторов (в том числе,
шероховатости обшивки), а также сопротивление воздуха, влияние волнения и
рыскания судна во время проведения его скоростных испытаний. В настоящем
расчете определяется по известным данным [1, 3] , полученным из сравнения
сопротивления судов обычных форм при натурных испытаниях и сопротивления
тех же судов, полученного пересчетом результатов испытаний их моделей по спосо-
бу Фруда. Для одновинтовых судов :
,м | ||||||||
0,35.. 0,67 | 0,28.. 0,52 | 0,20.. 0,35 | 0,11.. 0,20 | 0,0.. 0,10 | -0,10.. 0,0 | -0,20.. -0,10 | -0,25.. -0,15 |
-коэффициент сопротивления выступающих частей; определяется по результатам
экстраполяции на большие числа коэффициента сопротивления модели судна,
снабженной выступающими частями и той же модели без выступающих частей ("го
лого корпуса"); изменяется в зависимости от числа винтов и рулей, а также пол
ноты обводов полноты обводов. Согласно [3]
;
В настоящем расчете может быть принят равным .
-смоченная поверхность голого корпуса судна, м2;определяется по теоретическому
чертежу судна интегрированием "кривой смоченных полупериметров" шпангоутов
по как ,
У данного судна м2.
Значение , при отсутствии теоретического чертежа, определяется по при
ближенным формулам, полученным для судов соответствующего типа, например,
. формула Первова И.А.
= ___________м2.
При малых числах Фруда ( ) достоверность результатов испытаний в опытовых бассейнах сомнительна, и в расчетах значение при принимается равным его значению, при , приведенном в отчете бассейна.