Электрические цепи напряжением 12В
; Рис. 32. Принципиальная электрическая схема вспомогательных низковольтных цепей.
Электрические цепи напряжением 12В
К ним относятся цепи громкоговорящего устройства АГУ-10-3 и цепь стеклоочистителей (рис.32).
Конструктивно устройство выполнено в общем блоке, куда входят:
усилитель низкой частоты, микрофон, четыре громкоговорителя и
предохранитель. Стеклоочистители СО1 и СО2 (рис.32) предназначены для
очистки лобовых стекол кабины в дождливую погоду, а также от мокрого
снега. Комплект стеклоочистителей состоит из электродвигателя; червячного
редуктора, рычажного механизма, резиновой щетки, переключателя,
термобиметаллического предохранителя и концевого выключателя.
Предохранитель имеет два размыкающих контакта: подвижный и
неподвижный. • ■ '- =
При увеличении тока двигателя, нагрев биметаллической пластины увеличивается и она изгибается. При этом контакты размыкаются, отключая двигатель. После остывания контакты снова замыкаются. Контакты концевого выключателя включены параллельно переключателю стеклоочистителя. При переводе переключателя в положение "стоп", питание осуществляется через концевой выключатель. Как только щетки выйдут из поля зрения водителя и установятся в крайнем положении, двигатель отключается.
Аппараты защиты
Для защиты от ненормальных режимов (перегрузки и короткие замыкания) в электрической схеме троллейбуса предусмотрены специальные защитные аппараты: автоматический выключатель АВ; реле перегрузки РТ; реле нулевое РН; реле минимального тока РМТ и плавкие предохранители.
Автоматический выключатель типа АВ-8А-1
Используется на троллейбусе для автоматического отключения ТЭД от контактной сети при перегрузке и коротком замыкании.
Автоматический выключатель" снабжен приводом для ручного включения и выключения.
Состоит выключатель из корпуса 3, подвижного 7 и неподвижного 6 контактов, шунта 12, рычага 23 с изолированной ручкой 28, защелки 22, бойка 17, максимальной катушки 14, регулировочной 13 и отключающей 1 пружин, дугогасительной камеры 10.
Принцип действия: при перемещении рукоятки вправо, рычаг привода замыкает контакты 6 и 7, пружина 1 сжимается и прохождение тока происходит следующим образом: входной зажим 2, контакты б и 7, гибкий шунт 12, максимальная катушка 14 и зажим 16.
Когда ток в цепи ТЭД возрастает выше 480-500 А, якорь притягивается к сердечнику катушки, а она своим бойком ударит по защелке, которая освободит рычаг привода.
Рис. 33. Автоматический выключатель АВ-8А-1
1.Отключающая, (притирающая) 15.Якорь
пружина- Гб.Зажим
2.3ажим 17.Боек
З.Пластмассовый ящик 18.Хвостовые защелки
4-Ось . ■ 19.Пружина защелки
5.Держатель подвижного контакта 2О.Выступ рычага
6.Неподвижный контакт 21.Валик
7.Подвижный контакт 22.Защелка
&-Болт . 23.Рычаг держателя подвижного
9,Регулировочная гайка - контакта
Ю.Дугогасительная камера 24.Ось рычага
Н.Дугогасительный рог 25.Рама контактного механизма
12.Гибкий шунт 26.Шпилька рычага
• 13.Регулировочная пружина 27.Рычаг ручного привода
14.Катушка максимальная 28.Изоляционная ручка
В результате, под действием пружины, контакты разомкнутся и разорвут цепь питания ТЭД. При размыкании контактов возникает дуга, которая попадает в камеру 10 и гасится. Регулирование тока уставки производится с помощью регулировочной гайки 9 и пружины 13.
Технические данные:
U - 550В
Время отключения - 0.04 сек.
I длительный - 240 А
Масса - 8,2 кг
Контактное нажатие - 9-14 кгс
Плавкие предохранители
Предохранители используются для защиты от коротких замыкания и перегрузок, вспомогательных высоковольтных и низковольтных цепей.
f
Рис. 34. Блок предохранителей
1.Щиток 5.Предохранитель
2.Держатель б.Фибровая втулка
3.Контакт У.Латунный колпачок
4.Кожух 8.Узел крепления
Высоковольтные предохранители собраны в отдельный блок, который установлен на перегородке за спиной водителя. Блок включает в себя цепи вспомогательного двигателя, двигателя компрессора, отопления салона и кабины. Предохранители имеют следующие уставки:
ПП1 - 10 А, цепь ДВ ПП5 -20 А, обогрев салона
ПП2 - 10 А, цепь ДК ПП6 -35 А, общий
ППЗ - 8 А, обогрев кабины
Устройство предохранителя закрытого типа показано на рис.34.
Рис.34г Устройство предохранителя закрытого типа
1. Латунный колпачок-• 5. Плавкая вставка
2. Винт 6. Асбестовые шайбы
3. Фибровая втулка . . 7. Асбестовая вата
4. Засыпка (песок, крошка-
мраморная)
При установке предохранителя его крышки 1 надежно входят в пружинные контактные зажимы, закрепленные на щитке. Нормальный ток, на который рассчитан предохранитель, указана на крышке. Такой ток предохранитель .м%жёт выдерживать в течение длительного времени. В случае увеличения тока свыше допустимого, вставка нагревается и перегорает. В- результате цепь разрывается и прохождение тока прекращается. Низковольтные предохранители расположены в щитке в кабине водителя и рядом с дверными приводами.