При ремонте и строительстве зданий и сооружений
Наименование показателя Одноместная Двухместная 3851Б
Грузоподъемность, кг 120 300/500
Высота подъема, м 150 150
Скорость подъема, м/мин …………… 9,1 9,1/5,5
Мощность, кВт 0,75 1,5
Габаритные размеры, м
длина 1,09 2,4/4,6/5,9
ширина 0,97 0,94
высота 2,3 1,87
Масса полная, кг 585 931/961/1061
Лебедка ЛЭФ-500, шт 1 2
Рис.102. Подъёмник грузов мобильный.
Ковшовые (скиповые) подъёмники применяют для подачи сыпучих материалов и растворов в бункера, смесительные машины и грохоты. Объём ковша обычно составляет 1 м3 , скорость подъёма 60 м/ мин.
Их выполняют:
- вертикальными;
- наклонными.
Рис.103. Ковшовый (скиповый) подъёмник:
1 – ковш; 2 – канат; 3 – направляющие.
Подъёмник устанавливают в углубление, в которое опускается ковш 1, что значительно облегчает разгрузку автомобиля и наполнение ковша. Ковш поднимается при помощи каната 2 по направляющим 3. Для выгрузки ковша направляющие 3 на определённой высоте имеют изогнутую форму, благодаря чему ковш опрокидывается по достижении этой высоты.
Рис.104. Подвижный скиповый подъёмник:
1 – ковш; 2 – рама; 3 – канат; 4 – направляющие швеллера; 5 – направляющий блок; 6 – барабан лебёдки; 7 – тележка; 8 – передние ролики; 9 – задние ролики.
Скиповые строительные подъёмники изготовляются грузоподъёмностью1-2 т при высоте подъёма 5-15 м и скорости подъёма до 80 м/мин.
Шахтные подъёмники применяют для подъёма сыпучих материалов, раствора, бетонной смеси на высоту до 100 м и выше. Масса поднимаемого груза достигает 3 т, скорость подъёма 30 м/мин. Ковш с грузом помещается на площадке или в клети, которая движется внутри металлической шахты, внизу заглубленной в грунт. К шахте прикреплено устройство для разгрузки материалов из транспортных средств прямо в приёмное устройство.
Рис.105. Шахтный подъёмник с опрокидывающимся ковшом;
1 – шахта; 2 – клеть; 3 – опрокидывающийся ковш;
4 – разгрузочный лоток; 5 – приёмный лоток.
Выгрузка осуществляется через проёмы в шахте, в которые опрокидывается ковш, шарнирно подвешенный к площадке так, что в загруженном состоянии он стремится опрокинуться вперёд. Ковш от опрокидывания предохраняют стойки, по которым скользит с помощью роликов, прикреплённых по бокам ковша и спереди его. В местах выгрузки эти стойки прерываются и ковш опрокидывается в проём, при этом ролики выходят за пределы шахты по специальным направляющим. Материал из ковша высыпается в разгрузочный лоток. При опускании клети ковш возвращается в прежнее положение, так как ролики снова начинают опираться на стойки.
Шахтные подъёмники устанавливают как внутри, так и снаружи здания и закрепляют через каждые 6-8 м канатными расчалками, а к стене здания – кронштейнами.
Рис.106. Шахтный подъёмник грузоподъёмностью 1,75 т:
а – общий вид; б – установка самоопрокидывающегося ковша; 1 – две рейки;
2 - проёмы; 3 - верхние блоки; 4 - канат; 5 - направляющий блок; 6 – электриче-
ская лебёдка; 7 – лоток; 8 – площадка для транспорта; 9 – загрузочный бункер;
10 - шахта прямоугольного сечения; 11 – канатные расчалки; 12 – лоток;
13 – бункер; 14 – направляющие швеллеры или брусья; 15 – грузовая клеть
с платформой или ковшом; 16 – цепь; 17 - самоопрокидывающийся ковш;
18 – упорные ролики; 19 – стойка.
Шахтный подъёмник оборудован шахтой 10 прямоугольного сечения, образованной из четырёх вертикальных стоек: стойки скреплены между собой раскосами и поперечными связями.
Для удобства монтажа и перевозки шахта подъёмника состоит из отдельных секций, скреплённых между собой болтами. Монтаж шахты осуществляется наращиванием секций по мере возведения здания.
С двух противоположных сторон внутри шахты устанавливаются по всей её высоте направляющие швеллеры или брусья 14, по которым скользит грузовая клеть 15 с платформой или ковшом.
Перемещение клети в шахте производится электрической лебёдкой 6, расположенной сбоку шахты на земле. Канат 4 огибает направляющий блок 5, верхние блоки 3 и закрепляется на траверсе клети.
Для возможности разгрузки грузовой платформы или ковша шахта имеет в определённых местах проёмы 2.
Внизу подъёмник может быть оборудован площадкой для транспорта 8, загрузочным бункером 9 и лотком 7.
Применяются шахтные подъёмники как для подъёма небольшого габарита штучных грузов на платформе, так и главным образом для поднятия бетона, раствора и других пластичных, а также и сыпучих материалов в самоопрокидывающемся ковше.
Самоопрокидывающийся ковш 17 подвешивается в клети шарнирно на стойке 19 (рис.б). Место крепления сдвинуто относительно центра тяжести ковша и расположено так, что груженый ковш стремится опрокинуться вперёд. Для того, чтобы ковш при подъёме до места разгрузки не опрокидывался, на шахте подъёмника укрепляются две рейки 1. По этим рейкам перекатываются упорные ролики 18, установленные в передней части ковша. У проёма 2, где требуется разгрузить ковш, рейки заканчиваются, и ковш опрокидывается вперёд, разгружаясь через лоток 12 в бункер 13. Угол наклона ковша при опрокидывании регулируется длиной цепи 16. При опускании клети ковш автоматически становится на место, т.к. ролики 18 снова начинают упираться в рейки 1 на стенки шахты. Загрузка ковша производится через лоток, в бункер которого материал поступает из въезжающих на площадку 8 автосамосвалов или вагонеток.
Грузоподъёмность подъёмников 0,50-1,75 т, а высота подъёма 40-150 м при скорости 30-90 м/мин.
Основным недостатком описанных типов мачтовых и шахтных подъёмников является большая трудоёмкость работы по загрузке и разгрузке их грузовых кабин. Поэтому в подъёмниках большой грузоподъёмности (1,50-1,75 т) кабины иногда оборудуются специальными грузоподъёмным устройством, обеспечивающим загрузку и разгрузку платформы.
Если на грузовых платформах шахтных или мачтовых подъёмников производится хотя бы изредка подъём людей или если не исключена возможность входа людей на платформу, например во время разгрузки материала, то эти платформы обязательно должны оборудоваться улавливающими устройствами (ловителями).
Струнные подъёмники представляют собой наиболее простую и лёгкую конструкцию. Ограждённая платформа 5 подвешена к подъёмному канату 3 электрической лебёдки 8. Направляющими платформы при вертикальном перемещении служат два или четыре натянутых каната – струны 4, которые предохраняют платформу от раскачивания и вращения. Струны 4 и верхние направляющие блоки 1 закрепляются на консоли 2 в верхней части здания, а лебёдки устанавливаются внизу здания у подъёмника.
Внизу струны крепятся к раме 6 с балластом 7. Струнные подъёмники могут оборудоваться платформой или ковшом.
Обычно струнные подъёмники используются при грузоподъёмностях 0,25-0,50 т для ремонтных строительных работ на зданиях высотой 15-40 м при скорости подъёма до 20 м/мин.
Рис.107. Струнный подъёмник с платформой:
1 – направляющие блоки; 2 – консоль; 3 – подъёмный канат; 4 – струны;
5 - ограждённая платформа; 6 – рама; 7 – балласт; 8 – электрические
лебёдки.
Монтажные вышки и гидроподъёмники (специальные подъёмные устройства также относятся к подъёмникам). Они предназначены для подъёма одного или двух рабочих при выполнении строительно-монтажных работ.
а б
в г
Рис.108. Монтажные вышки на базе автомобиля:
а - автовышка строительная на базе автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, предназначена для подъема в люльке людей с инструментом на высоту до 22 м (АП-17, АП-18, ВС-22); б, в – вышки на базе грузовика; г - вышка телескопическая ТВ-26Е2 для подъёма рабочих с инструментом при строительно-монтажных эксплуатационно-ремонтных работах на высоковольтных линиях электропередач, связи, ремонте и окраске зданий и сооружений.
Рис.109. Подъёмник самоходный ZARGES модель ZLS 740 SK.
Более широкое применение имеют гидроподъёмники, позволяющие перемещать люльку не только вертикально, но и в различных направлениях. Основной несущей конструкцией гидроподъёмника является складывающаяся шарнирная мачта с люльками. Управление мачтой осуществляется при помощи гидроцилиндров и канатно-блочных устройств. Питание гидроцилиндров осуществляется масляным насосом, приводимым в движение от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.
Рис.110. Монтажные вышки (схема рычажно-шарнирного подъёмника).