Выбор размерной группы вкладышей 3 страница
Компоненты клапанов
19 Проверьте пружины клапанов на на
личие признаков повреждений или изме
нение окраски, кроме того, оцените их
свободную длину, путем сравнения с
новой.
20 Установите каждую из пружин по
очередно вертикально на плоскую по
верхность и проверьте перпендикуляр
ность их торцовки. При выявлении
признаков повреждения, деформации или
ослабления усилия сжатия, приобретите
полный комплект новых пружин.
9.2Ь Заметьте, что колпачки для выпускного и выпускного клапанов не взаимозаменяемы. На колпачке впускного клапана белая пружина (А), а выпускного черная (В)
9 Головка цилиндров-
сборка
1 Смажьте штоки и вставьте клапаны
на свои места. Установку новых клапа
нов производите в соответствии с при
тиркой их к соответствующим седлам
(см. иллюстрацию).
2 Установите опору пружины. Обмак
ните новый маслосъемный колпачок в
масло, затем аккуратно наденьте его по
клапану на направляющую втулку.
Примечание: Входное отверстие и мас-лосъемные колпачки выпускных и впускных клапанов различны (не взаимозаменяемы); у колпачка впускного клапана имеется белая пружина, а выпускного клапана - черная пружина. Старайтесь не повредить колпачок при перемещении его по штоку клапана. Используйте подходящее гнездо или металлическую трубку для посадки колпачка на втулку (см. иллюстрации).
3 Разместите пружину на штоке клапа
на, развернув ее стороной с меньшим
шагом витков к головке цилиндров, и
установите опорную чашку (см. иллюст
рацию).
4 Сожмите пружины специальным ин
струментом и осторожно вставьте суха
ри разрезного замка в свою канавку (см.
иллюстрацию). Для фиксации сухарей в
канавке до отпускания сжимающего пру
жину инструмента нанесите на их внут-
9.2с Используя гнездо, посадите маслосъемный колпачок на направляющую втулку
9.3 Установите клапанную пружину, развернув ее стороной с меньшим шагом витков к головке цилиндров, затем установите опорную чашку
9.4 Сожмите пружины специальным инструментом и осторожно вставьте сухари в канавку
Общие процедуры переборки двигателя
10.5 Открепите упорную пластину и вытяните 10.6 Измерение диаметра шейки вала блока передний вал блока балансира из блока ци- балансира линдров |
10.11а Смажьте подшипники чистым мотор- 10.11Ь ...и вставьте передний вал блока бэ- ным маслом... лансира на место |
10.2а Удалите кожух заднего сальника колен-вала...
реннюю поверхность немного густой смазки. Медленно ослабьте усилие инструмента и удостоверьтесь в правильности посадки сухарей в канавке.
5 Когда будут установлены все клапа
ны, переверните головку плоскостью на
верстак и молотком через деревянный
брусок легонько обстучите торцы што
ков клапанов для усадки всех компонен
тов. Следите за установкой всех компо
нентов на соответствующие им места -
не допускайте путаницы!
6 Установите головку цилиндров на
двигатель, затем - толкатели и коро
мысла.
10 Валы блока балансира-
снятие, осмотр и установка
Снятие
1 Удалите поддон. ...
2 Чтобы проверить осевой люфт вала
блока балансира, удалите маховик/при
водной диск, затем открепите кожух зад
него сальника коленвала от блока цилин
дров (см. Раздел 2А). Установите
микрометр так, чтобы его зонд упирался
в торец одного из валов блока балансира.
Отведите вал до упора в одну сторону,
затем отнулите показания шаблона. Тол
кните вал до упора в другую сторону и
заметьте показания прибора (см. иллюс
трации). Повторите процедуру на дру
гом вале. Сравните результаты с данны
ми, приведенными в Спецификациях.
Если осевой люфт переднего вала блока
балансира больше допустимого, замени
те упорную пластину; если же больше
допустимого осевой люфт заднего вала,
скорее всего это из-за износа упорных
поверхностей кожуха масляного насоса/
звездочки.
Примечание: Если осевой люфт не будет проверяться, снимать маховик/приводной диск и кожух сальника нет необходимости.
3 Снимите кожух масляного насоса.
4 Удалите блокирующий шплинт и из
влеките задний вал блока балансира из
блока цилиндров (см. иллюстрацию).
5 Открутите два болта крепления, сни
мите упорную пластину и извлеките пе
редний вал блока балансира из блока
цилиндров (см. иллюстрацию).
10.2Ь ...затем проверьте осевой люфте помощью микрометра, упирая зонд в задний торец взла
Осмотр
6 Тщательно проверьте состояние шеек
вала блока балансира. С помощью мик-
рометра измерьте внешний диаметр шеек
(шейка №1 - ближайшая к зубчатому
ремню) (см. иллюстрацию).
7 Разместите вал на V-блоках и с помо
щью микрометра измерьте биение цент
ральной шейки. Если биение превышает
указанное в Спецификациях предельное
значение, вал следует заменить.
8 Если вал искривлен, или конусность/
овальность/износ любой его шейки пре
вышает указанное в Спецификациях зна
чение, вал должен быть заменен.
9 Осмотрите рабочие поверхности под
шипников валов балансира в блоке ци
линдров. При наличии подходящих ин
струментов измерьте внутренний
диаметр каждого подшипника. Вычис
лите рабочий зазор подшипника, вычи
тая диаметр шейки вала блока балансира
из внутреннего диаметра соответствую
щего подшипника. Если результат любо-
10.4 Удалите задний вал блока балансира
го измерения превышает предельные значения (см. Спецификации), подшипники должны быть заменены. Замена подшипника предполагает использование нескольких специальных инструментов, по этой причине поручите данную работу специалистам на станции Rover.
10 Если осевой люфт любого вала пре
вышает указанное в Спецификациях пре
дельное значение (см. пункт 2), внима
тельно осмотрите упорную плиту
(передний вал), или упорные поверхнос
ти масляного насоса и кожуха звездочки
(задний вал). Замените все изношенные
или поврежденные компоненты.
Установка
11 Смажьте шейки валов чистым мо
торным маслом, введите валы в блок
цилиндров. Сцепите упорную пластину
с канавкой в вале и зажмите болты креп
ления с требуемым усилием (см. иллюс
трации).
12 Закрепите кожух масляного насоса
на блоке цилиндров.
Общие процедуры переборки двигателя
10.11с Сцепите упорную пластину с канавкой в вале и зажмите болты крепления с требуемым усилием
13 Если осевой люфт был проверен пе
ред снятием, замените сальник коленва-
ла, затем установите кожух сальника и
маховик/приводной диск.
14 Установите поддон.
11 Шатун но-поршневые
группы - снятие
Примечание: Чтобы добраться к гайкам крышек шатунных подшипников (особенно цилиндра №4), необходимо снять прижимную рамку крышек коренных подшипников (см. Главу 12).
1 Снимите головку цилиндров и под
дон, затем открутите сетчатый масло-
приемник от основания масляного насо
са. Открутите болты крепления и снимите
перегородку с основания прижимной
рамки.
2 Ногтем указательного пальца опре
делите наличие ступенчатого износа в
районе верхней границы хода поршне
вого кольца в каждом из цилиндров. Если
такого рода ступеньки образованы
(угольными отложениями или в резуль
тате износа стенок цилиндров), они дол
жны быть полностью удалены с помо
щью специального инструмента.
Следуйте инструкциям изготовителей ин
струмента. Пренебрежение данным тре
бованием может привести к разрушению
поршневых колец при попытке снятия
шатунно-поршневой сборки.
3 Перед снятием измерьте боковой за
зор нижней головки шатунов с помощью
щупа (см. иллюстрацию). Если зазор
11.4 Проверьте наличие меток на крышках и шатунах перед их снятием (см. текст)
превышает указанное в Спецификациях значение, замените шатун.
4 Заметьте, что каждая шатушю-пор-
шневая сборка может быть пронумеро
вана в соответствии с принадлежностью
к своему цилиндру. Если метки не замет
ны или отсутствуют, нанесите собствен
ные перед тем как приступать к снятию
каких-либо компонентов, чтобы при
сборке иметь возможность правильной
установки каждой шатунно-поршневой
сборки (в правильный (свой прежний)
цилиндр и с правильным положением
крышки) (см. иллюстрацию).
5 Проверните коленвал до установки
поршней №1 и №4 в НМТ (нижней мер
твой точке). Если прижимная рамка кры
шек коренных подшипников еще не сня
та, расположите коленвал так, чтобы
через проемы можно было добраться к
гайкам шатуна.
6 Открутите гайки шатунной крышки
поршня № 5. Снимите крышку и удалите
нижний вкладыш. Если вкладыши не
требуют замены, прикрепите их липкой
лентой к крышкам.
7 Вытолкните шатунно-поршневую
сборку из двигателя через верх. Толкай-'
те сборку рукояткой молотка, упертой в
постель подшипника верхней головки
шатуна. Удалите вкладыш и прикрепите
его липкой лентой к шатуну.
8 После снятия вновь привинтите
крышки нижних головок к своим шату
нам, предварительно вложив в них оба
вкладыша. Гайки затягивайте только от
руки.
9 Таким же образом снимите шатунно-
поршневую группу №4.
10 Проверните коленвал на 180°, расположив оставшиеся поршни в НМТ, и снимите их таким же образом.
12 Коленвал- снятие
1 Снимите масляный насос и маховик/
приводной диск. Если будут удаляться
шатунно-поршневые группы, снимите
головку цилиндров.
2 Проверьте осевой люфт коленвала
(см. Главу 15), затем действуйте следую
щим образом.
3 Снимите шатунно-поршневые груп
пы (см. Главу 10). Если они не нуждают
ся в ремонте, их достаточно выдвинуть
настолько, чтобы шатуны не касались
шеек коленвала.
4 Открутите болты крепления и снимите
кожух заднего сальника коленвала с блока
цилиндров. Если установочные штыри
крышки сидят свободно, удалите их.
5 Работая в последовательности, обрат
ной к затяжке (см. иллюстрацию 19.23b),
равномерно и постепенно ослабьте де
сять болтов крепления прижимной рамки
крышек коренных подшипников по пол
оборота за прием (см. иллюстрацию).
Снимите болты с шайбами.
6 Осторожно отделите прижимную
рамку от крышек коренных подшипни
ков и снимите ее с двигателя, отмечая
расположение установочных штырей (см.
иллюстрацию). Снимите кольцевое уп
лотнение в центре перемычки, оно долж
но быть заменено.
7 Крышки коренных подшипников
должны быть пронумерованы от 1 до 5.
При отсутствии меток сделайте их само
стоятельно.
8 Аккуратно снимите крышки с блока
цилиндров, следя за тем, чтобы нижний
вкладыш оставался в крышке. Заметьте
расположение установочных штырей и
извлеките их из крышек, при хранении
не путайте их (см. иллюстрацию).
9 Аккуратно поднимите коленвал, ста
раясь не смещать верхние вкладыши.
Удалите половины упорной шайбы с
боков коренного подшипника №4.
10 Извлеките верхние коренные вкла
дыши из блока цилиндров и прикрепите
их липкой лентой к соответствующим
крышкам.
12.5Равномерноипостепенноослабьтебол- 12.6 Удалите прижимную рамку крышек ко- 12.8...иснимитекрышки(установочныешты-
ты крепления прижимной рамки крышек ко- ренных подшипников... ри отмечены стрелками)
ренных подшипников
Общие процедуры переборки двигателя
13 Блок цилиндров-
чистка и осмотр
Чистка
1 Для проведения полной чистки бло
ка снимите с него все внешние компо
ненты и электрические датчики/выклю
чатели. Высверлите маленькое отверстие
в пробке, затем вкрутите в отверстие
винт-саморез и выдерните пробку плос
когубцами ИЛИ СКОЛЬЗЯЩИМ МОЛОТКОМ.
2 Соскоблите с поверхности блока и
прижимной рамки все следы материала
старой прокладки. Старайтесь не повре
дить при этом сопрягаемые поверхнос
ти.
3 Извлеките все заглушки масляных
галерей (где установлены). Заглушки
могут быть закручены очень туго и их
придется высверливать с последующим
восстановлением резьбы. При сборке
двигателя заменяйте заглушки на новые.
4 Если какие-либо участки поверхнос
ти литья блока сильно загрязнены, весь
блок должен быть подвергнут паровой
чистке.
5 После возвращения блока из паро
вой чистки, все маслотоки и галереи дол
жны быть еще раз тщательно прочище
ны. Промойте внутренние каналы струей
теплой мыльной воды. Продолжайте про
мывку, пока из отверстий не начнет вы
текать чистая вода, затем тщательно про
сушите блок и смажьте подвергавшиеся
станочной обработке поверхности тон
ким слоем масла во избежание коррозии.
Если имеется доступ к источнику сжато
го воздуха, использование его ускорит
процесс сушки и поможет выдуть из ка
налов и отверстий все посторонние пред
меты и мусор.
Предупреждение: При работе со сжатым воздухом пользуйтесь защитными очками!
6 Если литье блока не сильно загрязне
но, адекватная его чистка может быть
осуществлена с использованием мыль
ной воды (горячей настолько, насколько
Вы сможете выдержать) и жесткой щет
ки. Не жалейте времени на проведение
этой процедуры и выполняйте ее добро
совестно. Независимо от примененного
метода чистки удостоверьтесь в прохо
димости всех масляных отверстий и га
лерей блока и тщательно просушите все
компоненты. Обработанные поверхнос
ти во избежание коррозии смажьте тон
ким слоем чистого масла.
7 Все резьбовые отверстия должны быть прочищены и просушены с целью обеспечения правильности усилий затягивания крепежа при сборке; теперь самое время проверить состояние всего крепежа и чистку/восстановление его резьбы. Прогоните каждое резьбовое отверстие соответствующего размера метчиком для удаления из него ржавчины и восстановления резьбы. Если имеется такая возможность, продуйте все
обработанные отверстия сжатым воздухом для выдувания из них стружки. Неплохо обработать каждое отверстие вла-гопоглощающим аэрозолем, наносимым через длинную насадку, обычно поставляемую в комплекте с составом.
Предупреждение: При продувке отверстий сжатым воздухом надевайте защитные очки.
8 Нанесите подходящий герметик на
новые заглушки смазочных каналов,
вставьте их в отверстия в блоке и надеж
но зажмите.
9 Если не собираетесь производить
сборку двигателя на этом этапе, заверни
те его в большой чистый полиэтилено
вый пакет, во избежание загрязнения; не
забудьте предварительно смазать под
вергавшиеся станочной обработке по
верхности с целью предотвращения их
коррозии (см. выше).
Осмотр
10 Визуально проверьте литье блока на
наличие трещини следов коррозии. Про
верьте нет ли сорванной резьбы в кре
пежных отверстиях. Если ранее имелись
признаки внутренних утечек, возможно,
правильнее будет доставить блок для про
верки специалисту, располагающему не
обходимым оборудованием для выявле
ния скрытых трещин. При обнаружении
дефектов произведите необходимый ре
монт или замените сборку.
11 Проверьте стенки всех цилиндров на
наличие царапин, задиров и признаков
вытирания. Обратите внимание, что су
ществуют две размерные группы канала
цилиндра: А и В. Размерная группа каж
дого цилиндра проштампована на пере
днем'правом краю поверхности блока
цилиндров; первая буква в последова
тельности соответствует цилиндру №1
(от зубчатого ремня), а последняя - ци
линдру №4 (маховик/приводной диск)
(см. иллюстрацию).
Примечание: На некоторых двигателях вместо букв на блоке цилиндров могут быть использованы символы: I вместо А и И вместо В.
12 Измерьте диаметр каждого из цилин
дров в верхней (непосредственно под
границей хода поршня), центральной и
нижней частях. Первое измерение про
водите в плоскости, параллельной оси
коленвала. Затем повторите измерения
на тех же уровнях, но в плоскости, пер
пендикулярной оси вала.
13 Сравните результаты с приведенны
ми в Спецификациях данными; при воз
никновении каких-либо сомнений отно
сительно состояния каналов цилиндров
обычным решением является отправка
блока в проточку и установка в него
новых поршней ремонтного размера.
14 Если какой-либо из цилиндров силь
но оцарапан или задран, имеет признаки
чрезмерного износа, овальности или ко
нусности, или если зазор между порш-
13.11 Метки размерной группы диаметров цилиндров двигателя (отмечены стрелкой)
нем и стенкой цилиндра превышает допустимые пределы (см. Главу 14), блок цилиндров необходимо расточить (если возможно) или заменить, а затем установить новые поршни. Для всех двигателей 1.8 и 2.0 л существуют поршни двух ремонтных размеров (0.25 мм и 0.5 мм),' а для двигателя 2.3 л - поршни одного ремонтного размера (0.25 мм). 15 Если состояние каналов цилиндров хорошее, достаточно заменить только поршневые кольца. В этом случае, необходимо отхонинговать стенки цилиндров, т.е. нанести на них абразивным инструментом мелкую штриховка. Это делается для того, чтобы новые поршневые кольца притерлись к стенкам цилиндров. Имеются хонинговочные инструменты двух типов, оба приводятся вращательным инструментом с электрическим приводом, типа дрели. Один из них - гибкий, типа бутылочной щетки с подпружиненными головками. Менее опытному механику, вероятно, легче будет работать гибким хоном. Кроме того, Вам потребуется керосин или специальное масло, ветошь, электродрель и защитные очки. В идеале, линии штриховки должны пересекаться под углом приблизительно 60°. Некоторые изготовители поршневых колец»могут определять угол штриховки, меньший чем традиционные 60° - прочтите инструкции, прилагаемые к кольцам, и тщательно следуйте им. Извлекайте хон из цилиндра только после его полной остановки.
14 Шатунно-поршневые
группы - осмотр
1 Перед началом проверки состояния
шатунно-поршневыс сборки должны
быть тщательно вычищены, а старые
кольца сняты со своих поршней.
2 С помощью двух-трех старых щупов
осторожно снимите кольца с поршней
(см. иллюстрацию). Старайтесь при этом
не задрать и не оцарапать поверхности
поршней, после снятия каждого кольца
прикрепляйте к нему ярлык с указанием
номера поршня и номера канавки на нем,
кроме того, необходимо помечать верх
нюю сторону кольца. При сборке недо
пустима установка кольца не на свое ме
сто и в перевернутом состоянии. Также-
Общие процедуры переборки двигателя
14.2 Снятие поршневого кольца с помощью щупа
берегите руки - кольца имеют очень острые края! Заметьте, что третье кольцо состоит из трех частей. Всегда снимайте кольца через головку поршня. Складывайте набор колец с соответствующим поршнем, если старые кольца не требуют замены.
3 Удалите все следы нагара с днища
поршня. Для выполнения данной проце
дуры можно воспользоваться ручной
проволочной щеткой или наждачной
бумагой, после того, как основная масса
отложений будет соскоблена скребком.
Ни в коем случае не пытайтесь восполь
зоваться проволочной насадкой на элек
тродрель - поршни изготовлены из очень
мягкого сплава и легко могут быть по
вреждены. После чистки на поршнях
должны быть видны идентификацион
ные метки.
4 С помощью инструмента для прочи
стки канавок под поршневые кольца уда
лите угольные отложения из канавок на
поршнях. Если специального инструмен
та нет, однако найдены сменные кольца,
для выполнения данной процедуры от
лично подойдет обломок старого порш
невого кольца. При этом соблюдайте
крайнюю осторожность - удаляйте из
канавок только нагар, стараясь не повре
дить металл поршня и не оставить на
стенках канавок задиров и царапин. Кро
ме того, позаботьтесь о защите Ваших
рук - о поршневое кольцо, особенно об
ломанное, очень легко пораниться.
5 После удаления с поршней отложе
ний, промойте шатунно-поршневые
группы растворителем и просушите их
сжатым воздухом (если имеется доступ к
его источнику). Удостоверьтесь в прохо
димости масловозвратных отверстий в
задних стенках канавок.
6 Если стенки поршней и цилиндров
не имеют повреждений и признаков чрез
мерного износа, и если цилиндры не под
вергались расточке (см. Главу 13), про
верьте поршни следующим образом.
7 Тщательно проверьте каждый из пор
шней на наличие трещин по периметру
юбки и в районах бобышек поршневого
пальца и между канавками поршневых
колец.
8 Проверьте упорные поверхности пор
шней на наличие царапин и задиров, а
днища - на наличие отверстий /и прога
ров по краям. Если юбка поршня исцара-
15.2 Измерение осевого люфта коленвапа с помощью микрометра
пана или имеет задиры, это может являться признаком того, что двигатель страдал от систематического перегрева и/или неправильного сгорания смеси, вызывавшего избыточное повышение температур в камерах сгорания. Следует тщательно проверить системы охлаждения и смазки. Отверстия в днище поршня говорят о неправильном сгорании смеси. Прогары по краям днища обычно являются признаком детонации. При выявлении любого из перечисленных выше признаков необходимо уточнить и устранить вызвавшую их причину во избежание рецидива в дальнейшем. В число причин могут входить неправильный момент впрыска/зажигания или неисправность топливной форсунки (в зависимости от модели).
9 Следы коррозии поршня в виде мел
ких каверн говорят об попадании охлаж
дающей жидкости в камеру сгорания и/
или картер двигателя. Вновь, во избежа
ние рецидива, причина должна быть ус
транена.
10 Измерьте диаметр поршня перпенди
кулярно оси поршневого пальца на рас
стоянии 21 мм от основания юбки; срав
ните результаты со Спецификациями.
11 Измерьте микрометром диаметр
юбки поршня перпендикулярно и парал
лельно оси поршневого пальца и диа
метр цилиндра (см. Главу 13). Определи
те зазор между поршнем и цилиндром
путем вычитания из диаметра цилиндра
диаметра поршня, измеренных в одном и
том же направлении. Если зазор превы
шает норму, то поршень замените. Если
поршень свободно перемещается в верх
ней части цилиндра и с трудом, переме
щается в нижней его части, то конус
ность цилиндра заведомо превышает
норму.
12 Аналогичным образом проверьте
остальные поршни и каналы цилиндров.
Изношенные поршни должны быть за
менены.
13 Тщательно проверьте наличие таких
повреждений на шатунах, как трещины
на головках около поршневых пальцев и
в местах установки шатунных подшип
ников. Проверьте имеется ли деформа
ция тела шатуна (перекручивание или
изгиб). Повреждение шатунов малове
роятно и проявляется только в случаях
заклинивания двигателя или сильного
15.3 Измерение осевого люфта колен вала с помощью щупа
перегрева. Тщательную проверку шатунов можно выполнить только в автосервисе Rover.
14 Поршневые пальцы поршневые паль
цы вставлены с натягом в головку шату
на. Снимать поршни с шатунов следует в
автосервисе. Разбирать узел поршень-
шатун изготовителем крайне не реко
мендуется. Поршень меняется в сборе с
шатуном. Если будут устанавливаться
новые поршни, убедитесь в правильнос
ти выбора размера (см. Главу 13); на
поршне стандартной размерной группы
нет никакой маркировки, а на поршне
размерной группы В проштампована
буква В.
15 Коленвал -осмотр
Проверка осевого люфта коленвала
1 Осевой люфт проверяется до удале
ния коленвала из блока цилиндров (см.
Главу 12).
2 Закрепите циферблатный измеритель
на блоке так, чтобы его плунжер оказал
ся соосным с коленвалом и лишь прика
сался к торцу цапфы последнего. Смес
тите коленвал до отказа в сторону и
установите шкалу индикатора на ноль.
Сместите коленвал в противоположную
сторону и считайте показание индикато
ра (см. иллюстрацию). Результат сравни
те с нормативным. Если люфт превыша
ет норму, то понадобится замена
коренных вкладышей
3 При отсутствии индикатора осевой
люфт можно проверить щупом. Смес
тите коленвал до отказа в сторону махо
вика, затем измерьте люфт, вставляя
щупы в зазор между щекой коленвала и
вкладышем подшипника №4 (см. иллю
страцию).
Осмотр
4 Промойте коленвал растворителем и
просушите. Тщательно прочистите смазочные каналы внутри коленвала.
5 Проверьте состояние коренных и
шатунных шеек коленвала.
6 Износ шатунной шейки сопровожда
ется отчетливым металлическим стуком
на работающем двигателе (особенно хо
рошо прослушивается при нажатии на
педаль дроссельной заслонки при дви-
Общие процедуры переборки двигателя