Выбор размерной группы вкладышей 4 страница
15.10 Измерение диаметра коренного подшипника копенвала
жении с малой скоростью) и заметным падением давления масла.
7 Износ коренных подшипников со
провождается сильной вибрацией двига
теля, глухим грохочущим звуком, кото
рый нарастает с увеличением оборотов
двигателя, а также заметным падением
давления масла.
8 Проверьте шейку подшипника на
ощупь, легко проводя пальцем по рабо
чей поверхности. Любая шероховатость
указывает на то, что коленвал требует
переточки (где возможно) или замены.
9 Если коленвал был переточен, уда
лите заусенцы со смазочных отверстий
коленвала напильником или скребком.
10 С помощью микрометра измерьте
диаметры коренных и шатунных шеек
коленвала и сравните результаты изме
рений с требованиями Спецификаций
(см. иллюстрацию). Измерение диамет
ров в различных точках по периметру
шейки позволит выявить ее овальность,
а проведение измерений с обоих концов
шейки, вплотную к щекам кривошипов -
конусность. Сравните полученные ре
зультаты с приведенными в Специфика
циях данными.
11 Проверьте поверхности цапф с обо
их концов вала в местах установки саль
ников на наличие признаков износа или
повреждений. Если каждый из сальни-
Поцарапан инородными частицами - видны крупицы, погрузившиеся в рабочий слой вкладыша
Недостаток масла - верхний слой стерт Вкладыши неправильно расположены при установке - имеются блестящие (отполированные) участки
ков проточил в поверхности своей цапфы канавку, обратитесь за консультацией к специалисту, который посоветует Вам, стоит ли производить ремонт вала или его следует заменить.
12 Проверьте биение коленвала в цент
ральной части, установив коленвал в при
зматические опоры. Если биение превы
шает норму, то коленвал необходимо
заменить.
13 На момент написания данного Руко
водства ремонтные вкладыши не произ
водились. Если износ шеек превышает
указанные в Спецификациях предельные
значения, коленвал необходимо заме
нить. Советуйтесь на станции Rover или
у специалиста по ремонту двигателей.
16 Коренные и
шатунные подшипники-
проверка состояния
1 Несмотря на то, что вкладыши под
шипников заменяются в процессе прове
дения капитального ремонта двигателя в
обязательном порядке, не следует сразу
выбрасывать старые.
2 Выход из строя подшипников случа
ется из-за недостатка смазки, попадания
в них грязи или посторонних частиц,
перегрузок двигателя и воздействия кор
розии (см. иллюстрацию). Независимо
от причины приведшей к неисправности
подшипников, ее следует устранить до
начала сборки двигателя, во избежание
рецидива.
3 При осмотре вкладышей извлеките
их из постелей в блоке цилиндров, ниж
них головках шатунов и коренных и ша
тунных крышках, затем разложите на
поверхности верстака в том порядке, в
каком они были установлены на вале.
Это даст Вам возможность сравнить про
блемы, связанные с подшипниками с про
блемами шеек вала. Не прикасайтесь к
поверхностям вкладышей в ходе провер
ки их состояния пальцами, т.к. это может
легко привести к оцарапыванию подшипниковых поверхностей.
4 Грязь и посторонние частицы могут
попадать в двигатель различными путя
ми. Они могут быть оставлены там в
процессе сборки или попасть через филь
тры или систему вентиляции картера. В
результате эти частицы неизбежно по
падают в моторное масло и вместе с ним
- в подшипники. Часто в подшипниках
можно обнаружить металлические час
тицы, образованные в процессе механи
ческой обработки двигателя или в ходе
нормального его износа при работе. Ча
стицы абразива иногда остаются в дви
гателе после его восстановления, осо
бенно в случае небрежного отношения
к чистке компонентов. Независимо от
источника попадания в двигатель по
сторонние частицы часто оказываются
внедренными в мягкий материал повер
хностей вкладышей, где легко могут
быть опознаны. Крупные частицы обыч
но не задерживаются во вкладыше, а
оставляют на его поверхности и повер
хности соответствующей шейки вала
глубокие царапины и задиры. Лучшей
профилактикой такого рода дефектов
является добросовестное отношение к
процедурам чистки всех компонентов
двигателя и выполнение его сборки в
условиях безукоризненной чистоты.
Кроме того, не следует забывать регу
лярно и часто производить смену мо
торного масла и масляного фильтра.
5 Недостаток смазки (или ее прекра
щение) может иметь несколько взаимо
связанных причин. Сюда входят: чрез
мерный перегрев (вызывающий
истончение смазочного слоя), перегруз
ки двигателя (вызывающие вытеснение
масла с подшипниковых поверхностей)
и утечки масла (которые происходят
вследствие чрезмерности величины за
зоров в подшипниках, износа масляного
насоса, или чрезмерной частоты враще
ния двигателя). Блокировка маслотоков,
которая чаще всего происходит вслед
ствие смещения масляных отверстий в
стыке двух компонентов, также приво
дит к прекращению смазывания и выхо
ду подшипников из строя. Когда причи
ной неисправности подшипников
является недостаток смазки, происходит
вытирание их материала или выжимание мягкого материала вкладышей из подложек. Температуры в этом случае могут повышаться до таких значений, что подложки вкладышей изменяют свой цвет, принимая голубую окраску.
6 Существенное воздействие на состо
яние подшипников оказывает также и
манера вождения. Движение с низкой
скоростью при полностью открытой
дроссельной заслонке приводит к очень
значительному повышению нагрузки на
подшипники, что влечет за собой вытес
нение смазочной пленки из зазоров под
шипников. Это ведет к появлению во
вкладышах тонких трещин (усталостная
деформация). Обычно при этом проис-
Общие процедуры переборки двигателя
18.4 Измерение зазора разреза поршневого кольца (см. текст) |
18.9а Убедитесь, что верхнее (А) и второе (В) компрессионные кольца установлены на свои места... |
ходит растрескивание вкладыша на отдельные части, которые постепенно вырываются из подложки.
7 Регулярные поездки на короткие рас
стояния приводят к коррозии подшип
ников вследствие недостаточного про
грева двигателя, который является
причиной образования конденсата и кор
розионных газов. Это приводит к скоп
лению в моторном масле кислот и шла
ма. При попадании такого масла в
подшипники кислота приводит к быст
рой коррозии их материала.
8 Неправильная установка вклады
шей при сборке двигателя также ведет
к выходу подшипников из строя. Слиш
ком туго установленные подшипники
образуют недостаточный зазор, что
ведет к масляному голоданию. Грязь и
посторонние частицы, попавшие при
сборке между вкладышем и постелью
подшипника, приводят к появлению на
вкладыше точек возвышения, что яв
ляется причиной скорого развития де
фекта.
9 Как уже было сказано ранее в этой
Главе, вкладыши подшипников следует
менять после каждого их снятия в тече
ние капитального ремонта двигателя.
17 Порядок сборки двигателя
после проведения
капитального ремонта
1 Перед началом сборки удостоверь
тесь, что в наличии имеются все необхо
димые сменные компоненты и инстру
мент. Внимательно изучите описание
предстоящих процедур, подготовив себя
к работе. В дополнение к обычному на
бору инструмента и материалам для про
ведения сборки двигателя понадобится
также подходящий герметик для уплот
нения сопрягаемых поверхностей, где не
используются прокладки.
2 С целью экономии времени и мини
мизации проблем производите сборку
двигателя в следующем порядке:
a) Коленвал.
b) Шатунно'Поршпевые группы.
c) Масляный насос.
d) Поддон.
e) Маховик/приводной диск.
J) Головка цилиндров.
g) Механизм натяжения, звездочки и
ремни. h) Внешние компоненты двигателя.
3 На данном этапе все компоненты
двигателя должны быть абсолютно чис
тыми и сухими, а все их дефекты устра
нены; детали должны быть разложены
на верстаке или в индивидуальных кон
тейнерах в идеально чистом месте.
18 Поршневые кольца -
установка
1 Перед установкой новых поршневых колец проверьте зазоры в их замках.
18.9Ь ...меткой (отмечена стрелкой) вверх
Предполагается, что зазоры между канавкой и кольцом были проверены.
2 Разложите комплект для каждого
поршня вместе с шатунно-поршневыми
сборками и с этого момента не нару
шайте соответствия композитов друг
другу.
3 Вставьте верхнее компрессионное
кольцо в первый цилиндр л выровняйте
его там перпендикулярно стенкам, под
правив для этого днищем поршня. Коль
цо должно находиться ближе к дну ци
линдра, на нижней границе хода
поршневых колец (15-20 мм от нижнего
края цилиндра), затем извлеките пор
шень.
' 4 Для измерения зазора в замке кольца введите лезвие измерительного щупа между торцами кольца в замке. Лезвие должно быть подобрано по ширине равным ширине зазора и проходить сквозь него с небольшим сопротивлением {см. иллюстрацию). Сравните полученный результат с приведенным в Спецификациях значением.
5 Если зазор в замке кольца слиш
ком мал, его необходимо увеличить,
иначе концы кольца после прогрева
будут касаться друг друга, что приве
дет к серьезному повреждению двига
теля. Зазор можно увеличить с помо
щью надфиля.
6 При установке новых колец малове
роятно, что зазор разреза будет слишком
большим. Если же это наблюдается, убе
дитесь в правильности выбора размеров.
7 Повторите процедуру для каждого
из оставшихся колец первого цилиндра и
колец всех остальных цилиндров. Не за
бывайте о необходимости сохранения
18.10э С помощью щупа проверьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки
соответствия компонентов своимшатун-но-поршневым группам.
8 Когда все зазоры замков будут про
верены/откорректированы, кольца мож
но устанавливать на поршни.
9 Маслосъемное кольцо (нижнее на
поршне) обычно устанавливается пер
вым. Оно состоит из трех отдельных сек
ций. Вставьте в нижнюю канавку порш
ня расширитель кольца. Затем установите
нижний сегмент кольца. Не пользуйтесь
для установки боковых сегментов мас-
лосъемного кольца специальным инст
рументом, т.к. они (сегменты) легко мо
гут быть повреждены. Вместо этого
вставьте один конец сегмента в зазор
между расширителем и стенкой канавки,
твердо прижмите его пальцем и начи
найте пальцами осторожно заправлять
сегмент в канавку, перемещаясь по его
периметру к противоположному концу-.
В заключение, аналогичным же образом,
установите верхний сегмент кольца. Ус
тановите среднее и верхнее компресси
онные кольца, маркировкой вверх (см.
иллюстрации).
Примечание; Обязательно следуйте инструкциям изготовителей колец на упаковке комплекта - разные изготовители могут предъявлять свои требования к правилам установки. Не путайте верхнее компрессионное кольцо со вторым - они обычно имеют различное сечение.
10 Проверьте, чтобы кольца свободно
вращались в своих канавках. Измерьте
зазоры между кольцом и стенкой канав
ки, затем распределите разрезы колец
как показано (см. иллюстрации).
Общие процедуры переборки двигателя
Таблица | подбора коренных вкладышей | |||
1, А или I | 2, В или il | 3, С или Ш | 4, D или Ш | |
] или 1 | краен. | розов./желт. | желт. | желт ./зелен. |
2 или U | розов./желт. | желт. | желт./зелен. | зелен. |
3 или Ш | желт. | желт./зелен. | зелен. | зелен./коричн. |
4 или nil | желт./зелен. | зелен. | зелен./коричн. | коричн. |
5 или iiiil | зелен. | зелен./коричн. | коричн. | коричн./черн. |
6 или iiiiil | зелен ./коричн. | коричн. | коричн,/черн. | черн. |
18.1 ОЬ Схема распределения разрезов поршневых колец
А Второе компрессионное кольцо
В Верхнее компрессионное кольцо
С Верхний сегмент маслосъемного кольца
D Расширитель маслосъемного кольца
Е Нижний сегмент маслосъемного кольца
F Поверхности осевого давления поршня
G Ось поршневого пальца
19 Коленвал- установка и проверка зазоров в коренных подшипниках
Примечание: При сборке двигателя рекомендуется использовать новые вкладыши, независимо от состояния прежних.
Выбор размерной группы вкладышей
1 Рабочий зазор коренных подшипни
ков устанавливается подбором одного из
пяти сортов вкладышей. Цветовая метка
сорта нанесена на ребро вкладыша (см.
иллюстрацию). Цвет меток от самого
тонкого до самого толстого вкладыша:
Розовый, Желтый, Зеленый, Коричне
вый и Черный.
2 Если вкладыши подлежат замене,
сначала перепишите идентификацион
ные номера на коленвале рядом с каждой
коренной шейкой. Число от 1 до 6 явля
ется кодом размера шейки; 1 - макси
мально возможный диаметр, а 4 - мини
мальный. Код подшипника №1 располо
жен справа от шейки, а остальных
подшипников - слева от соответствую
щей шейки (см. иллюстрацию).
Примечание: На некоторых двигателях для маркировки вместо чисел могут
19.1 Размерная группа обозначена краской (стрелка) на ребре вкладыша подшипника
применяться символы; количество линий в символе соответствует размерной группе шейки, т.е., I - размерная группа 1, и ИНН - размерная группа 6.
3 Во-вторых, проверьте и запишите
идентификационные метки размеров ко
ренных подшипников. Эти метки отпе
чатаны на нижней контактной поверхно
сти правого заднего края блока
цилиндров (см. иллюстрацию). Метка
может быть в виде цифры (1-4), буквы
(A-D) или символов (I-iiil - см. примеча
ние в предыдущем пункте). Первая мет
ка указывает размерную группу корен
ного подшипника №1 (от зубчатого
ремня), а последняя - подшипника №5.
4 Сопоставьте код диаметра коренно
го подшипника с кодом его шейки колен-
вала и подберите новый набор вклады
шей, используя приведенную таблицу.
Коды шеек коленвала указаны в левой
колонке, а коды диаметров коренных
подшипников - в верхней строке; требу
емый сорт вкладышей обозначен на пе
ресечении двух значений.