Глава 2. частотный словарь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра русской литературы
Гроза» А.Н. Островский
Катушкиной Анастасии Григорьевны
студентки 2 курса
русской филологии (по направлениям)
Проверила:
Гусева Наталья Юрьевна
________________________________
Минск, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 3
ГЛАВА 2. ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ.. 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 37
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Частотный словарь - это вид словаря, в котором приводятся числовые характеристики употребительности слов (словоформ, словосочетаний) какого-либо языка, в т. ч. языка писателя, какого-либо произведения и т. п. Обычно в качестве характеристики употребительности используется частота встречаемости слова в тексте определенного объема.
Ключевые слова (ключевики) – это слова или словосочетания (из 2-5 слов), которые помогают поисковым системам (ПС) определять тематику статьи или применяются для создания в тексте активных ссылок.
ГЛАВА 2. ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ
Частотный словарь в произведении "Гроза" | ||||
в | ||||
и | ||||
на | ||||
с | ||||
что | ||||
о | ||||
не | ||||
Она | ||||
Катерина | ||||
его | ||||
к | ||||
Тихон | ||||
её | ||||
то | ||||
Борис | ||||
Варвара | ||||
а | ||||
Тихона | ||||
но | ||||
Кулигин | ||||
за | ||||
Дикой | ||||
ней | ||||
Дикого | ||||
я | ||||
от | ||||
появляется | ||||
Катерине | ||||
Кабаниха | ||||
Катерину | ||||
доме | ||||
ему | ||||
рассказывает | ||||
действие | ||||
мать | ||||
Катерины | ||||
Бориса | ||||
моя | ||||
жалуется | ||||
мужу | ||||
происходит | ||||
по | ||||
сообщает | ||||
после | ||||
уходит | ||||
Он | ||||
свидание | ||||
словами | ||||
признается | ||||
Это | ||||
Кабановых | ||||
Борисом | ||||
Вместе | ||||
время | ||||
велит | ||||
Все | ||||
как | ||||
говорит | ||||
который | ||||
денег | ||||
наконец | ||||
домашних | ||||
происходящее | ||||
ответ | ||||
тут | ||||
чтобы | ||||
руки | ||||
него | ||||
пытается | ||||
передаёт | ||||
ужасом | ||||
своё | ||||
хочет | ||||
свою | ||||
теперь | ||||
приходить | ||||
Пусть | ||||
оставшись | ||||
том | ||||
странница | ||||
у | ||||
сударь | ||||
умоляет | ||||
сумасшедшая | ||||
Феклуша | ||||
сцена | ||||
падает | ||||
тебя | ||||
тело | ||||
саду | ||||
Радость | ||||
Катериной | ||||
Затем | ||||
жизни | ||||
грехе | ||||
Кабанихи | ||||
грозы | ||||
где | ||||
грозящая | ||||
жить | ||||
да | ||||
из | ||||
дать | ||||
Выходит | ||||
будут | ||||
галерее | ||||
Входит | ||||
Кулигину | ||||
барыня | ||||
Жизнь | ||||
бульваре | ||||
ведёт | ||||
входят | ||||
заявляет | ||||
начинается | ||||
выпить | ||||
ли | ||||
высоком | ||||
люблю | ||||
Вернувшаяся | ||||
меня | ||||
взять | ||||
восклицает | ||||
Коли | ||||
берегу | ||||
Глашей | ||||
беседует | ||||
Вот | ||||
Жестокие | ||||
Волги | ||||
бы | ||||
может | ||||
душа | ||||
ей | ||||
без | ||||
начинает | ||||
дом | ||||
Борису | ||||
дома | ||||
ещё | ||||
четвёртое | ||||
объясняет | ||||
согласно | ||||
остальные | ||||
невозможностью | ||||
остатками | ||||
сестру | ||||
нему | ||||
строго | ||||
нибудь | ||||
труп | ||||
отвращение | ||||
фоне | ||||
отговорить | ||||
обнимает | ||||
отдаст | ||||
смерти | ||||
отдать | ||||
Стерпев | ||||
отказ | ||||
счастливом | ||||
отказа | ||||
то | ||||
Откликнись | ||||
уговаривает | ||||
отношениях | ||||
условиях | ||||
отпускает | ||||
Опять | ||||
отчаянное | ||||
эти | ||||
отъезда | ||||
семейное | ||||
отъезде | ||||
слезах | ||||
никак | ||||
собирающие | ||||
падающем | ||||
сопровождении | ||||
пальцем | ||||
страстным | ||||
перед | ||||
суете | ||||
никогда | ||||
т | ||||
переживает | ||||
огненную | ||||
переспрашивает | ||||
тоски | ||||
пёсьими | ||||
уверенно | ||||
петь | ||||
уехавшим | ||||
пламенем | ||||
умерли | ||||
племянник | ||||
уходя | ||||
никто | ||||
хвалящая | ||||
побоюсь | ||||
часов | ||||
побоялась | ||||
Шапкиным | ||||
поведение | ||||
свете | ||||
погубили | ||||
обороняться | ||||
подождать | ||||
семьёй | ||||
подозрениях | ||||
силах | ||||
Подойдя | ||||
слушать | ||||
поездку | ||||
со | ||||
пойдёшь | ||||
советует | ||||
Пока | ||||
солнечных | ||||
покаявшуюся | ||||
стали | ||||
поклон | ||||
странникам | ||||
поколебавшись | ||||
страшную | ||||
полететь | ||||
обрыву | ||||
полной | ||||
объявить | ||||
половина | ||||
сынок | ||||
положение | ||||
таких | ||||
полуразрушенного | ||||
тем | ||||
получить | ||||
Тихоне | ||||
полюбила | ||||
одним | ||||
понимает | ||||
тоску | ||||
поручение | ||||
омут | ||||
порывается | ||||
увлечении | ||||
посланной | ||||
угощается | ||||
них | ||||
уж | ||||
последних | ||||
улицах | ||||
посылает | ||||
унижают | ||||
потом | ||||
устроить | ||||
почтителен | ||||
Феклуша | ||||
пошла | ||||
фрески | ||||
Появившиеся | ||||
хотите | ||||
нищих | ||||
худших | ||||
поясняет | ||||
чего | ||||
предложение | ||||
чтоб | ||||
представляет | ||||
щедрость | ||||
представляющей | ||||
неладное | ||||
пресекает | ||||
обещает | ||||
при | ||||
своих | ||||
приводит | ||||
себя | ||||
приволжский | ||||
семейства | ||||
привыкнуть | ||||
семью | ||||
придёт | ||||
Сибирь | ||||
приехал | ||||
скамейке | ||||
невозможно | ||||
образам | ||||
признания | ||||
слышен | ||||
приказчиком | ||||
снова | ||||
приказывает | ||||
собирающейся | ||||
прилетят | ||||
собой | ||||
прилюдно | ||||
совсем | ||||
принимается | ||||
солнечном | ||||
присланный | ||||
образование | ||||
приходит | ||||
спать | ||||
ноги | ||||
стало | ||||
продолжают | ||||
странах | ||||
ночевать | ||||
обращая | ||||
ночное | ||||
страшно | ||||
пройтись | ||||
страшные | ||||
Прокляну | ||||
суда | ||||
пророчит | ||||
судией | ||||
просит | ||||
Общественный | ||||
просить | ||||
сценой | ||||
проснувшейся | ||||
сына | ||||
прости | ||||
сыну | ||||
простившись | ||||
тайком | ||||
простить | ||||
тебе | ||||
противиться | ||||
овраге | ||||
прощается | ||||
огненного | ||||
Прощай | ||||
оделяет | ||||
прячет | ||||
одиночестве | ||||
птицах | ||||
толпе | ||||
пугается | ||||
торопит | ||||
пускает | ||||
тоской | ||||
пустеет | ||||
тронуть | ||||
ночью | ||||
окрики | ||||
путь | ||||
убьёт | ||||
нравы | ||||
уверяют | ||||
пьеса | ||||
уводит | ||||
неё | ||||
уговаривать | ||||
Бросаясь | ||||
уезжает | ||||
Вторая | ||||
уехать | ||||
Калиновцы | ||||
ужас | ||||
Последнее | ||||
узнать | ||||
Следующее | ||||
умаление | ||||
неверность | ||||
некоторое | ||||
рассказы | ||||
упрекает | ||||
об | ||||
установку | ||||
расспрашивает | ||||
они | ||||
расспросы | ||||
опасение | ||||
расходятся | ||||
Феклуши | ||||
речь | ||||
формальные | ||||
родители | ||||
Ханжа | ||||
родительском | ||||
Хорошо | ||||
родни | ||||
Хоть | ||||
рожнами | ||||
храме | ||||
оба | ||||
цветочками | ||||
обвиняет | ||||
часть | ||||
сад | ||||
Через | ||||
садом | ||||
особую | ||||
Обе | ||||
оставив | ||||
сама | ||||
шестами | ||||
самодурстве | ||||
эпидемии | ||||
самоучка | ||||
этими | ||||
самый | ||||
остался | ||||
свекрови | ||||
Всё | ||||
разбойником | ||||
Второе | ||||
разговор | ||||
Первая | ||||
разговором | ||||
Появляется | ||||
разразившейся | ||||
Сцена | ||||
разрешив | ||||
раскинуть | ||||
идёт | ||||
людского | ||||
Катя | ||||
геенну | ||||
мыслей | ||||
глава | ||||
Кабановы | ||||
главное | ||||
Куда | ||||
глазком | ||||
могиле | ||||
Глаша | ||||
нашем | ||||
более | ||||
академии | ||||
гнетущую | ||||
калитке | ||||
Варвару | ||||
Коммерческой | ||||
головами | ||||
купца | ||||
голову | ||||
Выполнив | ||||
горе | ||||
монолог | ||||
горничная | ||||
наказы | ||||
горничной | ||||
злорадно | ||||
город | ||||
искать | ||||
городе | ||||
Кабанова | ||||
городок | ||||
какими | ||||
горячих | ||||
бросилась | ||||
Господи | ||||
кого | ||||
гостях | ||||
бла | ||||
грех | ||||
Кулигина | ||||
греха | ||||
луче | ||||
Варвары | ||||
матери | ||||
грехи | ||||
мечтать | ||||
гроза | ||||
молиться | ||||
грозит | ||||
мужем | ||||
грозные | ||||
надо | ||||
вас | ||||
народом | ||||
ваша | ||||
здесь | ||||
громоотвод | ||||
знают | ||||
грубить | ||||
измене | ||||
грубых | ||||
исчезла | ||||
губи | ||||
Кабанихе | ||||
гуляла | ||||
кабановского | ||||
гулянье | ||||
казнилась | ||||
гулять | ||||
Калинова | ||||
ваша | ||||
карман | ||||
даёт | ||||
встревоженным | ||||
даже | ||||
ключ | ||||
дали | ||||
колени | ||||
дальних | ||||
которое | ||||
вдвоём | ||||
крепиться | ||||
беседке | ||||
Кудряшу | ||||
действительно | ||||
Кулигиным | ||||
Делайте | ||||
лепие | ||||
делах | ||||
Вымышленный | ||||
делаю | ||||
Мало | ||||
бежать | ||||
матерью | ||||
дерево | ||||
механик | ||||
детей | ||||
милосерднее | ||||
детстве | ||||
мой | ||||
детям | ||||
молодёжи | ||||
верности | ||||
московской | ||||
Борисе | ||||
муки | ||||
Дикому | ||||
наваждении | ||||
для | ||||
называет | ||||
догадывается | ||||
выходках | ||||
дождался | ||||
Выходят | ||||
дождёшься | ||||
галерею | ||||
дождь | ||||
землю | ||||
должен | ||||
змия | ||||
взглянуть | ||||
адским | ||||
беседуют | ||||
ворчит | ||||
видят | ||||
имя | ||||
виноват | ||||
исчезает | ||||
домой | ||||
их | ||||
дороге | ||||
брань | ||||
дорогу | ||||
брать | ||||
дочери | ||||
кабановским | ||||
Друг | ||||
Кабановы | ||||
другой | ||||
времён | ||||
беспорядочное | ||||
временах | ||||
дьявольском | ||||
Калинов | ||||
дядя | ||||
Калинове | ||||
адские | ||||
калитки | ||||
его | ||||
ангелов | ||||
XIX | ||||
будет | ||||
внимания | ||||
встречаются | ||||
вносит | ||||
кланяться | ||||
если | ||||
клятвы | ||||
баснословные | ||||
колебаний | ||||
жалей | ||||
всячески | ||||
жалеть | ||||
которого | ||||
жалобами | ||||
которые | ||||
жалости | ||||
красота | ||||
во | ||||
крик | ||||
жаль | ||||
Кудряшом | ||||
ждёт | ||||
благословляет | ||||
ждут | ||||
вы | ||||
же | ||||
купола | ||||
железной | ||||
Кяхту | ||||
жене | ||||
вызван | ||||
женой | ||||
любви | ||||
жену | ||||
люди | ||||
Женщина | ||||
людьми | ||||
женщиной | ||||
Маменька | ||||
жены | ||||
материнской | ||||
воду | ||||
бульвару | ||||
живую | ||||
Местный | ||||
возвращении | ||||
мечтает | ||||
возьмите | ||||
мещанином | ||||
жили | ||||
мне | ||||
бранит | ||||
выражает | ||||
жить | ||||
молитвах | ||||
воля | ||||
молнией | ||||
заведут | ||||
молодыми | ||||
завершает | ||||
Москве | ||||
завершается | ||||
богатого | ||||
завещанию | ||||
быстро | ||||
заела | ||||
мучиться | ||||
заканчивается | ||||
бабушки | ||||
заклинанием | ||||
Навсегда | ||||
закопать | ||||
наедине | ||||
закусить | ||||
наказание | ||||
заполняется | ||||
наказывать | ||||
запрягать | ||||
наложила | ||||
воображая | ||||
наследства | ||||
заходит | ||||
боится | ||||
зачем | ||||
наши | ||||
ворот | ||||
вам | ||||
здания | ||||
Ключевые слова: Катерина, Тихон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее часто употребляемыми словами в произведении «Гроза» являются предлоги, союзы и местоимения. Однако их не стоит относить к ключевым словам, ибо тему произведения они не обозначают, а поисковые системы не смогу выдать по ним верный результат. В качестве ключевых слов стоит использовать самые частотные существительные или же глаголы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Первая половина XIX в. Вымышленный приволжский городок Калинов. Общественный сад на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми — Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным — о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кулигина рассказывает, что его родители жили в Москве, дали ему образование в Коммерческой академии и оба умерли во время эпидемии. Он же приехал к Дикому, оставив сестру у материнской родни, чтобы получить часть наследства бабушки, которое Дикой должен ему отдать согласно завещанию, если Борис будет к нему почтителен. Все его уверяют: на таких условиях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалуется Кулигину, что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Кулигин рассказывает о Калинове и завершает свою речь словами: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной появляется странница Феклуша, хвалящая город за «бла-а-лепие», а дом Кабановых за особую щедрость к странникам. «Кабановы?» — переспрашивает Борис: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем», — поясняет Кулигин. Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой Катериной. Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям пройтись по бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, оставшись вдвоём с Катериной, беседует с ней о домашних отношениях, о Тихоне. Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с ней происходит «неладное что-то». Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это предложение приводит Катерину в ужас. Появляется сумасшедшая барыня, грозящая тем, что «красота-то в самый омут ведёт», и пророчит адские муки. Катерина страшно пугается, а тут ещё «гроза заходит», она торопит Варвару домой к образам молиться.
Второе действие, происходящее в доме Кабановых, начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница расспрашивает о домашних делах Кабановых и передаёт баснословные рассказы о дальних странах, где люди с пёсьими головами «за неверность» и т. п. Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, передаёт от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять её в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в верности, но Тихон и слушать их не хочет: «Мало ли что придёт в голову...» Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и даёт ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать, потом, поколебавшись, прячет в карман.
Следующее действие происходит на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о «последних временах», Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало», рассказывает о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут ещё худших времён. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается, приходит присланный семьёй Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: «Хоть бы одним глазком взглянуть на неё!» Вернувшаяся Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.
Вторая сцена представляет ночное гулянье молодёжи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать — «дождёшься чего-нибудь». Происходит свидание Катерины и Бориса. После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся любви. «Что меня жалеть — никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Всё четвёртое действие, происходящее на улицах Калинова, — на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, представляющей геенну огненную, и на бульваре, — идёт на фоне собирающейся и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань, Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы «шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» грех. Сцена пустеет, затем на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона, слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается мужу в измене. Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьёт молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в том, что «гуляла» с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт; <…> Вот и дождался!»
Последнее действие снова на высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на своё семейное горе, на то, что мать говорит о Катерине: «Её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» «А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть». Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет, что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы «она с тоски-то на себя руки не наложила!», и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену.
Появляется Катерина, она жалуется на своё отчаянное положение в доме, а главное — на страшную тоску по Борису. Её монолог заканчивается страстным заклинанием: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Входит Борис. Она просит его взять её с собой в Сибирь, но понимает, что отказ Бориса вызван действительно полной невозможностью уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь, жалуется на гнетущую жизнь в доме, на отвращение к мужу. Навсегда простившись с Борисом, Катерина начинает в одиночестве мечтать о смерти, о могиле с цветочками и птицах, которые «прилетят на дерево, будут петь, детей заведут». «Опять жить?» — с ужасом восклицает она. Подойдя к обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» и уходит.
Сцена заполняется встревоженным народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик: «Женщина в воду бросилась!» Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами: «Прокляну, коли пойдёшь!» Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин вносит тело Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: «Маменька, вы её погубили!» и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» — этими словами Тихона завершается пьеса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Первая
половина
XIX
в
Вымышленный
приволжский
городок
Калинов
Общественный
сад
на
высоком
берегу
Волги
Местный
механик
самоучка
Кулигин
беседует
с
молодыми
людьми
Кудряшом
приказчиком
богатого
купца
Дикого
и
мещанином
Шапкиным
о
грубых
выходках
и
самодурстве
Дикого
Затем
появляется
Борис
племянник
Дикого
который
в
ответ
на
расспросы
Кулигина
рассказывает
что
его
родители
жили
в
Москве
дали
ему
образование
в
Коммерческой
академии
и
оба
умерли
во
время
эпидемии
Он
же
приехал
к
Дикому
оставив
сестру
у
материнской
родни
чтобы
получить
часть
наследства
бабушки
которое
Дикой
должен
ему
отдать
согласно
завещанию
если
Борис
будет
к
нему
почтителен
Все
его
уверяют
на
таких
условиях
Дикой
никогда
не
отдаст
ему
денег
Борис
жалуется
Кулигину
что
никак
не
может
привыкнуть
к
жизни
в
доме
Дикого
Кулигин
рассказывает
о
Калинове
и
завершает
свою
речь
словами
Жестокие
нравы
сударь
в
нашем
городе
жестокие
Калиновцы
расходятся
Вместе
с
другой
женщиной
появляется
странница
Феклуша
хвалящая
город
за
бла
а
лепие
а
дом
Кабановых
за
особую
щедрость
к
странникам
Кабановы
переспрашивает
Борис
Ханжа
сударь
нищих
оделяет
а
домашних
заела
совсем
поясняет
Кулигин
Выходит
Кабанова
в
сопровождении
дочери
Варвары
и
сына
Тихона
с
женой
Катериной
Она
ворчит
на
них
но
наконец
уходит
разрешив
детям
пройтись
по
бульвару
Варвара
отпускает
Тихона
тайком
от
матери
выпить
в
гостях
и
оставшись
вдвоём
с
Катериной
беседует
с
ней
о
домашних
отношениях
о
Тихоне
Катерина
рассказывает
о
счастливом
детстве
в
родительском
доме
о
своих
горячих
молитвах
о
том
что
она
переживает
в
храме
воображая
ангелов
в
солнечном
луче
падающем
из
купола
мечтает
раскинуть
руки
и
полететь
и
наконец
признается
что
с
ней
происходит
неладное
что
то
Варвара
догадывается
что
Катерина
кого
то
полюбила
и
обещает
по
отъезде
Тихона
устроить
свидание
Это
предложение
приводит
Катерину
в
ужас
Появляется
сумасшедшая
барыня
грозящая
тем
что
красота
то
в
самый
омут
ведёт
и
пророчит
адские
муки
Катерина
страшно
пугается
а
тут
ещё
гроза
заходит
она
торопит
Варвару
домой
к
образам
молиться
Второе
действие
происходящее
в
доме
Кабановых
начинается
разговором
Феклуши
с
горничной
Глашей
Странница
расспрашивает
о
домашних
делах
Кабановых
и
передаёт
баснословные
рассказы
о
дальних
странах
где
люди
с
пёсьими
головами
за
неверность
и
Появившиеся
Катерина
и
Варвара
собирающие
Тихона
в
дорогу
продолжают
разговор
об
увлечении
Катерины
Варвара
называет
имя
Бориса
передаёт
от
него
поклон
и
уговаривает
Катерину
спать
с
ней
в
беседке
в
саду
после
отъезда
Тихона
Выходят
Кабаниха
и
Тихон
мать
велит
сыну
строго
наказывать
жене
как
жить
без
него
Катерину
унижают
эти
формальные
наказы
Но
оставшись
наедине
с
мужем
она
умоляет
его
взять
её
в
поездку
после
его
отказа
пытается
дать
ему
страшные
клятвы
в
верности
но
Тихон
и
слушать
их
не
хочет
Мало
ли
что
придёт
в
голову
Вернувшаяся
Кабаниха
приказывает
Катерине
кланяться
мужу
в
ноги
Тихон
уезжает
Варвара
уходя
гулять
сообщает
Катерине
что
они
будут
ночевать
в
саду
и
даёт
ей
ключ
от
калитки
Катерина
не
хочет
его
брать
потом
поколебавшись
прячет
в
карман
Следующее
действие
происходит
на
скамейке
у
ворот
кабановского
дома
Феклуша
и
Кабаниха
беседуют
о
последних
временах
Феклуша
говорит
что
за
грехи
наши
время
в
умаление
приходить
стало
рассказывает
о
железной
дороге
змия
огненного
стали
запрягать
о
суете
московской
жизни
как
дьявольском
наваждении
Обе
ждут
ещё
худших
времён
Появляется
Дикой
с
жалобами
на
свою
семью
Кабаниха
упрекает
его
за
беспорядочное
поведение
он
пытается
ей
грубить
но
она
это
быстро
пресекает
и
уводит
его
в
дом
выпить
и
закусить
Пока
Дикой
угощается
приходит
присланный
семьёй
Дикого
Борис
чтобы
узнать
где
глава
семейства
Выполнив
поручение
с
тоской
восклицает
о
Катерине
Хоть
бы
одним
глазком
взглянуть
на
неё
Вернувшаяся
Варвара
велит
ему
ночью
приходить
к
калитке
в
овраге
за
кабановским
садом
Вторая
сцена
представляет
ночное
гулянье
молодёжи
на
свидание
к
Кудряшу
выходит
Варвара
и
велит
Борису
подождать
дождёшься
чего
нибудь
Происходит
свидание
Катерины
и
Бориса
После
колебаний
мыслей
о
грехе
Катерина
не
в
силах
противиться
проснувшейся
любви
Что
меня
жалеть
никто
не
виноват
сама
на
то
пошла
Не
жалей
губи
меня
Пусть
все
знают
пусть
все
видят
что
я
делаю
обнимает
Бориса
Коли
я
для
тебя
греха
не
побоялась
побоюсь
ли
я
людского
суда
Всё
четвёртое
действие
происходящее
на
улицах
Калинова
на
галерее
полуразрушенного
здания
с
остатками
фрески
представляющей
геенну
огненную
и
на
бульваре
идёт
на
фоне
собирающейся
и
наконец
разразившейся
грозы
Начинается
дождь
и
на
галерею
входят
Дикой
и
Кулигин
который
принимается
уговаривать
Дикого
дать
денег
на
установку
солнечных
часов
на
бульваре
В
ответ
Дикой
его
всячески
бранит
и
даже
грозит
объявить
разбойником
Стерпев
брань