Описание принципиальной схемы
Основные элементы принципиальной схемы
К основным элементам схемы относятся ( рис. 1 ):
L1, L2, L3 – линейные провода;
КМ1:1-КМ2:3 – главные контакты линейного контактора КМ1, для подачи напряжения на обмотки статора;
РU – вольтметр, для измерения линейного напряжения питающей сети;
НL1 – лампочка сигнальная «Питание на схему подано»;
КК1, КК2 – нагревательные элементы одноименных тепловых реле, для защиты двигателя от токов перегрузки;
КМ2:1-КМ2:3 – главные контакты контактора КМ2 «Вперёд»;
КМ3:1-КМ3:3 - главные контакты контактора КМ3 «Назад»;
КМ4:1-КМ4:2 - главные контакты контактора КМ4 динамического торможения;
R - тормозной резистор, для ограничения тока динамического торможения;
РА – амперметр, для измерения линейного тока обмотки статора двигателя;
S1 – переключатель способов пуска двигателя, имеет 3 положения:
1. положение «0» - обмотка статора отключена от сети;
2. положение «I» - пуск через пусковые резисторы;
3. положение «II» - прямой пуск;
R - пусковые резисторы;
S2 – переключатель скоростей, имеет 4 положения:
1. положение «0» - обмотка статора отключена от сети;
2. положение «I» - 1-я скорость, через контакты 1, 2 и 3 питание поступает
на выводы 6С1, 6С2 и 6С3 «звезды»;
3. положение «II» - 2-я скорость, через контакты 1, 2 и 3 питание поступает
на выводы 4С1, 4С2 и 4С3 «треугольника»;
4. положение «III» - 3-я скорость, через контакты 1, 2 и 3 питание поступа-
ет на средние выводы 2С1, 2С2 и 2С3, через 4, 5 и 6 выводы 4С1, 4С2 и 4С3 соединяются в общую точку, обмотка статора соединена в «двойную звез-
ду».
SB1 – кнопка «Пуск», для включения линейного контактора КМ1;
SB2 – кнопка «Стоп», для выключения линейного контактора КМ1;
КМ1 – линейный контактор, для подачи напряжения на схему;
SB3 – кнопка «Вперёд», для включения реверсивного контактора КМ2 «Вперёд»;
SB4 – кнопка «Назад», для включения реверсивного контактора КМ3 «Назад»;
SB5 – двухполюсная кнопка «Динамическое торможение»;
HL2 – лампочка сигнальная «Динамическое торможение».
Подготовка схемы к работе
Для подготовки схемы к работе надо установить переключатели S1 и S2 в положе
ние «0», после чего нажать кнопку SB1 «Пуск» и тем самым включить линейный контак-
тор КМ1.
При этом замыкаются главные контакты КМ1:1-КМ1:3 контактора , подавая пита
ние на остальную часть схемы управления, и вспомогательный КМ1:4, после чего кнопку SB1 можно отпустить.
Загорается сигнальная лампочка HL1 «Питание на схему подано».
Схема готова к работе.
Прямой пуск
Для прямого пуска устанавливают переключатель S1 в положение «II» «Прямой пуск», а переключатель S2 – в положение «0».
Нажимают кнопку SB3 «Вперёд», при этом включается реверсивный контактор КМ2 “Вперёд». Замыкаются главные контакты КМ2:1-КМ2:3, подавая питание на нижнюю часть схемы.
Затем, переводя переключатель S2 из положения «0» в положения «I», «II» и «III»,
с небольшой задержкой в каждом этом положении, включают обмотки статора 1-й, 2-й и 3-й споростей. При этом переходный процесс будет протекать по траектории А-В-С-D-Е-
F ( рис. 2 ).
После этого двигатель останавливают, для чего нажимают кнопку SB2 «Стоп», а переключатели S1 и S2 возвращают в положение «0».
При этом каждый раз, при переходе с большей скорости на меньшую, двигатель автоматически переходит в режим рекуперативного торможения.
Например, при переходе с 3-й скорости на 2-ю, переходный процесс протекает по траектории F-H- S - D, а при переходе со 2-й на 1-ю – D -J- S - B.
Тормозные участки характеристик располагаются только во 2-м квадранте, с отри
цательными значениями момента двигателя М.
Это означает, что при переходе с 3-й скорости на 2-ю торможение двигателя начинается в точке Н и заканчивается в точке S , а при переходе со 2-й на 1-ю – начинает
ся в точке J и заканчивается в точке S .
На участках S - D и S - В двигатель, повторно изменяя знак своего момента, воз-
вращается в двигательный режим.
Условие рекуперативного торможения двигателя на отрезках H- S и J- S одно и то же: электромагнитный момент двигателя становится тормозным, если скорость ротора больше скорости магнитного поля обмотки статора. Поясним это на примере перехода двигателя из точки F в точку Н.
В точке F угловая скорость магнитного поля обмотки статора ω = 314 с , а
скорость ротора ω = 310 с , т.е. ротор вращается медленнее магнитного поля.
При переходе из точки F в точку Н. скорость ротора по инерции останется прежней
( ω = 310 с ), а скорость магнитного поля на 2-й скорости составит ω = 157 с , т.е.
ротор вращается быстрее магнитного поля обмотки статора почти в 2 раза.
При этом асинхронный двигатель переходит из двигательного режима ( точка F ) в
генераторный ( точка Н ), и на участке H- S работает как асинхронный генератор в режиме рекуперативного торможения, возвращая энергию в сеть.
Аналогично объясняется образование тормозного момента двигателя при переходе из точки D в точку J.